Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей ГБУ "РИТУАЛ", а также в отсутствие представителей ООО "МОСТРОЙ", о времени, месте рассмотрения уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/36693/18 от 31.07.2018),
рассмотрев жалобу ООО "МОСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "РИТУАЛ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на территории Щербинского кладбища (Закупка N0373200657318000074) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/36693/18 от 31.07.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - инструкция) установлено следующее: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать следующей нормативной документации: ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 13663-86, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8645-68, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 9467-75, ГОСТ Р 52056-2003, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ Р 52129-2003, также Заказчиком в техническом задании установлено, что материалы, поставляемые при производстве работ должны соответствовать следующей нормативной документации: в соответствии с действующими нормативами: СП 78.13330.2012, СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", ТР 103-07, ГОСТ 9128-2009
1. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
2. ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия";
3. ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия";
4. ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия";
5. ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия";
6. ОДМ 218.3.036-2013
7. ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия";
8. ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия";
9. ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний";
10. ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия";
11. ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент";
12. ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования";
13. ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия";
14. ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия";
15. ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия";
16. ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия";
17. ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия";
18. ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры.";
19. ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия";
20. ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры";
21. ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия";
22. ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия";
23. ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия";
24. ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия";
25. ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия";
26. ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний";
27. ГОСТ 5583-78 "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия";
28. ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия";
29. ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия";
30. ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия";
31. ГОСТ 10110-87 Круги алмазные отрезные формы 1A1R;
32. ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний;
33. ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару;
34. ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу;
35. ГОСТ 25945-98 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие нетвердеющие. Методы испытаний;
36. ГОСТ 26589-94 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний;
37. ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия;
38. ГОСТ 31384-2008 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования;
39. ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88). Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация;
40. ГОСТ 12.4.103-83 (СТ СЭВ 3952-82, СТ СЭВ 3953-82, СТ СЭВ 3402-81). Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация;
41. ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия;
42. СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99 Строительная климатология", что, по мнению Заявителя, является неправомерным поскольку, участникам закупки не представляется возможным определить, каким именно нормативным документам должны соответствовать используемые при выполнении работ товары, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также указанных государственных стандартов, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товару п. 1 "Камни бортовые бетонные прямые и железобетонные", а именно: Марка монтажных петель П1; П2, вместе с тем, согласно инструкции "Символ ";" используется для перечисления (разграничения) товаров, их показателей. Когда требования показателей разделены знаком ";", это означает, что заказчику необходим товар со всеми приведенными подобным образом значениями показателей и участник закупки должен указать в заявке все значения показателей, приведенные подобным образом", при этом, в документации установлено требование о соответствии камней ГОСТ 6665-91, при этом в силу приложения 3 указанного стандарта на бортовые камни БР100.30.18 рекомендуется устанавливать петли П1.
На заседании Комиссии Управления установлено, что ГОСТ 6665-91 не обязывает устанавливать на бортовые камни БР100.30.18 петли П1, а лишь рекомендует, из чего следует возможность установить на указанные камни также петли П2.
Вместе с тем, в жалобе Заявитель также указывает на установление требования к толщине товара п. 7 "Бруски обрезные хвойных пород" в нарушение ГОСТ 18288-87 согласно которому: "Брусок - Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины", в то время как Заказчиком установлено следующее требование к толщине: должна быть: до 100 мм.
На заседании Комиссии Управления установлено, что требование к толщине бруска "до 100 мм", не противоречит положениям вышеуказанного государственного стандарта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы Заявителя на предмет установления неправомерных требований к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- п. 1 "Камни бортовые бетонные прямые и железобетонные": Лицевая поверхность должна соответствовать категории не <A-6; Не лицевая поверхность должна соответствовать категории не <A-7; Расход стали на камень не > 4,94 кг, согласно инструкции "Символ "-" используется в качестве знака минус, установления диапазона или перечисления параметров (в зависимости от контекста)", при этом в силу п. 1.3.25 ГОСТ 6665-91 категория лицевой бетонной поверхности - А6, для нелицевых поверхностей - А7 по ГОСТ 13015.0, без указания символа "-", кроме того, в силу приложения 3 (таблица 16) указанного стандарта расход стали на бортовые камни БР100.30.18 равен 0,32 кг.
- п. 4 "Стойки металлические под знаки дорожные металлические, оцинкованные": Марка стойки СКМ 3.40 или СКМ 3.45; и СКМ 4.45, что по мнению Заявителя также препятствует корректному формированию первой части заявки, поскольку в инструкции отсутствует трактовка одновременного использования союза "или", знака ";" и союза "и".
- п. 6 "Дорожные тумбы": Длина до 1,30 включительно и более 1,30 м; Геометрические параметры: тумбы малые/тумбы большие, при этом согласно инструкции "Перечисление требований в отношении товара, перечисление товаров через знак препинания "," или союз "и" означает, что Заказчику необходимы все товары, со всеми перечисленными требованиями", "В случае использования символов "/", "\" - данные знаки означают "или", что согласно доводам жалобы вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в силу таблицы 1 ГОСТ 32759-2014 длина тумб малых до 1,30 м включительно, а тумб больших более 1,30 м.
- п. 13 "Едкий натр для приготовления растворов для битумных эмульсий": Предельно допустимая концентрация аэрозоля едкого натра в воздухе рабочей зоны производственных помещений (ПДК) менее 0,6, при этом Заказчиком не указаны единицы измерения, вместе с тем, инструкцией установлено, что ы случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны, считать, что они указаны в миллиметрах (мм), если не указаны единицы измерения температуры, считать, что они установлены в градусах Цельсия (оС). Количество измеряется в штуках (шт). В случае указания расчетных значений, округление производится до второго знака после запятой (до сотых), однако согласно ГОСТ 2263-79 предельно допустимая концентрация измеряется в мг/м3.
- п. 15 "Растворы цементные": Средняя плотность затвердевшего раствора 1500; < 1500; По средней плотности: легкие или тяжелые, вместе с тем, согласно инструкции "Символ ";" используется для перечисления (разграничения) товаров, их показателей. Когда требования показателей разделены знаком ";", это означает, что заказчику необходим товар со всеми приведенными подобным образом значениями показателей и участник закупки должен указать в заявке все значения показателей, приведенные подобным образом, при этом, в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/3: тяжелые растворы 1500 и более, легкие растворы менее 1500".
- п. 18 "Поковки из квадратных заготовок": Группа стали: М1;М2 ; Массовая доля углерода: до 0,35 %; Суммарная масса долей легирующих элементов: до 2,0 %, при этом, в силу таблицы 1 ГОСТ 7505-89 "M1 - сталь с массовой долей углерода до 0,35 % включ. и суммарной массовой долей легирующих элементов до 2,0 % включ.; М2 - сталь с массовой долей углерода свыше 0,35 до 0,65 % включ. или суммарной массовой долей легирующих элементов свыше 2,0 до 5,0 % включ" таким образом, невозможно предложить поковки группы стали М1 и М2, что бы они соответствовали требованиям Заказчика и требованиям ГОСТ 7505-89.
- п. 23 "Портландцемент общестроительный": Тип цемента по скорости твердения цемента быстротвердеющий; обычный; Марка по прочности при сжатии в возрасте 28 сут. 300; 400; Тип цемента портландцемент с добавками; шлакопортландцемент; портландцемент, согласно инструкции "Символ ";" используется для перечисления (разграничения) товаров, их показателей. Когда требования показателей разделены знаком ";", это означает, что заказчику необходим товар со всеми приведенными подобным образом значениями показателей и участник закупки должен указать в заявке все значения показателей, приведенные подобным образом, при этом в силу таблицы 2 ГОСТ 10178-85 для быстротвердеющих портландцемента с добавками нормируются марки 400 и 500, а для шлакопортландцемента марка 400.
- п. 27 "Труба прямоугольная стальная электросварная": Площадь сечения от 2,36 см2; труба прямоугольная стальная электросварная должна быть 40х20х2 мм, что по мнению Заявителя также может вводить участников закупки в заблуждение поскольку в соответствии с ГОСТ 8645-68 площадь сечения для требуемой трубы составляет 2,17 см2.
В составе жалобы Заявитель также указывает на отсутствие в инструкции правил чтения "и/или", при этом Заказчиком требование к диаметру стержня товара п. 12 "Гвозди строительные" установлено следующим образом: 0.8 и/или 1.0 и/или 1.2 и/или 1.4 и/или 1.6 и/или 1.8 и/или 2.0 и/или 2.5 и/или 3.0, а также на отсутствие в инструкции правил чтения символа "**", при этом Заказчиком в параметре "марка по подвижности" товара п. 15 "Растворы цементные" указан символ "**", что препятствует корректному формированию первой части заявки.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления, представители Заказчика согласились с доводами жлобы относительно неправомерного не установления единиц измерения предельно допустимой концентрации аэрозоля едкого натра в воздухе рабочей зоны производственных помещений (ПДК) товара п. 13 "Едкий натр для приготовления растворов для битумных эмульсий", а также с доводами жалобы относительно неправомерного установления некорректных требований к средней плотности товара п. 15 "Растворы цементные", а также вышеуказанных неправомерных требований к товарам п. 18 "Поковки из квадратных заготовок", п. 23 "Портландцемент общестроительный", п. 27 "Труба прямоугольная стальная электросварная", а также затруднились пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены вышеуказанным образом требования к товарам п. 1 "Камни бортовые бетонные прямые и железобетонные", п. 4 "Стойки металлические под знаки дорожные металлические, оцинкованные", п. 6 "Дорожные тумбы", п. 12 "Гвозди строительные", п. 15 "Растворы цементные".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, п.2 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной.
3. В составе жалобы Заявитель также указывает на то, что Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, не являющиеся по своей сути разъяснениями.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заказчику был задан в том числе следующий вопрос: "В п. 6 "Дорожные тумбы". Каким нормативным документам должны соответствовать тумбы? Каким бы нормативным документом или требованиями заказчика не регламентировались требования к тумбам, они не должны противоречить требованиям ГОСТа" в ответ на вышеуказанный запрос о даче разъяснений положений документации Заказчиком дан ответ: "Требования, установленные Заказчиком корректны, и соответствуют требованиям ГОСТ", что не является разъяснением положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что разъяснения положений аукционной документации даны Заказчиком в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МОСТРОЙ" на действия ГБУ "РИТУАЛ" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам по п. 1 "Камни бортовые бетонные прямые и железобетонные", п. 4 "Стойки металлические под знаки дорожные металлические, оцинкованные", п. 6 "Дорожные тумбы", п. 13 "Едкий натр для приготовления растворов для битумных эмульсий", п. 15 "Растворы цементные", п. 18 "Поковки из квадратных заготовок", п. 23 "Портландцемент общестроительный", п. 27 "Труба прямоугольная стальная электросварная", п. 12 "Гвозди строительные", п. 15 "Растворы цементные", а также в части дачи разъяснений положений аукционной документации не по существу поданного запроса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Е.А. Миронова
Исп. Грешнева Д.С. 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-181)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 августа 2018 г. N 2-57-9674/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2018