Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МинералФарм" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новоселовская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка специализированного пищевого продукта - витаминно-минерального комплекса" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300222518000030, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 17.04.2018 поступила жалоба ООО "МинералФарм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14, заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представители заказчика Ломакина Л.П. (доверенность N 516 от 20.04.2018, удостоверение личности) и Лунь С.П. (доверенность N 517 от 20.04.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, заказчик неправомерно не установил в аукционной документации требование о государственной регистрации смеси белковой композитной сухой.
Во-вторых, при определении заказчиком объема закупки товара "Витаминно-минеральный комплекс" не учтен норматив, установленный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.06.2013 N 395-н "Об утверждении норм лечебного питания", а именно, в перечень наименований продуктов лечебного питания включены витаминно-минеральные комплексы в количестве от 50-100% от ежедневной физиологической потребности. Заказчик установил противоречащие ГОСТ Р 57106-2016 требования об обогащении не менее 5000 порций блюд при поставке 1 кг витаминно-минерального комплекса.
В-третьих, заказчик при составлении описания объекта закупки не использовал установленные ГОСТ Р 57106-2016 показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку специализированного пищевого продукта - витаминно-минерального комплекса.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что описание объекта закупки содержится в разделе "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. В том числе в Описании объекта закупки содержится следующее:
Наименование товаров, техническая характеристика | |
Витаминно - минеральный комплекс (ВМК) |
Витаминно-минеральный комплекс должен представлять собой порошкообразную смесь витаминов и минеральных веществ на основе вещества-носителя, для обогащения пищевых продуктов и блюд для взрослых. Требования к составу: состав комплекса должен содержать не менее 9 витаминов и 3 минеральных вещества. В качестве вещества-носителя может использоваться мальтодекстрин, глюкоза, или декстрин. Внешний вид: Порошкообразные продукты, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. Запах: Свойственный набору компонентов без других посторонних запахов. Требования к упаковке: вес 1 (одной упаковки) от 15 до 25 грамм. Режим приготовления (обогащенных блюд): 1 (один) килограмм витаминно-минерального комплекса для обогащения не менее 5000 порций блюд выходом нетто 200 грам. Срок годности товара не менее 12 месяцев. Остаточный срок годности не менее 11 месяцев на момент поставки. Хранение при температуре в диапазоне в диапазоне от 5 до 22 °С. Данное техническое задание отвечает требованиям Приказа Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" и потребностям Заказчика с целью обогащения рациона витаминами и минеральными веществами в суточной потребности от 50% до 100% в соответсвиии с МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации". |
Кроме того в Описании объекта закупки заказчиком указано, что "Заказчику известно о вступлении в силу 01.01.2018 года ГОСТ Р N 57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия". Вместе с тем, согласно данным Реестра свидетельств о государственной регистрации, размещенного на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, продукции соответствующей требованиям статьи 3, пункту 3.1. и статьи 4, пункту 4.4 ГОСТ Р N 57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", не зарегистрировано".
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком требований к закупаемому товару в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" утверждены нормы лечебного питания, в том числе, нормы витаминно-минеральных комплексов (% от физиологической нормы) при соблюдении стандартной диеты, при соблюдении диеты с механическим щажением (щадящая диета), при соблюдении диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая диета), при соблюдении диеты с пониженным количеством белка (низкобелковая диета) - 50-100 % на одного человека в сутки; при соблюдении диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета), при соблюдении диеты с повышенной калорийностью (высококалорийная диета) - 75-100 % на одного человека в сутки.
Таким образом, в части установления заказчиком обогащения рациона витаминами и минеральными веществами в суточной потребности от 50% до 100% Описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Приказа Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания".
Заказчик при описании объекта закупки не использовал требования ГОСТ Р 57106-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", в том числе, при описании режима приготовления обогащенных блюд, однако в Описание объекта закупки заказчиком включено обоснование неиспользования данного ГОСТа. Соответственно, такие действия заказчика не могут быть признаны нарушающими требования Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Проанализировав Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", Комиссия не установила в содержании Раздела II, содержащего перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, поскольку Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 N 78 данные продукты исключены из перечня продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном неустановлении заказчиком в аукционной документации требования о государственной регистрации смеси белковой композитной сухой, является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку аукционная документация в оспариваемой части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "МинералФарм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 апреля 2018 г. N 482
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018