Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ": Д.О. Селяметова,
ООО "СтройСервис": Ю.А. Лапиной,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на на выполнение работ по ремонту отделения анестезиологии и ЦНО на 3 этаже 6 корпуса (Закупка N 0373200017418000004) (далее - электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.02.2018 NТФ/7772/18.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в формировании аукционной документации в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в Приложении N1 к Техническому заданию установлены неправомерные требования к товару "канат пеньковый пропитанный", поскольку сметная документация, на основании которой рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, не содержит вышеуказанный товар.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что канаты пеньковые пропитанные - это канаты из однородных полимерных материалов, а также комбинированные канаты из разных полимерных материалов и комбинированные канаты с использованием стальной проволоки и полимерных материалов. При этом, согласно п.21.1-25-61 ресурсной ведомости, при выполнении работ используется каболка (канат смоляной), которая представляет собой льняную или из другого волокнистого материала (натурального или искусственного) прядь, пропитанную при необходимости антисептиком (антисептическим веществом), сплетенную специальным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаром (материалов) (далее - Инструкция) установил следующие соответствие товаров к "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 5781, ГОСТ 6629, ГОСТ 475, ГОСТ 31173, ГОСТ Р 52643, ГОСТ Р 52644, ГОСТ Р 52645, ГОСТ Р 9.316, ГОСТ 8486, ГОСТ 24454, ГОСТ 10618, ГОСТ 11652, ГОСТ 11650, ГОСТ 10618, ГОСТ 10618, ГОСТ 11652, ГОСТ 10330, ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 4029, ГОСТ 283, ГОСТ 125, ГОСТ 8486, ГОСТ 24454, ГОСТ 8486, ГОСТ 24454, ГОСТ Р 54562, ГОСТ 16442, ГОСТ 22483, ГОСТ 31996, ГОСТ Р 52868, ГОСТ 14254, ГОСТ 30055, ГОСТ 24064, ГОСТ 12172, ГОСТ 5157, ГОСТ 28196, ГОСТ 10503, ГОСТ 1153, ГОСТ 2162, ГОСТ 18108, ГОСТ 6266, ГОСТ 10923, ГОСТ 9968, Гост 8242, Гост 4976, ГОСТ 190, ГОСТ 17375-2001, ГОСТ 17380, ГОСТ 5157, ГОСТ 10632, ГОСТ 18172, ГОСТ 10354, ГОСТ 19111, ГОСТ 6787, ГОСТ 9573, ГОСТ 18297, ГОСТ 8479, ГОСТ 6323, ГОСТ 22483, ГОСТ 8639, ГОСТ 13663, ГОСТ 8639, ГОСТ 13663, ГОСТ 30245, ГОСТ 28013, ГОСТ 7338, ГОСТ 5157, ГОСТ 14254, ГОСТ 14254, ГОСТ 15150, ГОСТ 3826, ГОСТ 7473, ГОСТ 26633, ГОСТ 2590, ГОСТ 2591, ГОСТ 103, ГОСТ 8509, ГОСТ 8617, ГОСТ 30493, ГОСТ 15167, ГОСТ 31108, ГОСТ 1144, ГОСТ 1145, ГОСТ 1147, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467. Всеиспользуемые нормативно-технические документы должны быть в актуальных действующих редакциях". Согласно п. 7 Технического задания: "Используемые товары должны соответствовать государственным стандартам ГОСТ 25718-83, ГОСТ 30673-99, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 19111- 2001, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 7251-77, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 30245-2003, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 27017-86, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 9.303-84, ГОСТ 3560-73, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 9757-90, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 11650-80, ГОСТ 10620-80, ГОСТ 27017-86, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 18123-82, ГОСТ 5927-70, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 7805-70, ГОСТ 14791-79", при этом, по мнению Заявителя, в Инструкции не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что в Инструкции указаны конкретные государственные стандарты, которым должны соответствовать предлагаемые к использованию при выполнении работ товары, что не противоречит Закону о контрактной системе.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также свидетельствующих о невозможности формирования заявки согласно требованиям аукционной документации при неустановлении Заказчиком требования о соответствии конкретных товаров конкретным ГОСТ, а также свидетельствующих о том, что данные положения аукционной документации могут вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для ознакомления - файл "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" размещен в формате, не обеспечивающем возможность копирования текста, что не позволяет участникам закупки беспрепятственно сформировать первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что техническая часть документации размещена в формате "pdf", то есть в файле, позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию изложено описание требований к товарам, используемым при выполнении работ, в частности:
- в п.113 "Шурупы": "Форма головки", "Исполнение", "Скругление пояска головок шурупов, выводящее диаметры головок за предельное отклонение", "Длина", "Диаметр резьбы", "Диаметр головки", "Шаг резьбы", "Глубина крестообразного шлица", "Внутренний диаметр резьбы", "Диаметр крестообразного шлица", "Высота головки", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Теоретическая масса 1000 шт";
При этом, согласно ГОСТ 1144-80 Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2), а также ГОСТ 1145-80 (СТ СЭВ 2327-80) Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2), требованиям, которым должен соответствовать товар, обозначение шурупа состоит из таких показателей, как исполнение; диаметр резьбы, длина шурупа, материал изготовления, наличие либо отсутствие покрытия.
Таким образом, по мнению Заявителя, установление требований вышеуказанным образом вводит участников закупки в заблуждение и препятствует формированию заявки на участие в аукционе, поскольку для определения соответствия закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям достаточно пяти вышеуказанных параметров шурупов.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации к товарам п.109 "Шурупы с потайной головкой Тип 1", п.110 "Шурупы с потайной головкой Тип 2", пп.108,111 "Шурупы", п.1 "Арматурные заготовки", п.8 "Внты самонарезающие для металла и пластмассы", п.9 "Винты самонарезающие оцинкованные тип 1", п.10 "Винты самонарезающие оцинкованные тип 2", п. 14 "Гвозди строительные", п.15 "Гвозди толевые круглые".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к применяемым товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования в аукционной документации установлены Заказчиком в нарушение п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, в частности, к таким товарам как: п.46 "Краски масляные жидкотертые", п. 112 "Электроды", п. 107 "Шпатлевка масляно-клеевая", п. 104 "Унитазы керамические", п. 102 "Умывальники", п. 93 "Смеси сухие штукатурные цементно-известковые", п. 91 "Смеси бетонные", п. 89 для товара "Сифоны латунные", п. 81 для товара "Растворы строительные", п. 80 "Растворы строительные", п. 79 "Раствор известковый", п. 72 "Поддоны душевые чугунные эмалированные", п. 71 "Плиты минераловатные", п. 70 "Плитки керамические глазурованные", п. 66 "Пигменты сухие желтые", п. 61 "Олифа оксоль", п. 45 "Сурик железный", п. 44 "Краски водно-дисперсионные", п. 32 "Кабель силовой тип 3", п. 31 "Кабель силовой тип 2", п. 30 "Кабель силовой тип 1", п. 29 "Известь хлорная", п. 28 "Замазка суриковая", п. 22 "Доски хвойных пород тип 2", п. 21 "Доски хвойных пород тип 1".
При этом Заявитель указывает на то, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так например, согласно ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия (с Изменением N 1)", требования к которому предъявляет Заказчик для товара 4. п. 44 "Краски водно-дисперсионные", степень перетира определяют по ГОСТ 6589.
Таким образом, требования аукционной документации Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров и характеристиками предельных отклонений, а также характеристиками компонентного состава и характеристик товаров, не влияющих на качество оказания услуг являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Также, Заявитель обжалует неправомерное установление излишних требований к товару п.98 "Сталь угловая равнополочная": "Ширина полки Должна быть не более 32 мм", "Площадь поперечного сечения Должна быть не менее 1,13 мм2", поскольку составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей.
Кроме того, согласно таблице 1 ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячетканные равнополочные. Сортамент", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, значения показателей характеристик "ширина полки", "площадь поперечного сечения" напрямую зависит от номера уголка, так например, для номера уголка 3,2 ширина полки 32.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к применяемым товарам вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ "ГКБ N 52 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 февраля 2018 г. N 2-57-2076/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018