Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Аквамарин" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N 141/18 "Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, санитарной обработки помещений, техники, поверхностей и инвентаря для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42", на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100004917000415, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Аквамарин" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 141/18 "Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, санитарной обработки помещений, техники, поверхностей и инвентаря для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 22.11.2017 присутствовала представитель заказчика Сачек Л.Р. (доверенность N 67 от 10.04.2017).
ООО "Аквамарин", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно, установленные Заказчиком в документации о закупке показатели массовой доли компонентов в процентах "не менее 0,2 %", "менее 15 %", "не менее 5 %" и пр. не соответствуют требованиям ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования". Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок и (или) показателей технологии производства, испытаний товара, химического состава и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования: "Выбор конкретного дезинфицирующего средства и переход на другое происходит по указанию врача-эпидемиолога (врача-дезинфектолога) Заказчика с учетом результатов анализа микрофлоры внешней среды лечебно-профилактического учреждения, а также мониторинга (слежения) устойчивости госпитальных штаммов к использованным дезинфицирующим средствам".
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и представила письменные пояснения.
На основании необходимости проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 23.11.2017 до 16 часов 20 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Сачек Л.Р. (доверенность N 67 от 10.04.2017).
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью заказчика совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона N 141/18 "Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, санитарной обработки помещений, техники, поверхностей и инвентаря для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42", номер извещения 0319100004917000415.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - инструкция) аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать "согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
При этом в указанной инструкции содержится следующее: "Участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие сведения о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара, использование которого предполагается при оказании услуг. Указание процентного содержания компонента соответствует процентному содержанию массовой доли данного компонента в составе средства.
Участник закупки в своей заявке должен указать значения (диапазон значений) конкретных показателей в соответствии с
ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие требования к текстовым документам (с Изменением N 1, с Поправками)"
ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин"
ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010 "Высокоэффективные фильтры очистки воздуха ЕРА, HEPA и ULPA. Часть 1. Классификация, методы испытаний, маркировка"
ГОСТ 32478-2013 Товары бытовой химии. Общие технические требования (с Поправкой)
ГОСТ 32479-2013 Средства для стирки. Общие технические условия
ГОСТ 32481-2013 Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия (с Поправкой)
ГОСТ 26891-86 Клапаны аэрозольные, головки распылительные и колпачки. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)
ГОСТ 31696-2012 Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия
ОДН 218.2.027-2003 Требования к противогололедным материалам
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2)
ГОСТ 23246-78 Древесина измельченная. Термины и определения
ГОСТ 5100-85 Сода кальцинированная техническая. Технические условия (с Изменением N 1)
ГОСТ 857-95 Кислота соляная синтетическая техническая. Технические условия (с Поправкой)
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой)
ГОСТ 32521-2013 Мешки из полимерных пленок. Общие технические условия (с Поправкой)
техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" и "Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299", а также ГОСТами, которые Заказчик использует при описании технических характеристик по позициям предлагаемого для использования при оказании услуг товара".
Кроме того, в пункте 2 Требований к химическим средствам, материалам и оборудованию документации об электронном аукционе указано: "_Маркировка потребительской упаковки и указание участником в заявке наименования средств и состава средств бытовой химии, которые предлагаются для использования при выполнении работ (услуг), перечисленных в ТЗ аукционной документации, должны полностью соответствовать требованиям соответствующих ГОСТов и "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299".
Согласно пункту 3.3.1.2 ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования" маркировка должна содержать, в том числе, состав средства (в соответствии с приложением Б).
Согласно приложению Б ГОСТ 32478-2013 перечислены компоненты, массовая доля которых в составе средства 0,2% и более. Указано, что массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом:
- менее 5%;
- 5% или более, но менее 15%;
- 15% или более, но менее 30%;
- 30% и более.
Таким образом, показатели массовой доли компонентов в процентах "не менее 0,2 %", "менее 15 %", "не менее 5 %" и пр. не противоречат требованиям ГОСТ 32478-2013, довод жалобы является необоснованным.
Согласно таблице "Средства (материалы) для проведения уборок" Требований к химическим средствам, материалам и оборудованию документации об электронном аукционе заказчиком, в том числе, указано:
44 |
Противогололедный фрикционный материал для посыпки тротуаров и дорожек |
- Удельная эффективная активность естественных радионуклидов - не более 740 Бк/кг. |
45 |
Противогололедный химический материал для посыпки тротуаров и дорожек |
Физико-химические свойства материала: Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером: - св. 10 мм - не допускается; - св. 5 мм до 10 мм, максимальное содержание - не более 10 %: - св. 1 мм до 5 мм, минимальное содержание - не менее 75 %; - 1 мм и менее, максимальное содержание - не более 15 %; - Влажность не более 5 %; - Массовая доля нерастворимых в воде веществ не более 2,5 %; - Водородный показатель, ед. (рН) - 5-9; Технологические свойства: - Плавящая способность не менее 5 г/г, - Гигроскопичность 10-50 %/сут - Показатель скользкости не более 0,2 %. (удельная эффективная активность естественных радионуклидов - не более 740 Бк/кг). |
46 |
Набор средств для нейтрализации разлитых агрессивных реагентов (кислот, щелочей) |
Сода кальцинированная техническая, марки Б, _ с массовой долей углекислого натрия не менее 99 %, Песок для строительных работ, _с крупностью зерен до 5 мм, содержанием пылевидных и глинистых частиц, не превышающем 2 % и содержанием глины в комках не выше 0,25 % по массе. _Максимальное значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов песка не должно превышать 370 Бк/кг. |
Согласно таблицы 2 ОДН 218.2.027-2003 "Требования к противогололедным материалам" удельная эффективная активность естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах, Бк/кг, не более: 740.
Согласно таблицы 1 ОДН 218.2.027-2003 установлено
Физико-химические: |
|
4. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером: |
|
- св. 10 мм |
Не допускается |
- св. 5 мм до 10 мм вкл., не более |
10 |
- св. 1 мм до 5 мм вкл., не менее |
75 |
- 1 мм и менее, не более |
15 |
_. |
|
7. Влажность, %, не более |
5 |
8. Массовая доля нерастворимых в воде веществ, %, не более |
2,5 |
9. Водородный показатель, ед. (рН) |
5-9 |
Технологические: |
|
12. Плавящая способность, г/г, не менее |
5 |
13. Гигроскопичность, %/сут |
10-50 |
15. Показатель скользкости, не более |
0,2 |
Экологические: |
|
16. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более: |
|
- для дорог и улиц в населенных пунктах |
740 |
Согласно ГОСТ 5100-85 "Сода кальцинированная техническая. Технические условия" массовая доля углекислого натрия(Na CO ), не менее 99% для соды марки Б первого и второго сорта и не менее 99,4% для соды марки Б высшего сорта.
В соответствии с пунктом 3.1. ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" песок: природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм.
Исходя из пункта 4.2.5. ГОСТ 8736-2014 содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4 в процентах по массе.
Класс песка |
Группа песка |
Содержание пылевидных и глинистых частиц |
Содержание глины в комках |
I |
Повышенной крупности, крупный и средний |
2 |
0,25 |
Согласно пункту 4.3. ГОСТ 8736-2014 пескам должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область его применения. Песок в зависимости от значений удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют: - Аэфф до 370 Бк/кг - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные заказчиком значения показателей соответствуют ГОСТам, указанным в аукционной документации. Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указание значений (диапазонов значений) конкретных показателей должно производиться в соответствии с нормативной документацией (в том числе ГОСТами), которой определяются характеристики товара, предлагаемого для оказания услуги, и которая указана в настоящей Инструкции. Указание значений показателя в диапазонном виде не может являться основанием для отклонения заявки в том случае, если приведенные в заявке значения соответствуют нормативной документации на предложенный товар, указаны в соответствии с требованиями к текстовым документам, а указание единиц величин значений соответствует правилам Государственной системы обеспечения единства измерений.
Таким образом, участник электронного аукциона при заполнении заявки на участие в электронном аукционе вправе указать неконкретное значение требуемых показателей, а значение соответствующее требованиям указанных заказчиком ГОСТов, то есть не проводить исследования и экспертизу товара. Довод жалобы является необоснованным.
В пункте 3 Требований к химическим средствам, материалам и оборудованию документации об электронном аукционе указано: "Все дезинфицирующие средства должны иметь Свидетельство о государственной регистрации и Инструкцию по применению (разрабатывается производителем (поставщиком средства) и утверждается после согласования с органами государственного санитарного надзора), оформленные в соответствии с соответствующими СанПиНами и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.11.2002 N 344. Инструкция по применению должна включать следующие разделы: общие положения и область применения, токсикологическая характеристика средства, приготовление рабочих растворов, применение рабочих растворов с указанием экспозиций применения, способов обработки дезинфицируемых объектов, методы контроля, в том числе и по показателю содержания действующего вещества, меры предосторожности при работе со средством, условия и сроки хранения, условия транспортировки. Характеристики дезинфицирующих средств должны обеспечивать проведение дезинфекционных мероприятий согласно решения Комиссии Заказчика по ВБИ (внутрибольничным инфекциям) по применению дезинфицирующих средств в подразделениях Заказчика в 2018-м году, при этом эквивалентность дезинфицирующих средств определяется полным соответствием номенклатуры действующих веществ для дезинфицирующих средств для проведения санитарных уборок, а также максимально близкими характеристиками режимов обработки, процентного содержания действующих веществ в составе средства и области применения дезинфицирующего средства. Выбор конкретного дезинфицирующего средства и переход на другое происходит по указанию врача-эпидемиолога (врача-дезинфектолога) Заказчика с учетом результатов анализа микрофлоры внешней среды лечебно-профилактического учреждения, а также мониторинга (слежения) устойчивости госпитальных штаммов к использованным дезинфицирующим средствам. Действия, связанные с применением дезинфицирующих средств в учреждениях Заказчика, фиксируются в соответствующих журналах под контролем старшей медицинской сестры".
Из пояснений заказчика следует, что в техническом задании уже указаны несколько (не менее трех) средств для ежедневных и не менее трех средств для генеральных уборок. Выбор конкретного дезинфицирующего средства и переход на другое, происходит по указанию врача-эпидемиолога, но в рамках только тех средств, которые были указаны в заявке победителя в соответствии с техническим заданием, определены в окончательной редакции Решения комиссии и включены в договор.
На основании указанных положений аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что после принятия решения Комиссии Заказчика по внутрибольничным инфекциям (в котором прописываются конкретные средства), подбираются аналоги дезинфицирующих средств, указанных в Решении комиссии, из перечисленных в техническом задании, для возможности замены дезинфицирующего средства с целью эффективной борьбы с патогенными микроорганизмами.
Учитывая изложенное, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения Закона о контрактной системе в документации о проведении электронного аукциона.
Кроме того, подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы ООО "Аквамарин" проведя внеплановую проверку, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Аквамарин" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 ноября 2017 г. N 1900
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017