Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Марьино": К.В. Евстафьева,
ООО "КОНВЕРТЕР": А.А. Первакова,
рассмотрев жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Марьино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое содержание общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (среди СМП) (Закупка N 0373200655917000014) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N 137/18 от 09.01.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документа установлено соответствие поставляемых материалов следующим ГОСТам: ГОСТ 17675-87, ГОСТ 17299-78, ГОСТ 23469.3-79, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ Р 54429-2011, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89), ГОСТ 14959-79, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 21931-76, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 30402-96, ГОСТ 11738-84, ГОСТ 17678-80, ГОСТ 22032-76, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 27148-86, ГОСТ 190-78, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 26445-85, ГОСТ 19113-84, ГОСТ 10054-82, ГОСТ 18277-72, ГОСТ 10127-75, ГОСТ Р 54455-2011 (МЭК 62599-1:2010, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 860-75, ГОСТ 2768-84, ГОСТ 9690-71, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 19034-82, ГОСТ 6402-70, ГОСТ 5915-70, ГОСТ Р 51692-2000, ГОСТ 6465-76, ГОСТ Р 51311-99, ГОСТ 6323-79, ГОСТ 8240-89, ГОСТ 16214-86, ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003), ГОСТ 1145-80, ГОСТ 2768, ГОСТ 18277, ГОСТ 16092-78, ГОСТ 6323, ГОСТ 9690, ГОСТ 17557-88, ГОСТ 23469.0-81, ГОСТ 26445, ГОСТ 10348-80, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 4643-75, ГОСТ 31565-2012, ГОСТ Р 53566-2009, ГОСТ 17515-72 и др. Так, например, ГОСТ 9690-71 "Талрепы" регламентирует талрепы, применяемые в судовых устройствах надводных кораблей, судов и плавсредств всех классов, при этом вышеуказанный товар отсутствует в аукционной документации Заказчика.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены таким образом требования к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки, что в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены излишне детализированные требования к товару п.16 "Шайбы стальные", поскольку, для однозначной идентификации например шайбы как изделия достаточно указания параметров "Диаметр винта", "Тип Шайбы", а также указания на соответствие товара ГОСТ 6402-70 "Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями N2, 3)".
Также в составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены излишне детализированные требования к товару п.18 "Гайка", поскольку, для однозначной идентификации например гайки как изделия достаточно указания параметра "Номинальный диаметр резьбы", а также указания на соответствие товара ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры (с Изменениями N 2-7)".
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком также установлены излишне детализированные требования к товару п.21 "Олово", поскольку, для однозначной идентификации олова достаточно указания параметра "Марка", а также указания на соответствие товара ГОСТ 860-75 "Олово. Технические условия (с Изменениями N1, 2, 3, 4)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ.
Комиссией Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя на предмет установления неправомерных требований к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция): "в случае установления в приложении к документации соответствующего диапазона значений показателя товара с использованием предлогов "от" и "до" или знака "-" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя в рамках установленного диапазона, но не включая его пограничные значения (за исключением случаев, когда присутствует символ "*")", "в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" стоит знак ":") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать только первое из альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", или несколько альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", включая первое из альтернативных значений показателя без использования знака ";".
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком установлены таким образом положения инструкции, а также затруднился обосновать невозможность использования стандартных и общепринятых слов и символов.
Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку применение при описании объекта закупки указанных требований Инструкции по заполнению заявки не позволяет определить потребность Заказчика.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемому при оказании услуг товарам, а именно: п.15 "Ацетон ГОСТ 2768": "Температурные пределы (нижний, верхний) воспламенения паров в воздухе диапазон рабочих температур от -24 до +8 °С", поскольку в соответствии с ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" температурные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний - минус 20 °С, верхний - 6 °С; п.10 "Спирт этиловый технический": "Область воспламенения 3.5-20* % (по объему)", поскольку в соответствии с ГОСТ 17299-78 "Спирт этиловый технический. Технические условия (с Изменениями N1, 2)" область воспламенения 3,6 - 19% (по объему)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установления в аукционной документации требований к товарам по п.15, п.10 противоречащим положениям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару по п.13 "Блок питания (для системного блока)": "Количество вентиляторов охлаждения 1-2", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в соответствии с Инструкцией "в случае установления в приложении к документации соответствующего диапазона значений показателя товара с использованием предлогов "от" и "до" или знака "-" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя в рамках установленного диапазона, но не включая его пограничные значения (за исключением случаев, когда присутствует символ "*", таким образом, участнику закупки предоставляется возможность указать в составе заявки исключительно дробное значение, например "полтора вентилятора", что ограничивает в выборе товара ввиду отсутствия таких блоков питания на рынке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных дублирующих требований к товарам, а именно: п.10 "Спирт этиловый технический": "Концентрация этилового спирта не менее 94.0 % (по объему). Объемная доля этилового спирта от 96.0* до 96.2*%"; п.30 "Выключатель автоматический АЕ": "Степень защиты выключателя IP 20; Защита от проникновения твердых тел
1"; п.36 "Сигнализатор магнитоконтактный": "степень защиты оболочки > IP55; Защита от проникновения твердых предметов: Пыль не должна проникать в оболочку; Защита от проникновения влаги: Должно быть защищено от воздействия при длительном погружении в воду".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные требования к характеристикам товаров по п.10, п.36 установлены с учетом того, чтобы у участника закупки была возможность не допустить ошибку в предложении.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки указанным образом не носит объективный характер.
7. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару по п.29 "Трубы из ПВХ гофрированные (с зондом) диаметром 20 мм": "Диапазон рабочих температур эксплуатации: не хуже чем от 0 до +35°С", поскольку Инструкцией не регламентировано "хуже" в данном случае.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать правомерность установления в аукционной документации требований к товару по п.29, а также пояснить, каким образом участнику закупки предоставляется возможным определить потребность Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
8. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару по п.16 "Шайбы стальные", а также установлено требования о соответствии данного товара ГОСТ 6402-70 "Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями N 2, 3)", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку ГОСТ 6402-70 регламентирует шайбы пружинные, в то время, как Заказчиком установлены требования к шайбам стальным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что шайбы стальные - это общий вид товара "шайбы материалы изготовления - сталь", который подразделяется на конкретные подвиды, которые регламентируются соответствующими ГОСТ: ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)", ГОСТ 6402-70 "Шайбы пружинные. Технические условия (с Изменениями N 2, 3)", ГОСТ 28961-91 (ИСО 887-83) "Шайбы плоские для метрических болтов, винтов и гаек". Таким образом, указывая на то, что требуемый товар "Шайбы" должны быть из стали, Заказчик исключил возможность предоставления шайб из материалоа, которые не подходят для закупаемых услуг, а указав характеристики "Шайб пружинных" Заказчик дал понять Участникам закупки, какие именно шайбы ему требуются.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
9. Согласно доводу жалобы, в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к товару по п.15 "Ацетон ГОСТ 2768": "Массовая доля ацетона до 99.75* %", поскольку в соответствии с ГОСТ 2768-84 массовая доля ацетона, %, не менее 99,75; 99,5; 99,0.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Инструкцией "в случае установления в приложении к документации соответствующего диапазона значений показателя товара с использованием предлогов "от" и "до" или знака "-" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя в рамках установленного диапазона, но не включая его пограничные значения (за исключением случаев, когда присутствует символ "*")", таким образом участник закупки имеет возможность предложить значение параметра "Массовая доля ацетона", соответствующее положениям ГОСТ 2768-84.
На Заседании Комиссии представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
10. Согласно доводу жалобы, в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п.31 "Переговорное устройство": "Климатическое исполнение УХЛ 1, или УХЛ2 или УХЛ 3, или УХЛ4", поскольку Заказчиком не установлено, где и в каких условиях будет эксплуатировать это устройство.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчик предлагает участника закупки самостоятельно предложить вид климатического исполнения, исходя из требований Технического задания и характеристик климатического исполнения, подходящих под вид оказываемых услуг.
На Заседании Комиссии представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
11. В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к по п. "Видеокамера", п. "Видеорегистратор", п. "Монитор", п. "Кабель ККСВ", п. "Кабель ВВГнГ 3х2,5", п. "Кабель UTP кат. 5e", п. "Компьютерный джек RJ-45", п. "Контроллер сетевой универсальный", п. "Свитч", п. "Процессор", п. "Теплопроводная паста", п. "Спирт этиловый технический", п. "Оперативная память", п. "Сетевая карта", п. "Системная (материнская) карта", поскольку участник закупки не может определить потребность Заказчика в объеме вышеуказанных товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации имеется Приложение к Техническому заданию "Нормативная потребность в материалах и запасных частях на техническое обслуживание ППИ, УАРМ и ДВК", в котором указаны конкретные количественные показатели товаров, которые могут быть использованы при оказании услуг, при этом, Заказчиком указаны максимальные количественные показатели товаров за период оказания услуг.
На Заседании Комиссии представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" на действия ГБУ "Жилищник района Марьино" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам по п.16, п.15, п.13, п.10, п.18, п.21, п.29, п.36, в части установления неправомерных требования о соответствии товаров ГОСТ, а также в части установления неправомерных положений Инструкции.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Орехов
А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 января 2018 г. N 2-57-17357/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2018