Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 114/18/19 "Оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42", на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100004917000406, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 114/18/19 "Оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовала представитель заказчика
Сачек Л.Р. (доверенность N 67 от 10.04.2017).
ООО "Недра Сибири", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок и (или) показателей технологии производства, испытаний товара, химического состава и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и представила письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью заказчика совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона N 114/18/19 "Оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42", номер извещения 0319100004917000406.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - инструкция) аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать "согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
При этом в указанной инструкции содержится следующее: "Участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие сведения о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара, использование которого предполагается при оказании услуг. Указание процентного содержания компонента соответствует процентному содержанию массовой доли данного компонента в составе средства.
Участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 8.417-2002, ГОСТ 25644-96, ГОСТ 32479-2013, ГОСТ 6309-93, ГОСТ 12.1.007-76 и "Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299" по позициям предлагаемого для использования при оказании услуг товара".
Кроме того, в пункте 2 Требований к химическим средствам, материалам и оборудованию документации об электронном аукционе указано: "_Маркировка потребительской упаковки и указание участником в заявке наименования средств и состава средств бытовой химии, которые предлагаются для использования при выполнении работ (услуг), перечисленных в ТЗ аукционной документации, должны полностью соответствовать требованиям соответствующих ГОСТов и "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299".
Таким образом, участник электронного аукциона при заполнении заявки на участие в электронном аукционе вправе указать неконкретное значение требуемых показателей, а значение соответствующее требованиям указанных заказчиком ГОСТов и "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299.
В пункте 1 Требований к химическим средствам, материалам и оборудованию документации об электронном аукционе указано: "Химические средства (средства моющие синтетические; средства стиральные жировые и водосмягчающие; средства отбеливающие, средства для подсинивания, средства для подкрахмаливания, средства комплексного воздействия, средства для антистатической обработки, мягчители для изделий из тканей, средства отделочные; средства моюще-дезинфицирующие, дезинфицирующие; средства пятновыводящие и т. п.), используемые для стирки, дезинфекции, отбеливания и т.п. имущества Заказчика должны соответствовать требованиям нормативной и/или технической документации и иметь паспорт безопасности, оформленный в установленном порядке (согласно ГОСТ 30333-2007)".
Из пояснений заказчика следует, что паспорт безопасности - основополагающий документ, который предваряет обращение любого химического средства (в том числе средств для стирки, дезинфицирующих средств и т.д.) и сопровождает на протяжении всего его срока существования (без привязки не только к конкретной единице продукции, но и к партии данной продукции). Любое заинтересованное лицо бесплатно обеспечивается паспортом безопасности от производителя или его представителей, кроме того, паспорт безопасности доступен в открытом доступе. В 9-м разделе паспорта безопасности приводится, в том числе, значение Водородного показателя (рН), который в зависимости от производителя, типа, вида и т.п. продукции может представляться в виде конкретного значения, конкретного значения с допускаемыми отклонениями или в виде диапазона значений.
Также представителем заказчика представлены паспорта безопасности на товары указанные в пункте "Химические средства для стирки и дезинфекции" аукционной документации.
В пункте 3 Требований к химическим средствам, материалам и оборудованию документации об электронном аукционе указано: "Все дезинфицирующие средства должны иметь Свидетельство о государственной регистрации и Инструкцию по применению (разрабатывается производителем (поставщиком средства) и утверждается после согласования с органами государственного санитарного надзора), оформленные в соответствии с соответствующими СанПиНами и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.11.2002 N 344. Инструкция по применению должна включать следующие разделы: общие положения и область применения, токсикологическая характеристика средства, приготовление рабочих растворов, применение рабочих растворов с указанием экспозиций применения, способов обработки дезинфицируемых объектов, методы контроля, в том числе и по показателю содержания действующего вещества, меры предосторожности при работе со средством, условия и сроки хранения, условия транспортировки.
Согласно пункта 2.8.22 ГОСТ Р 56994-2016 "Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения" инструкция по применению дезинфекционного средства: Документ, содержащий характеристику целевой эффективности, физико-химических показателей, токсичности и опасности, указания по применению, мерам предосторожности и защиты, методам контроля качества дезинфекционного средства, условиям его хранения и транспортирования. Примечание - Инструкция является обязательной для каждого дезинфекционного средства.
Из пояснений заказчика следует, что инструкции по применению дезинфицирующих средств доступны в открытом доступе, например, на основных сайтах по дезинфицирующим средствам - http://dezreestr.ru/ и http://dezr.ru/. Таким образом, заполнение заявки возможно без химического анализа и лабораторных исследований материалов.
Кроме того, представителем заказчика представлены свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующих средств и инструкции по применению дезинфицирующих средств на товары указанные в пункте "Химические средства для стирки и дезинфекции" аукционной документации.
Приведенные в техническом задании формулировки о структуре и предельно допустимых значениях физико-механических показателей синтетических ниток должны соответствовать согласно инструкции ГОСТу 6309-93 "Нитки швейные хлопчатобумажные и синтетические. Технические условия".
Из пояснений заказчика следует, что значения показателей "нормированная влажность ниток", "результирующая номинальная линейная плотность ниток", "линейная плотность" (которая является частью показателя "Структура ниток") "минимальная разрывная нагрузка нитки при испытании методом разрыва одной нити", "максимальное удлинение при разрыве", "максимальный коэффициент вариации по разрывной нагрузке", "допускаемое отрицательное относительное отклонение результирующей кондиционной линейной плотности ниток от результирующей номинальной линейной плотности" содержаться в ГОСТ 6309-93 и не требуют лабораторных (или иных) исследований.
Исходя из вышеизложенных положений аукционной документации, возможности ознакомления с паспортами безопасности, инструкции по применению дезинфицирующих средств, Комиссия приходит к выводу, что участник электронного аукциона при заполнении заявки на участие в электронном аукционе вправе указать значения требуемых показателей, соответствующее требованиям указанных заказчиком ГОСТ, то есть не проводить исследования и экспертизу товара. Учитывая изложенное, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения Закона о контрактной системе в документации о проведении электронного аукциона.
Кроме того, подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ООО "Недра Сибири" проведя внеплановую проверку, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Недра Сибири" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 ноября 2017 г. N 1863
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017