Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ФГБУЗ Центр крови ФМБА России,
в отсутствие представителей ООО "Техномонтаж", уведомленных письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/35495/21 от 18.06.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ Центр крови ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений N11,13-18 5 этажа ФГБУЗ Центр крови ФМБА России (Закупка N 0373100077621000047) (далее - открытый конкурс в электронной форме, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/35495/21 от 18.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает на то, что положения порядка оценки по показателю "наличие у участника закупки трудовых ресурсов (производителя работ и инженера), необходимых для выполнения работ, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и заключивших с участником закупки трудовые договоры" нестоимостного критерия оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлены таким образом, что нарушают законодательство о контрактной системе и влекут ограничение количества участников закупки.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные критерии оценки, в частности "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а также характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в частности "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно Приложению.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В соответствии с п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлены следующие положения:
"Предмет оценки: наличие у участника закупки трудовых ресурсов (производителя работ и инженера), необходимых для выполнения работ, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и заключивших с участником закупки трудовые договоры.
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей), предлагаемых для выполнения работ" заказчиком установлен следующий порядок определения баллов, присуждаемых по данному показателю - баллы начисляются в соответствии с таблицей, которая указана в настоящем разделе конкурсной документации.
К трудовым ресурсам участника конкурса, с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188 для целей оценки по показателю относятся работники участника конкурса, указанные в таблице (далее именуются - работники):
Работник участника конкурса - производитель работ (прораб), заключивший с участником закупки трудовой договор, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Строительство", "Промышленное и гражданское строительство", "Гидротехническое строительство", "Теплогазоснабжение и вентиляция", "Водоснабжение и водоотведение", "Транспортное строительство" или высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое) образование.
Работник участника конкурса - инженер, заключивший с участником закупки трудовой договор, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство", "Строительство", "Гидротехническое строительство", "Транспортное строительство", "Городское строительство и хозяйство" или высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности".
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные положения порядка оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей), предлагаемых для выполнения работ" нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса" в части отсутствия возможности у участников закупки предоставить сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера, поскольку, по мнению Заявителя, сотрудники, у которых имеются трудовые книжки с подтверждением места работы, а также сотрудники, работающие по совместительству на основании трудовых договоров о работе по совместительству не свидетельствуют о большем профессионализме по сравнению с сотрудниками, привлеченными на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что наличие квалифицированных сотрудников, осуществляющих свою деятельность именно по трудовому договору свидетельствует о надежности и стабильности исполнителя, поскольку трудовые договоры бессрочны, возлагают большую ответственность на работодателя. Между тем договоры гражданско-правового характера являются по свой сути срочными, порядок их расторжения не регламентирован, в связи с чем, по мнению Заказчика, надежность исполнителя, привлекающего сотрудников на основании гражданско-правового договора, очевидно меньше.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, трудовые ресурсы - это главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны.
Исходя из смысла ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), договор гражданско-правового характера - договоренность между исполнителем и заказчиком, при котором они не вступают в трудовые отношения. В этом соглашении определены работы и их результат, за который исполнитель получает вознаграждение.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
В свою очередь, штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя, определяющим структуру организации и численность должностей (в конкретных подразделениях и в целом), предполагаемых к занятию работниками, т.е. лицами, с которыми организацией заключены трудовые договоры. Иными словами, штатное расписание фиксирует структуру организации исключительно с точки зрения трудовых правоотношений.
Между тем, согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу своего добровольного волеизъявления (ст. 421 ГК РФ) лицо вправе вступить с организацией в гражданско-правовые отношения, например, заключив договор возмездного оказания услуг, на которые трудовое законодательство не распространяется (часть восьмая ст. 11 ТК РФ).
Комиссия Управления отмечает, что установление требования о предоставлении исключительно трудовых книжек в отношении сотрудников находящихся в штате, а также трудовых договоров в отношении сотрудников, работающих по совместительству влечет за собой ограничение количества участников, поскольку исполнения поручений по реализации ЕКП могут быть проведены организациями с сотрудниками, как находящимися в штате на основании трудовой книжки, или с сотрудниками, работающими по совместительству на основании трудового договора, так и с сотрудниками, привлеченными на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" на действия ФГБУЗ Центр крови ФМБА России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии А.З. Касимова
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О. тел. 8 495-784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2021 г. N 077/06/106-10527/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021