Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования проверок закупок
К.А. Сомова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУ города Москвы "Жилищник района Войковский": И.С. Голубцова,
ООО "РостСервисИнвест": В.М. Новгородова,
рассмотрев жалобу ООО "РостСервисИнвест" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Войковский" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключение государственного контракта на закупку концентрированного моющего средства (детергента) для нужд ГБУ "Жилищник района Войковский" (Закупка N 0373200018818000106) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающей законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/8944/18 от 26.02.2018 документы и сведения.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлен неправомерный перечень документов, которые необходимо предоставить Заказчику при поставке товара. Так, п.10 Технического задания содержит, в том числе, следующие требования к товарам о соответствии нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования), а именно: "В день доставки Поставщик одновременно с Товаром должен выдать заказчику сопроводительные документы, относящиеся к Товару:
- сведения о производителе (указание адреса производства, документы на аренду производственные помещения, свидетельство о собственности производственного помещения, реквизитов юридического лица);
- сведения о поставщике (указание адреса поставщика, реквизитов юридического лица);
- свидетельство о государственной регистрации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице, согласно постановлению комиссии Таможенного союза N 299 от 28.05.2010, с выпиской из государственного реестра свидетельств государственной регистрации, выданной отделением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека продукции выданной в Российской Федерации, срок выдачи не больше одного месяца от даты отгрузки;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее годность рабочих растворов, при разведении 1 к 1000 в течение 24 часов;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее общетоксическое действие, определяемое методом in vitro на люминесцентных бактериях Т от 10,5 до 14,1;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее 4 класс опасности при введении в желудок DL50 мк/кг;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее отсутствие (баллы, не выявлено) кожно-резорбтивное действие детергента;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее 4 класс ингаляционной опасности методом статической ингаляционной затравки;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее показатель острой дермальной токсичности в 4 балла в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее общетоксическое действий, определяемое методом in vitro на сперматозойдах It 77,2-103,8;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее нулевое балловое раздражающее воздействие на кожные покровы в рекомендуемом режиме применения;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее показатель острой токсичности по водной среде средне смертельная доза более 100 мг/л;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее DL50 не более 10000 мг/кг;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее нулевое балловое раздражающее воздействие на конъюнктиву глаза в рекомендуемом режиме применения;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее показатель острой токсичности по водной среде EC50 более 100 мг/л;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее кумулятивные свойства более 2 ед.;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее нулевое балловое сенсибилизирующее действие;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее DL50 cut более 2500 мг/кг;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице с показателем рН от 8,4 до 8,6;
- экспертное заключение, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице устанавливающее показатель CL50 не более 435 000 мг/м3;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий 4 класс ингаляционной опасности методом статической ингаляционной затравки;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий индекс токсичности от 10,5 до 14,10;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий нулевое балловое раздражающее воздействие на кожные покровы в рекомендуемом режиме применения;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий индекс токсичности с испытанием по сперме от 77,2 до 103,8;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий нулевое балловое раздражающее воздействие на конъюнктиву глаза, в рекомендуемом режиме применения;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий отсутствие (не обнаружено) по кожно-резорбтивного действия;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий значение токсического и раздражающего действия, определяемое на альтернативных биологических моделях методом IN VITRO в периодах от 4,6 до 6 процентов;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий острую ингаляционную токсичность более 435000 мг/кг;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека подтверждающий, что детергент можно считать безопасным для почвенных микроорганизмов;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ, устанавливающий отсутствие действие на гидробионты;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий острую пероральную токсичность DL50 не более 10000 мг/кг;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, устанавливающий подострую пероральную токсичность (кумулятивные свойства) более 2,24 ед;
-протокол лабораторных испытаний (исследований), выданный испытательным лабораторным центром имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ, устанавливающий отсутствие фитоэффект Et -9,49%;
- паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием содержания массовой доли этилендиаминтетрауксусной кислоты 1-5%;
-паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием массовой доли поверхностно активных веществ не более 10%;
-заключение учреждения Министерства транспорта Российской Федерации, имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ о возможности использования для мытья дорожных покрытий;
- паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием содержания С13-С17 натриевых алкилсульфанатов от 1 до 5 %;
-паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием содержания метилнитрилотриацетат тринатрия от 1 до 5%;
-отчет специализированного института Министерства транспорта Российской Федерации имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ о измерении коэффициента сцепления с указанием 0,52 ;
- паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием содержания Трилон Д от 0,5 до 6%;
-паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием химического потребления кислорода не более 120 мг/дм3;
-ТУ или паспорт безопасности на химическую продукцию зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии с указанием срока годности не менее 36 месяцев, согласно ГОСТ 2.114-95;
- паспорт безопасности на химическую продукцию, зарегистрированный в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии согласно ГОСТ 30333-2007 с указанием массовой доли алкоксилированного жирного спирта 1-5%
-заключение учреждения, имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ на детергент подтверждающее эффективность моющего средства в разбавлении 1:1000 по отношению к дистиллированной воде коэффициент моющей способности 8,05-8,07;
-заключение учреждения, имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ на детергент подтверждающее температуру начала кристаллизации -15 градусов по Цельсию;
-заключение учреждения, имеющего аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ на детергент подтверждающее плавящую способность не менее 1,55 г/г;
- товарно-транспортную накладную;
- счет;
- счет-фактуру;
- акт приемки-передачи;
В случае отсутствия вышеназванных документов заказчик вправе отказаться от приема товара. Товар будет считаться не поставленным".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках указанного аукциона берет на себя обязательства по обеспечению безопасности граждан, в том числе и по применяемым средствам, основываясь на действующих законодательных нормах и актах по природоохранным мероприятиям благополучия населения. Так, при установлении вышеуказанных требований Заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 N299 (далее - Решение Комиссии). На основании установленного Решением Комиссии перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выдается обязательный документ "Свидетельство о государственной регистрации", при этом, основанием выдачи такого свидетельства являются экспертные документы и протоколы лабораторых исследований с содержанием параметром токсичности исследования препарата, которые важны изза социальной значимости применяемого продукта и его общественного применения. Вместе с тем, все показатели продукта могут формироваться в единым протоколе и экспертном заключении, при этом Заказчик в соответствии с нормами Закона о контрактно системе не вправе требовать единый документ, ввиду чего Заказчиком установлены требование к показателям отдельно, не указывая на количество требуемых документов.
Также представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТ 30333-2007 "Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования" паспорт безопасности является обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию (вещество, смесь, материал, отходы промышленного производства) и предназначен для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации химической продукции, а также ее использования в бытовых целях, при этом, организация (лицо), ответственная(ое) за представление химической продукции на рынке (изготовитель, поставщик, импортер или продавец), обязана(о) бесплатно обеспечить потребителя паспортом безопасности; по требованию потребителя паспорт безопасности должен быть предоставлен ему и в том случае, когда данные об опасных свойствах или видах опасного воздействия химической продукции общеизвестны. Таким образом, требование о предоставлении паспорта безопасности и его регистрации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии является правомерным ввиду соблюдения требований и техники безопасности по хранению и использованию товаров.
Кроме того, представитель Заказчика также пояснил, что Заказчиком установлены требования о предоставлении отчетов специализированного института Министерства транспорта Российской Федерации и заключений с аттестатами аккредитации Федеральной службы по аккредитации в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Таким образом, поставляемые товары могут применяться только при наличии документа, подтверждающего соответствие положениям ГОСТ Р 50597-93 во избежание аварийных ситуаций на дорогах.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.50 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N19 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции"" (далее - Технический регламент), оценка соответствия химической продукции требованиям Технического регламента осуществляется в формах:
а) уведомительной государственной регистрации;
б) разрешительной государственной регистрации.
Так, согласно п.59 Технического регламента, разрешительная государственная регистрация проводится в отношении:
а) новой химической продукции;
б) химической продукции, которая содержит ограниченные к применению химические вещества и смеси, сведения о которых включены в реестр химических веществ и смесей Союза, в концентрациях, превышающих предельное содержание, установленное в приложении N4 к Техническому регламенту.
Кроме того, согласно п.60 Технического регламента, для разрешительной государственной регистрации химической продукции заявитель направляет в уполномоченный орган следующие документы:
а) заявление о проведении разрешительной государственной регистрации химической продукции по форме, предусмотренной приложением N5 к Техническому регламенту;
б) паспорт безопасности, оформленный в соответствии с пунктами 36 - 43 Технического регламента;
в) протоколы исследований (испытаний), проведенных в испытательных (исследовательских) лабораториях (центрах), и (или) документы, содержащие информацию, полученную из официальных информационных источников. Протоколы исследований (испытаний) не представляются для химической продукции, сведения о которой включены в реестр химических веществ и смесей Союза, а также для химической продукции, которую можно классифицировать с помощью расчетных методов;
г) сведения, указанные в пункте 48 Технического регламента.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что п.8 Технического задания содержит следующее положение: "Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на соответствующий вид товара и наличием сертификатов, обязательных для каждого вида товара, оформленных в соответствии со стандартами РФ", а также в п.10 Технического задания установлено требование о необходимости предоставления Поставщиком свидетельства о государственной регистрации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека с областью применения для мойки асфальта на улице, что в совокупности является достаточным условием для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование о предоставлении поставщиком экспертных заключений, протоколов лабораторных исследований, паспорта безопасности и его регистрации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, а также отчетов специализированного института Министерства транспорта Российской Федерации и заключений с аттестатами аккредитации Федеральной службы по аккредитации в день поставки товара является избыточным и установлено в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РостСервисИнвест" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Войковский" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.С. Спирякова
К.А. Сомов
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 февраля 2018 г. N 2-57-2403/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2018