Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей МА МО Черная речка (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Гостендер" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16005-ЭП/18 от 22.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территория по адресам наб. Черной речки, д.12, ул. Матроса Железняка, д.17, д. 37-39 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300007518000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 264 070,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части установления в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1.1 к Техническому заданию.
По товару "Болты с гайками и шайбами" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Шаг резьбы необходим от двух до четырех миллиметров.".
Согласно доводам Заявителя требования к показателю шага резьбы не соответствуют ГОСТ Р ИСО 4014-2013.
Вместе с тем, документации о закупке не содержит требование о соответствии товара "Болты с гайками и шайбами" ГОСТ Р ИСО 4014-2013.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция установлена Заказчиком в разделе 6 документации о закупке, согласно которой: "Значения, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения показателей. Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно - то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно - то не более максимального). При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: "не более", "не менее" и т.д. Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки (или если Заказчиком установлено только минимальное значение - то более минимального, а если установлено только максимальное значение - то менее максимального). При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: "более", "менее" и т.д. Участники должны указать конкретное значение, удовлетворяющее заданному требованию, определенного Заказчиком (при описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "менее", "более", "не менее", "не более" и т.д.).".
Инструкция содержит порядок заполнения, который не позволяет надлежащим образом определить, в отношении каких показателей участник вправе указать крайние границы значений показателей.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, требования к которым установлены Заказчиком в документации о закупке.
Отсутствие в инструкции закрытого перечня слов, словосочетаний, символов, которые относятся к вышеуказанному порядку заполнения противоречит п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в инструкции установлено: "При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: "более", "менее" и т.д. При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: "не более", "не менее" и т.д.". При этом вышеуказанные предложения в инструкции установлены отдельно от порядка заполнения, к которому они относятся, что не позволяет надлежащим образом определить порядок заполнения первой части заявки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара и к конкретным показателям компонентов товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке, по товарам в Приложения N 1.1 к Техническому заданию документации установлены требования к конкретным показателям товара, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, а также требования к компонентам товара, которые не могут быть представлены в первой части заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 1.1 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 1.1 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Кроме того, согласно Приложению N 1.1 к Техническому заданию Заказчиком указано: "В силу того, что участник закупки не обязан иметь в наличии товары на момент подачи заявки, а товары, которые должны соответствовать нормативно-технической документации согласно условиям Документации, могут иметь показатели (для которых в Документации установлены максимальные или минимальные значения), конкретные значения которых согласно условиям указанной нормативно-технической документации определяются методами испытаний, участник закупки при заполнении первой части заявки относительно оговоренных в настоящем абзаце показателей таких товаров вправе включить в первую часть заявки указание на максимальность или минимальность конкретных значений данных показателей, определённых участником закупки в соответствии с положениями нормативно-технической документации. Данное условие распространяется исключительно на предоставляемые участником закупки конкретные показатели товаров, которые определяются методами испытаний исключительно по товарам, по которым в Документации установлено требование о соответствии товара нормативно-технической документации.".
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции Заказчиком указано: "Товары (материалы), используемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов: Щебень вид 1 должен соответствовать ГОСТ 8267-93, Щебень вид 2 должен соответствовать ГОСТ 8267-93, Геотекстиль должен соответствовать ГОСТ Р 53225- 2008, Песок вид 1 должен соответствовать ГОСТ 8736-2014, Бетон вид 1 должен соответствовать ГОСТ 26633-2015, Плитки тротуарные должны соответствовать ГОСТ 17608-2017, Эмаль должна соответствовать ГОСТ 6465-76, Грунтовка должна соответствовать ГОСТ 25129-82, Электрод вид 1 должен соответствовать ГОСТ 9467-75, Щебень вид 3 должен соответствовать ГОСТ 8267-93, Щебень вид 4 должен соответствовать ГОСТ 3344-83, ГОСТ 8267-93, Смесь семян многолетних трав должна соответствовать ГОСТ Р 52325-2005, Песок вид 2 должен соответствовать ГОСТ 8736- 2014, ГОСТ 31424-2010, Бетонная смесь должна соответствовать ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, Камень бортовой вид 1 должен соответствовать ГОСТ 6665-91, Песок вид 3 должен соответствовать ГОСТ 8736-2014, Плитка тротуарная вид 1 должна соответствовать ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012, Плитка тротуарная вид 2 должна соответствовать ГОСТ 26633-2015,ГОСТ 25192-2012, Раствор строительный вид 1 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, Щебень вид 5 должен соответствовать ГОСТ 3344-83, ГОСТ 8267-93, Щебень вид 6 должен соответствовать ГОСТ 8267-93, Сталь для Армирования должна соответствовать ГОСТ 5781-82, ГОСТ 10884-94, ГОСТ Р 52544-2006, ГОСТ 2590-2006, Грунтовка должна соответствовать ГОСТ 25129-82, ГОСТ 23343-78, Проволока для Армирования должна соответствовать ГОСТ 6727-80, Раствор строительный вид 2 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, Бетон вид 2 должен соответствовать ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 22266-2013, Камень бортовой вид 2 должен соответствовать ГОСТ 6665-91, Проволока Горячекатаная должна соответствовать ГОСТ 535-2005,ГОСТ 380- 2005,ГОСТ 2590-2006, ГОСТ30136-95, Раствор строительный вид 3 должен соответствовать ГОСТ 28013-98, Щебень вид 7 должен соответствовать ГОСТ 3344-83, ГОСТ 8267-93, Щебень вид 8 должен соответствовать ГОСТ 8267-93, Электрод вид 2 должен соответствовать ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75, Гвозди строительные должны соответствовать ГОСТ 4028-63, Уайт-спирит должен соответствовать ГОСТ 3134-78, Ксилол должен соответствовать ГОСТ 9410-78, Эмаль должна соответствовать ГОСТ 6465-76, Скипидар живичный должен соответствовать ГОСТ 1571-82, Брусья вид 1 должны соответствовать ГОСТ 8486-86, Щебень вид 9 должен соответствовать ГОСТ 3344-83, ГОСТ 8267-93, Щебень вид 10 должен соответствовать ГОСТ 8267-93, Песок вид 4 должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.".
Таким образом, Заказчиком установлены требования о соответствии товаров перечню государственных стандартов, при этом документация о закупке не содержит указание на то, какие из товаров должны соответствовать каждому из перечисленных государственных стандартов, что затрудняет процесс заполнения первой части заявки, так как для заполнения заявки участник закупки обязан сопоставить наименования товаров, наименования государственных стандартов, требования к конкретным показателям товаров с целью определения требований Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Например, по товару "Болты с гайками и шайбами" Заказчиком установлено следующее: "Болты с гайками и шайбами должны соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид товара.". По товару "Бетон" Заказчиком установлено: "Песок должен соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид товара. Смесь должна соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид товара.".
Таким образом, Приложение N 1.1 к Техническому заданию не содержит указание на государственный стандарт, которому должен соответствовать товар, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гостендер" частично обоснованной в части установления в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июня 2018 г. N 44-3194/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018