Резолютивная часть решения оглашена "20" мая 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "23" мая 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителя ТОГКУ "Тамбовавтодор" <__.>,
представителя комитета государственного заказа Тамбовской области <__>,
в отсутствие заявителя ООО "Таганрогское ДРСУ", уведомленного о времени и дате рассмотрения дела N 068/06/64-301/2019 надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО "Таганрогское ДРСУ" (далее - Заявитель) на действия ТОГКУ "Тамбовавтодор" при проведении электронного аукциона N 0164200003019001223 на выполнение работ по обустройству наружным освещением участка автомобильной дороги "Тамбов-Котовск" - Покрово-Пригородное (через ДСУ-2) км 0+000 - км 3+700 (п. Строитель), Тамбовский район и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган) опубликовал 30.04.2019 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164200003019001223 на выполнение работ по обустройству наружным освещением участка автомобильной дороги "Тамбов-Котовск" - Покрово-Пригородное (через ДСУ-2) км 0+000 - км 3+700 (п. Строитель), Тамбовский район (далее - Аукцион).
Заказчик - ТОГКУ "Тамбовавтодор".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 980 450 руб.
ООО "Таганрогское ДРСУ", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Заявитель в жалобе указывает, что в Приложении N 2 к аукционной документации заказчиком размещена Таблица 1 "Требования к материалам, используемым при выполнении работ", которую участник закупки должен заполнить и представить в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе. Данная таблица размещена заказчиком в нередактируемом формате PDF и содержит 635 страниц текста, структурированного в табличной форме. Чтобы заполнить указанную таблицу, участник закупки сначала должен перевести её в редактируемый формат в каком-либо текстовом редакторе, что не удается общедоступными средствами, в связи с чем, подготовка заявки на участие в аукционе становится для участника закупки абсолютно невыполнимой задачей, что нарушает права и законные интересы участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод подтверждённым фактическими обстоятельствами и обоснованным.
В приложении N 2 к аукционной документации Заказчиком размещена Таблица 1 "Требования к материалам, используемым при выполнении работ" (далее - Требования к материалам), содержащая 635 страниц текста, структурированного в табличной форме, и 122 позиции применяемых при исполнении контракта товаров и материалов.
Указанные Требования к материалам размещены в формате PDF, версия которого не позволяет редактировать содержащиеся в ней сведения: поиск, копирование, редактирование информации, внесение текстовых данных в подлежащие заполнению ячейки.
При этом аукционная документация не содержит инструкции и (или) или пояснений, каким образом возможно перевести или преобразовать Требования к материалам из формата PDF в редактируемый текст для использования участниками закупки при заполнении заявки на участие в аукционе без потери структуры и данных. Указаний, какие для этого следует использовать программы, в аукционной документации отсутствуют.
Учитывая общий объем Требований к материалам на 635 страницах, являющийся неоспоримо обширным, подготовка заявки на участие в аукционе требует тщательного рассмотрения участниками закупки данных требований во избежание ошибок и исключения риска её отклонения, однако использованная нередактируемая версия формата PDF создает дополнительные и необоснованные сложности и затруднения для участников закупки при подготовке заявки на участие в торгах.
При рассмотрении жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа не представили обоснований и доказательств необходимости использования в аукционной документации именно такой версии формата PDF Требований к материалам, которая не позволяет участникам закупки совершать обычные действия и манипуляции с текстом, а именно: поиск, копирование, редактирование информации, внесение текстовых данных в подлежащие заполнению ячейки при составлении заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что размещение Требований к материалам в вышеуказанном нередактируемом формате PDF и без указания порядка его преобразования в редактируемый текст с сохранением структуры тексты и всей информации значительно усложняет процесс подготовки заявки на участие в аукционе и создаёт необоснованные риски её отклонения, что влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушает их права и законные интересы.
2. Заявитель в жалобе указывает, что в приложении N 3 к аукционной документации Заказчиком размещена "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке" на 12-ти страницах текста, которой участник закупки должен строго руководствоваться при подготовке заявки. Данная инструкция перегружена канцелярски-бюрократическими формализованными формулировками, которые существенно затрудняют понимание содержащегося в них смысла, что не соответствует законодательству о контрактной системе и ограничивает участие в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод подтверждённым фактическими обстоятельствами и обоснованным в силу следующего.
В приложении N 3 к аукционной документации Заказчиком размещена "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке" (далее - Инструкция) на 12-ти страницах текста с изложением указаний и правил, как можно и как нельзя заполнять заявку на участие в аукционе.
Однако, указанная инструкция представляет собой сложный для понимания многостраничный текст, который не помогает участникам закупки заполнять заявку на участие в закупке, а существенно усложняет, так как имеет неясный и запутанный смысл, не позволяющий ясно и определённо понять требования заказчика по заполнению заявки в их совокупности и взаимосвязи и исключить ошибки при составлении заявки. Текст инструкции перегружен формализованными и запутанными формулировками, затрудняющими понимание содержащегося в инструкции смысла, содержат многочисленный повтор фраз и слов.
К тому же, инструкция содержит многочисленные грамматические, пунктуационные, лексические и иные ошибки (неправильное использование склонений, падежей, знаков препинания, нарушение лексической сочетаемости, многословие, неверное употреблений слов по их значению и др.), что дополнительно затрудняет понимание смысла инструкции и делает невозможным её применение.
Любые положения инструкции наглядно свидетельствуют о значительных затруднениях в понимании и усвоении 12-ти страничного текста инструкции, например, следующие выборочные пункты:
"2. Положения настоящего подпункта применяются в отношении требований, установленных заказчиком в документации об аукционе, если настоящей инструкцией прямо не предусмотрено иное (?). Указание участником значения показателей производится с учетом следующих положений.
2.1. показатель, для которого установлены требования к конкретному значению показателя, которые выражены в виде показателя, значение которого не может изменяться (?). Также в целях сокращения может быть обозначен как "показателя (?), значение которого не может изменяться".
2.1.1. участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить значение показателя, установленное в документации (?). При этом, словосочетания "должен быть", "должен", "не должен", "требуется", "допускается", "не допускается" и их производные должны быть соответственно выражены таким образом, чтобы обеспечить указание на безусловный характер выполнения требования (например, "обеспечивается" или "будет обеспечено" вместо "должен обеспечиваться" и т.п.)
2.1.2. Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами: "требуется" [в том числе с частицей "не"], "может" [в том числе с частицей "не"], "могут" [в том числе с частицей "не"], "необходимо" ("необходим") [в том числе с частицей "не"], "должно" [в том числе с частицей "не"], "нужно" [в том числе с частицей "не"], "следует" [в том числе с частицей "не"], "желательно" [в том числе с частицей "не"], "надлежит" [в том числе с частицей "не"], "эквивалент", "аналог", "должен" [в том числе с частицей "не"], "должна" [в том числе с частицей "не"], "должно" [в том числе с частицей "не"], "быть" ("была", "был", "было") [в том числе с частицей "не"], "не допускается" и допускать разночтения или двусмысленное толкование. Использование заказчиком фразы "должен (-на, -но, -ны) быть", при установлении требований к показателям, значения которых участники закупки менять не вправе, означает необходимость предоставить в заявке значение (-я) показателя (-ей) со всеми словами (фразами), символами, следующими непосредственно за указанной фразой в пределах одного предложения, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения), т.е. без использования фразы: "должен (-на, -но, -ны) быть" (Пример: требование: Морозостойкость должна быть больше F50. Заявка: Морозостойкость больше F50 (?)).
2.2. показатель, требование к которому включает варианты значений показателя, указанное (?) в документации
2.2.1. показатель, требование к которому включает допустимые варианты значений показателя, указанные в документации, при этом указывается одно значение из установленных к выбору вариантов.
Также в целях сокращения может быть обозначен как "показатель, требование к которому включает варианты значений показателя, указанное в документации". (Например, "22; 23; 24" или "черный или белый"). Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить одно любое конкретное значение показателя из предложенных к выбору. При этом, не имеет значение вид знаков-разделителей, используемых в требованиях к значению указанного типа показателей.
2.2.2. показатель, требование к которому включает допустимые варианты значений показателя, указанные в документации, при этом указывается несколько значений из установленных к выбору вариантов (?). Также в целях сокращения может быть обозначен как "показатель, требование к которому включает варианты значений показателя, указанное в документации, при этом указывается несколько значений из установленных к выбору вариантов".
Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить указанное количество значений показателей из предложенных к выбору. Количество значений, которые должен указать участник указывается в описании показателя вместо слова "несколько" (например "_ при этом указывается 6 значений из установленных_" (?))
2.2.3. Показатель, требование к которому включает варианты недопустимых (?) значений показателя, указанные в документации, при этом указывается одно значение из альтернативных к установленным к выбору вариантов
Также может быть обозначен как показатель, требование к которому включает варианты недопустимых значений показателя, указанные в документации или показатель, требование к которому включает недопустимые варианты значений показателя, указанные в документации.
Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить одно любое конкретное значение показателя из возможных, при этом недопустимыми являются указанные в требованиях заказчика варианты значений. (Пример: требование: Сорт 3,4. Заявка: Сорт 1 или (вариант 2) Заявка: сорт 2).
2.2.4. показатель, требование к которому включает варианты недопустимых значений показателя, указанные в документации, при этом указывается несколько значений показателя из альтернативных к установленным к выбору вариантов
Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить указанное количество значений показателей из возможных (?), при этом недопустимыми (?) являются указанные в требованиях заказчика варианты значений.
Участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение показателя, которое строго более нижней границы диапазона требований к конкретному значению показателя и одновременно не более установленного в документации требования к верхней границе диапазона требований к конкретному показателю.
_.
4.5.1. При предоставлении сведений в составе первой части заявки участник закупки должен обеспечить их достоверность.
4.5.2. При этом, следует учитывать, что предоставляемые участником сведения о площади изделий должны соответствовать указанным участником размерам. Площадь прямоугольного изделия (?) со сплошной поверхностью рассчитывается как произведение длины и ширины. При наличии в изделии выемок, отверстий, скруглений и т.д. указывается фактическая площадь с учетом наличия указанных элементов, рассчитываемая как площадь сплошной поверхности за вычетом площади, занимаемой указанными элементами. Высота наклонного элемента над уровнем поверхности считается по длине перпендикуляра от верхней точки элемента до поверхности. Габаритные размеры считаются по двум наиболее выступающим точкам товара. Габаритные размеры сложного составного товара не могут быть менее габаритных размеров составляющих его частей или превышать сумму их габаритов, в случае, если составные части (модули) соединяются без наложения. В случае установления требований к процентному содержанию веществ (элементов) в товаре, если они перечислены в сумма всех указанных составляющих товар веществ (элементов) должна составлять 100 %. Отступы от границ при их наличии обязательно учитываются при определении площади. При установлении заказчиком требований к выбору сорта (марки, типа, вида) товара, предлагаемые участником характеристики (свойства, показатели) такого товара должны соответствовать выбранному участником сорту (марки, типу, виду) товара, не допуская наличия признаков (характеристик, свойств, показателей) других сортов (типов, марок, видов). При сравнении отрицательных чисел, меньшим является то число, которое является большим по модулю.
_"
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что рассматриваемая инструкция по заполнению заявки на 12-ти страницах противоречит её назначению, а, напротив, вводит участников закупки в заблуждение и создаёт неоправданные риски их участия в закупке.
По смыслу норм ст. ст. 33, 64, 66 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки, что в данной закупке не обеспечено Заказчиком.
Заказчик и уполномоченный орган в ходе рассмотрения дела не обосновали и не представили подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика в составлении сложной, запутанной и многостраничной инструкции.
3. Заявитель в жалобе указывает на неправомерное требование п. 4.5.3 "Инструкции по заполнению заявки", которое дополнительно запутывает участников закупки и создаёт риски участия в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России данный довод признаёт обоснованным.
Пунктом 1.5 Инструкции установлена обязанность участника закупки указывать в заявке единицы измерения показателей товаров (материалов): "Участник закупки не должен _ менять или не указывать единицы измерения конкретных показателей".
При этом, пунктом 4.5.3 "Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" Заказчиком установлено следующее:
"_В случае, если Заказчиком единицы измерения длины, ширины, высоты или глубины не указаны считать, что они указаны в миллиметрах. Если единицы измерения количества не указаны, считать, что они указаны в штуках. Если заказчиком не указаны единицы измерения времени, считать, что они указаны в минутах. Если заказчиком не указаны единицы измерения температуры, считать, что они указаны в градусах Цельсия. Если заказчиком не указаны единицы измерения массы, считать, что они указаны в килограммах. Если заказчиком не указаны единицы измерения содержания вещества (веществ), считать, что они указаны в процентах".
Таблица N 1 "Требования к материалам" содержит графу "Ед. измерения", которая, действительно, заполнена Заказчиком по-разному: в одних случаях она содержит единицы измерения значения показателя, а в других - нет.
Получается, что сам Заказчик не во всех случаях указывает единицы измерений по показателям материалов, но возлагает обязанность на участников закупки указывать их в безусловном порядке с учётом положений инструкции, какие единицы измерения и в каких случаях мог подразумевать Заказчик.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что приведённые положения инструкции по заполнению заявки и отсутствие единиц измерения показателей в графе "Ед. измерения" Требований к материалам по отдельным позициям вводят участников закупки в заблуждение, необоснованно затрудняют составление заявок на участие в закупке и создают неоправданные риски отклонения заявок.
4. Заявитель в жалобе указывает, что в п. 1.5 "Инструкции по заполнению заявки" указано, что "Участник закупки не должен ... менять ... единицы измерения конкретных показателей". Однако, по одним и тем же единицам измерения Заказчиком в разных позициях Требований к материалам используются различные обозначения, например: "Кв. см., См. кв.; мм2; Мм кв.; Кв. мм; Градусы Цельсия; °С", что не соответствует "Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 г. N 879, и вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод подтверждёнными фактическими обстоятельствами и обоснованным в силу следующего.
В п. 1.5 "Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" Заказчиком определено:
"Первая часть заявки должна содержать сведения, установленные настоящей Инструкцией, и может быть оформлена в произвольной форме.
Участник закупки не должен включать в состав заявки словосочетания "должен быть", "должен", "не должен", и их производные, менять или не указывать единицы измерения конкретных показателей, сокращать или иным образом редактировать, пропускать (не включать в состав заявки) названия товаров".
Заказчик по одним и тем же характеристикам (показателям) товаров (материалов) в разных позициях Требований к материалам использует различные обозначения единиц измерения, в том числе не соответствующие действующему законодательству в указанной части, например:
по позиции 1 "Арматура тип 1" Требований к материалам в отношении характеристики "площадь поперечного сечения стержня" Заказчиком указана единица измерения "Кв. см.". В то же время по позиции 57 "Швелер тип 2" характеристика "площадь поперечного сечения" указана: "См. кв.";
по позиции 41 "Геотекстиль" характеристика "температура эксплуатации" указано: "Градусы Цельсия", однако по позиции 45 "Стяжка тип 2" характеристика "Минимальная температура эксплуатации" указана Заказчиком как "°С".
Во многих случаях обозначение Заказчиком единиц измерения в Требованиях к материалам не соответствует действующему нормативному правовому документу - "Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879) (далее - Положение).
В приложении N 2 к Положению определены производные единицы международной системы единиц (СИ), согласно которому наименование величины "температура Цельсия" должна указывается в единице величины: "°С", "площадь" должна указывается в единице величины: "м" 2 и т. д., что не соблюдено Заказчиком и приведённых выше примерах и во многих иных случаях.
При этом Заказчик в Инструкции обязал участников закупки "не менять" единицы измерения, указанные Заказчиком, что создаёт неоправданные и необоснованные риски участия в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что использование Заказчиком в Требованиях к материалам различных обозначений единиц измерения, в том числе противоречащих действующему законодательству, но установление при этом требования о "неизменности" единиц измерения, указанных Заказчиком в Требованиях к материалам, запутывает и вводит в заблуждение участников закупки и создает риск необоснованного отклонения их заявок.
5. Заявитель в жалобе указывает, что в конце Таблицы 1 "Требования к материалам, используемым при выполнении работ" Заказчик указал перечень ГОСТов, которым должны соответствовать товары, что максимально усложняет подготовку заявки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод подтверждённым фактическими обстоятельствами и обоснованным.
В конце Таблицы 1 "Требования к материалам, используемым при выполнении работ" указан перечень ГОСТов, которым должны соответствовать эти материалы. Данный перечень представляет сплошной текст на 5-ти страницах.
Например,
"Требуется соответствие товаров ГОСТ:
Шайбы тип 1 ГОСТ 11371-78, ГОСТ 18123-82
Швеллер тип 1 ГОСТ 8240-97
Арматура тип 2 ГОСТ 5781-82
Бетон тип 2 ГОСТ 23732-2011, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 10178-85
Асфальтобетонная смесь тип 2 ГОСТ 9128-2013
Битум тип 2 ГОСТ 22245-90
Брусья ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80
Гайки тип 2 ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ Р ИСО 6157-2-2015
Ацетилен растворенный ГОСТ 5457-75
Винты ГОСТ 17473-80
Бруски тип 2 ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80
Щебень тип 2 ГОСТ 8267-93
Припой ГОСТ 21930-76 ГОСТ 21931-76
Комплект крепежа тип 2 ГОСТ 28848-90, ГОСТ 28961-91, ГОСТ 6958-78, ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ Р ИСО 4016-2013, ГОСТ Р ИСО
8765-2013, ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ ISO 4033-2014, ГОСТ ISO 8673-2014, ГОСТ ISO 8674-2014, ГОСТ ISO 898-1-2014, ГОСТ ISO 898-2-
2015.
Мастика битумно полимерная ГОСТ 30693-2000
Канаты ТК ГОСТ 3070-88, ГОСТ 3241-91
Шурупы тип 2 ГОСТ 1145-80
Болты тип 2 ГОСТ 7805-70, ГОСТ Р ИСО 6157-1-2015, ГОСТ 1759.0-87
Доски тип 2 ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80
Сталь листовая ГОСТ 19903-2015 _."
и далее".
При этом Заказчик не указал вышеперечисленные ГОСТы в соответствующих позициях товаров (материалов) таблицы "Требований к материалам", а в перечисленных ГОСТах не указал номера позиций материалов, в отношении которых требуется соответствие необходимому ГОСТу.
Получается, что участник закупки должен самостоятельно сопоставлять, к какой позиции Требований к материалам относится соответствующий ГОСТ, что создает участникам закупки неоправданные риски участия в аукционе и затруднения в заполнении заявок, поскольку указанные Требования к материалам изложены на 635-ти страницах.
Это может привести к техническим ошибкам при заполнении заявок участниками закупки, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным требованиям.
Заказчик в ходе рассмотрения дела не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика.
6. Заявитель указывает, что Заказчиком в Требованиях к материалам по позициям "Арматура тип 1", "Арматура тип 2", "Арматура тип 3", "Арматура тип 4", "Арматура тип 5", "Арматура тип 6" указан неактуальный ГОСТ 5781-82.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его обоснованным, а действия Заказчика - нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе об обязательном описании объекта закупки в соответствии с действующими государственными стандартами.
Действительно, Заказчиком по шести позициям Требований к материалам "Арматура тип 1", "Арматура тип 2", "Арматура тип 3", "Арматура тип 4", "Арматура тип 5", "Арматура тип 6" указан недействующий ГОСТ 5781-82.
С 1 января 2019 года введен в действие ГОСТ 34028-2016 "Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия".
При этом установленные Заказчиком обозначения класса арматуры не соответствуют действующему в настоящее время государственному стандарту, что дополнительно вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет им принять участие в закупке с предложением товара (материала) в соответствии с действующим ГОСтом.
7. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам материалов, которые являются вспомогательными или расходными и не передаются Заказчику в составе выполненных работ по объекту.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод подтверждённым фактическими обстоятельствами и обоснованным в силу следующего.
Часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В Требованиях к материалам, используемым при выполнении работ, Заказчиком, в том числе, включены нижеследующие позиции с указанием материалов и требований к ним:
электроды (позиции 22, 56, 85)
ацетилен растворенный (позиция 39),
припой (позиция 46)
кислород технический (позиция 104),
шкурка шлифовальная позиция 106,
пропан-бутан смесь техническая (позиция 108)
и др.
Указанные материалы не передаются Заказчику вместе с результатом работ, а являются расходным материалом или частью оборудования исполнителя контракта, которые определены условиями исполнения работ и регламентированы соответствующими нормативными правовыми и (или) техническими документами.
Закон о контрактной системе не устанавливает право Заказчика вмешиваться в хозяйственную деятельность исполнителя контракта и устанавливать требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в закупке сведений и конкретных показателей о его оборудовании и расходных материалах, которые он будет использовать в случае заключения и исполнения контракта.
Заказчик в ходе рассмотрения дела не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика и на каком основании он включил требования к различным расходным материалам.
8. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены многочисленные излишние и детализированные требования к техническим характеристикам материалов, являющиеся механическим дублированием малозначимых и несущественных положений государственных стандартов.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с доводом Заявителя и считает его подтверждённым фактическими обстоятельствами и обоснованным.
В Требованиях к материалам, используемым при выполнении работ, Заказчиком, по позиции 1 "Арматура тип 1" установлено в отношении показателя "Номер профиля":
"Площадь поперечного сечения стержня,
Теоретическая масса одного метра профиля,
предельное отклонение по массе одного метра профиля в большую сторону,
предельное отклонение по массе одного метра профиля в меньшую сторону,
вероятность обеспечения массы одного метра профиля";
По позиции 5 "Болты тип 1" Заказчиком установлено по значению показателя "Номинальный диаметр резьбы":
"Шаг резьбы,
Значение шага резьбы,
диаметр стержня,
размер под ключ,
высота головки,
диаметр описанной окружности,
диаметр отверстия в стержне для исполнения 2,
расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке для исполнения 3".
По позиции 9 "Гайки тип 1" Заказчиком установлены требования по значению показателя "Номинальный диаметр резьбы":
"Шаг резьбы,
размер под ключ,
диаметр описанной окружности,
высота".
По позиции 10 "Гвозди" заказчиком установлены требования к значению показателя "Диаметр стержня":
Угол заострения по граням,
Высота головки,
Диаметр головки,
Отклонение от соосности головки,
Сечение заостренной части гвоздя,
Предельное отклонение, от круглости головки".
По позиции 20 "Шурупы тип 1" Заказчиком установлено требование к показателю "Диаметр резьбы":
"притупление ребер шестигранника к опорной поверхности более 0,25,
высоты головки,
Внутренний диаметр резьбы,
Шаг резьбы,
Диаметр головки,
Высота головки,
Номер крестообразного шлица,
округление ребер шестигранника, выводящее диаметр описанной окружности за предельные отклонения,
округление пояска головок шурупов, выводящее диаметры головок за предельное отклонение,
Диаметр крестообразного шлица,
Глубина крестообразного шлица,
Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц".
По позиции 29 "Швеллер тип 1" заказчиком по значению показателя "Высота швеллера" установлено:
толщина стенки,
Ширина полки,
Толщина полки,
Предельные отклонения параметров толщины стенки в большую сторону, Предельные отклонения параметров толщины стенки в меньшую сторону, Кривизна,
Радиус внутреннего закругления"
и так далее.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованными подобные пространные требования к материалам, которые являются обязательными в силу соответствующих ГОСТов и неизменными, но существенно затрудняют и усложняют составление заявок на участие в аукционе, создавая участникам закупки неоправданные риски участия в аукционе.
9. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно установлены многочисленные требования к компонентам и составляющим товара, которые могут быть известны только производителям товара и не указаны в сопроводительной документации на него.
Комиссия Тамбовского УФАС России также соглашается с доводом Заявителя, который подтверждается фактическими обстоятельствами, и считает его обоснованным
В Требованиях к материалам, используемым при выполнении работ, Заказчиком, по позиции 2 "Бетон тип 1" установлено:
"Вид вяжущего, Вид крупного заполнителя, Вид мелкого заполнителя, Вид цемента, Применение крупного заполнителя, Наибольшая крупность заполнителя, Вид применяемого цемента, использование белитового (нефелинового) шлама, пластифицирующие добавки, марка".
По позиции 69 "Асфальтобетонная смесь тип 3" Заказчиком установлено: "Щебень в составе смеси, Наполнители, Фракции щебня и гравия, Марка щебня по дробимости, марка щебня по истираемости" и
многие другие позиции.
Однако, конкретные значения приведенных и иных позиций Требований к материалам, используемым при выполнении работ, могут быть известны участнику закупки только при наличии товара и сопроводительных документов на него (паспорта продукции, сертификата, результатов лабораторных испытаний), что недопустимо в соответствии с Законом о контрактной системе требовать от участника закупки на стадии заполнения заявки.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке путем предоставления показателей и (или) их значений в виде одного значения, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивают доступ к участию в закупке.
Кроме того, подобные сведения о товаре (материале) порой не могут быть известны участнику закупки даже после его приобретения (покупки), поскольку в силу требований действующего законодательства производители товара не обязаны указывать в сопроводительных документах на такой товар (материал) столь подробные сведения о нём и конкретные значения его отдельных показателей.
10. Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение положений действующего законодательства о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлены многочисленные требования к результатам испытаний и внешнему виду товара, которые не могут быть известны участникам закупки, не имеющим товар в наличии.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с доводом Заявителя и считает его подтверждённым фактическими обстоятельствами и обоснованным.
В Требованиях к материалам по позиции 3 "Битум тип 1" Заказчиком установлено, в том числе: "Индекс пенетрации".
По позиции 6 "Бруски тип 1" Заказчиком установлено:
"Параметр шероховатости поверхности пиломатериала Rmmax,
Непараллелъностъ пластей и кромок,
Сучки сросшиеся здоровые,
Сучки частично сросшиеся и несросшиеся,
Загнившие, гнилые и табачные сучки,
Пасынок,
Наклон волокон,
Крень,
Кармашки,
Сердцевина и двойная сердцевина.
Грибные ядровые пятна,
Заболонные грибные окраски и плесень,
Гнили,
Червоточина,
Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и гп.п.),
Острый обзол".
По позиции 12 "Доски тип 1" Заказчиком установлено:
"Параметр шероховатости поверхности пиломатериала Rmmax,
Непараллелъностъ пластей и кромок,
Сучки сросшиеся здоровые,
Сучки частично сросшиеся и несросшиеся,
Загнившие, гнилые и табачные сучки,
Пасынок,
Наклон волокон,
Крепь,
Сердцевина и двойная сердцевина,
Гнили,
Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и т.п.),
Острый обзол,
Риски, волнистость, вырыв".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что конкретные значения приведенных и иных позиций Требований к материалам, используемым при выполнении работ, могут быть известны участнику закупки только при наличии товара и сопроводительных документов на него (паспорта продукции, сертификата, результатов лабораторных испытаний), что недопустимо в соответствии с Законом о контрактной системе требовать от участника закупки на стадии заполнения заявки. К тому же, далеко не все вышеуказанные сведения о товаре могут быть известны участникам закупки даже при его наличии, так как они отсутствуют в сопроводительных документах на товар.
Требования заказчика подробно описать в заявке путем предоставления показателей и (или) их значений в виде одного значения, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара ограничивают доступ к участию в закупке.
Итак, Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения указанной жалобы считает, что проанализированные выше действия Заказчика являются неправомерными, создают необоснованные риски участия в закупке и существенно затрудняют заполнение заявки на участие в данном аукционе, что нарушает часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по данной закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройМонтажСервис-Юг" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу, оператору ЭТП предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Т.В. Четверткова
Исп.: Четверткова Т.В.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 мая 2019 г. N 068/06/64-301/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.05.2019