Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
В присутствии представителей по доверенностям:
Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ -,
Уполномоченного органа -
Заявителя - ООО "Стройэнерго" (далее - Заявитель):
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7523 от 22.08.2018) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции канализационных очистных сооружений г. Тосно, ул. Урицкого, д. 57: (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком 14.06.2018 на офоициальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ www.zakupki.gov.ru(далее - официальный сайт)
Начальная (максимальная) цена контракта - 481 749 615,00 рублей.
Источник финансирования - Бюджет Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия Заказчика в части:
1. В действующей редакции документации, размещенной в ЕИС, Заказчик установил неправомерные требования к товарам, которые можно определить после испытания определенной партии товара: грунтовка ГФ-021, соответствующая ГОСТ 25129-82, битумы нефтяные строительные марки: БН-70/30, соответствующие ГОСТ 6617-76, эмаль ПФ-115 белая, соответствующая ГОСТ 6465-76, эмаль ПФ-115 черная, соответствующая ГОСТ 6465-76, трубы стальные водогазопроводные 50х3,5, соответствующие ГОСТ3262-75, трубы стальные водогазопроводные 25х3,2, соответствующие ГОСТ 3262-75, лак БТ-577, соответствующий ГОСТ 5631-79.
2. Неправомерное установление Заказчиком ограничения с ознакомлением документации, выразившееся в размещении Приложения N1 к техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ" (далее - Приложение), в формате "pdf". Заявитель указывает, что формат "pdf" защищен от копирования фрагментов текста и их поиска.
Более подробно позиция Заявителя изложена в жалобе, файл с которой размещен на официальном сайте. Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал. Письменные пояснения в материалы дела представителем Заказчика представлены.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 этой же частью определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 рассматриваемой статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Перечень объема работ, материалов, необходимых для выполнения контракта, указаны в аукционной документации. Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика, установлены в Приложении N1 к Техническому заданию (далее - Приложение).
Согласно подпункту "б" пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в пункте 9Общей части аукционной документации.
Относительно доводов Заявителя, Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 рассматриваемой статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Иными словами объект закупки должен быть описан в аукционной документации таким образом, чтобы предоставить возможность максимальному числу участников участвовать в закупке, за исключением случаев, когда участие ограничено законом, при этом описание объекта закупки должно отражать истинные потребности заказчика.
Перечень товаров их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики указаны в Приложении. При этом установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ряд показателей товаров, указанных в Приложении, устанавливают требования к значениям, которые можно получить только по результатам испытаний определенной партии товара.
Из довода Заказчика следует, что показатели, требования, к которым установлены в Приложении, являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления. Сведения о показателях обозначаются производителями и поставщиками (продавцами) в виде конкретных числовых значений или в виде возможного диапазона значений в аналогичном порядке, в котором требует представление сведений о товарах аукционная документация. Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком требований к значениям, которые можно получить только по результатам испытаний определенной партии товара считается не обоснованным.
Кроме того, в нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе не приложены, на заседании Комиссии не представлены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, данный довод Заявителя признается несостоятельным.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Как видно из указанных выше норм закона они не содержат прямого указания на то, что Заказчик обязан размещать документацию, позволяющую осуществить поиск и копирование фрагмента текста. Требование законодателя сформулировано четко, а именно информация, размещаемая Заказчиком должна быть общедоступной.
Доступ к информации о закупке Заказчиком был обеспечен путем размещения соответствующей документации в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 17 Правилами "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (вместе с "Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок"), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414, при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 Порядка "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41476), утвержденного Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н (далее - Порядок), в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Согласно пункту 4.2 Порядка,пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Анализ вышеуказанных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что ни Закон о контрактной системе, ни подзаконные акты не содержат требований об обязательном обеспечении при размещении информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста и их поиска.
Комиссией установлено, что Заказчиком обеспечен доступ к спорному приложению.Информация о товарах и его показателях Заказчиком сгруппирована таким образом, что у участника отсутствует необходимость при указании сведений о конкретном товаре обращаться к различным разделам данного приложения.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что указанные действия Заказчика влекут за собой ограничение доступа к участию в таком аукционе, поскольку все потенциальные участники находятся в одинаковых условиях.
Дополнительно Комиссия сообщает, что на момент окончания подачи заявок 23.08.2018 было подано 4 заявки.Таким образом, признаки ограничения участия в аукционе Комиссия не выявила.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройэнерго" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 августа 2018 г. N Р/03/1062
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018