Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
при участии представителя ГБУ "Жилищник района Марьино": Тляшева Р.А.,
в отсутствие представителей ООО "Тенкос" уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N МГ/68263/17 от 28.12.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Тенкос" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Марьино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое содержание общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (среди СМП) (Закупка N 0373200655917000014) (далее - Аукцион),в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/68263/17 от 28.12.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использование нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В форме 2 установлены требования:
п. "Кабель силовой": "Требования по стойкости к воздействию относительной влажности воздуха при температуре окружающей среды до плюс 35°СН до 98 %. Прочность при растяжении не менее десяти Н/мм2. Изоляции до старения, относительное удлинение изоляции при разрыве до старения более ста %. Относительное удлинение изоляции при разрыве после старения в термостате более ста %. Прочность при растяжении оболочки до старения более десяти Н/мм2. Относительное удлинение оболочки при разрыве до старения более ста %. Относительное удлинение оболочки при разрыве после старения в термостате - в диапазоне от ста %".
п. "Спирт этиловый технический": "Объемная доля этилового спирта от 96.0* до 96.2* %. Массовая концентрация альдегидов до 350 мг/дм3. Массовая концентрация сложных эфиров, в пересчете на уксусноэтиловый эфир до 180 мг/дм3. Массовая концентрация кислот в пересчете на уксусную кислоту не более 30 мг/дм3. Массовая концентрация сухого остатка, фурфурола не более 5,0 мг/дм3. Концентрация метилового спирта в пределах до 0.1* % (по объему). Нижний, верхний диапазон рабочих температур предела воспламенения насыщенных паров спирта в воздухе от 11*°С и не более 41 °С. Предельно допустимая концентрация паров этилового спирта в воздухе производственных помещений (ПДК) не должна быть более 1000 мг/м3. Марка А; Б. Область воспламенения 3.5-20* % (по объему)".
п. "Ацетон": "Минимальная энергия зажигания паров в воздухе до 0.62 мДж. Массовая доля ацетона до 99.75* %. Массовая доля воды 0.2 %. Массовая доля метилового спирта не более 0.05 %. Массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту
0.001 и до 0.003 %. Устойчивость к окислению марганцовокислым калием от 0.75 ч. Плотность от 0.789 г/см3".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявок, требования Заказчика о подробном описании в заявках (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров предоставляется возможным указать в составе первых частей заявок без проведения испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, на участие в аукционе подано 3 заявки, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что требуемые значения параметров, имеющие цифровые значения, установлены Заказчиком прописью, что может вводить в заблуждение участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе, документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки вышеуказанным образом, а также документы и сведения, свидетельствующие о невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки, а именно: п. "Ацетон": "Сорт высший; первый; второй", при этом, не указывает каким образом, указанное требование к товару ограничивает количество участников закупки и не позволяет подать заявку на участие в аукционе.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя, список ГОСТов, требование о соответствии которым установлено аукционной документацией, может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному оформлению заявки на участие в Аукционе, так как в Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, в Техническом задании не содержатся указания на то, какими именно ГОСТами и пунктами в таких ГОСТах следует руководствоваться при предоставлении сведений в первой части заявки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации установлено требование: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 17675-87, ГОСТ 17299-78, ГОСТ 23469.3-79, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ Р 54429-2011, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89), ГОСТ 14959-79, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 21931-76, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 30402-96, ГОСТ 11738-84, ГОСТ 17678-80, ГОСТ 22032-76, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 27148-86, ГОСТ 190-78, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 26445-85, ГОСТ 19113-84, ГОСТ 10054-82, ГОСТ 18277-72, ГОСТ 10127-75, ГОСТ Р 54455-2011 (МЭК 62599-1:2010, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 860-75, ГОСТ 2768-84, ГОСТ 9690-71, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 19034-82, ГОСТ 6402-70, ГОСТ 5915-70, ГОСТ Р 51692-2000, ГОСТ 6465-76, ГОСТ Р 51311-99, ГОСТ 6323-79, ГОСТ 8240-89, ГОСТ 16214-86, ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003), ГОСТ 1145-80, ГОСТ 2768, ГОСТ 18277, ГОСТ 16092-78, ГОСТ 6323, ГОСТ 9690, ГОСТ 17557-88, ГОСТ 23469.0-81, ГОСТ 26445, ГОСТ 10348-80, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 4643-75, ГОСТ 31565-2012, ГОСТ Р 53566-2009, ГОСТ 17515-72 и др".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования установленные в Форме 2, соответствуют указанным в инструкции ГОСТ и данным производителя товара, при этом, перечисление ГОСТов в инструкции по заполнению первой части заявки через запятую и без наименований не может рассматриваться как ограничение участников аукциона, поскольку данная информация содержится в общедоступном формате сети интернет.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении Заказчиком требований в инструкции о соответствии товаров конкретным ГОСТ.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Тенкос" на действия ГБУ "Жилищник района Марьино" обоснованной в части неправомерного установления избыточных требований требований к товарам.
Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2018 г. N 2-57-17290/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018