Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казенного учреждения "Профессиональная аварийно-спасательная служба города Сыктывкара" (далее - МКУ "ПАСС г. Сыктывкара") от 20.09.2021 N 225 (вх. от 21.09.2021 N 4148) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Пассат" (далее - ООО "Пассат") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 25.05.2021 N КПОПС-05/21, заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Комплексная поставка обмундирования для профессиональных спасателей", извещение N 0307300005221000223 (далее - обращение, контракт),
при участии в заседании <_>, представителя МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" по доверенности от 27.09.2021 N0000-000021,
|
|
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Пассат" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ООО "Пассат", МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось МКУ "ПАСС г. Сыктывкара".
Объект закупки - "Комплексная поставка обмундирования для профессиональных спасателей".
Начальная (максимальная) цена контракта - 640 000,00 руб., источником финансирования закупки явились средства бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 21.04.2021.
По протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.04.2021 N 0307300005221000223-1 электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе. По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке от ООО "Пассат", признанная соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
По результатам осуществления закупки 25.05.2021 МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" (заказчик) с ООО "Пассат" (поставщик) заключен контракт N КПОПС-05/21.
По пунктам 1.1, 2.2 контракта: "Поставщик обязуется осуществить комплексную поставку обмундирования для профессиональных спасателей (далее - Товар) в соответствии с условиями настоящего Контракта и Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Цена Контракта составляет 640000 (шестьсот сорок тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% - 106666 (сто шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек".
Согласно пункту 3.1 контракта: "Поставщик поставляет товар по согласованной цене, в установленные сроки, в соответствии со Спецификацией, поставляемого по настоящему контракту товару (Приложение), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта".
По Спецификации контракта, указанной в приложении N 1: "Поставщик поставляет товар в течение 40 календарных дней с даты заключения контракта. Товар может быть поставлен досрочно". Следовательно, поставщик должен был поставить товар до 05.07.2021.
Согласно пункту 7.1 контракта: "контракт вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями обеих Сторон и действует до 30 июля 2021 года. Окончание срока действия настоящего контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика. В части гарантийных обязательств действие настоящего контракта продлевается на срок гарантии в соответствии с условиями настоящего контракта".
Согласно пункту 2.8 контракта расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поставки Товара и подписания Заказчиком оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и представленных Поставщиком счета, счета-фактуры (при наличии), товарной (товарно-транспортно) накладной или универсального передаточного документа (УПД) в электронной форме.
В разделе 4 контракта определены обязанности поставщика.
Так, согласно подпунктов 4.3.1 - 4.3.7 пункта 4.3 контракта подрядчик обязан:
"-обеспечить выполнение принятых обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями техническим заданием Заказчика, в срок, предусмотренный п. 1.4 настоящего контракта;
-обеспечить соответствие товара предъявляемым к ней требованиям, указанным в техническом задании Заказчика, а также требованиям законодательства Российской Федерации;
-письменно уведомить Заказчика о готовности результатов (товара) к передаче с указанием точного времени и даты, предоставив всю необходимую документацию на товар на русском языке, в том числе сертификат соответствия (при наличии);
-устранить недостатки товара в течение 3-х рабочих дней с момента заявления о них Заказчиком, нести расходы, связанные с устранением данных недостатков;
-гарантировать качество товара в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего контракта;
-предоставлять по требованию Заказчика полную и точную информацию о ходе исполнения своих обязательств по настоящему контракту, в том числе и сложностях, возникающих при исполнении контракта;
-производить по первому требованию Заказчика сверку расчетов по настоящему контракту".
По пункту 8.3 контракта: "Досрочное расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Расторжение контракта в одностороннем порядке осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В частях 12, 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено, что ООО "Пассат" поставку товара по контракту в установленный контрактом срок (в течение 40 календарных дней с даты заключения контракта) не осуществило, на момент рассмотрения обращения товар по контракту также не поставлен.
Заказчиком - МКУ "ПАСС г. Сыктывкара", 02.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком обязательств по контракту.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 02.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте 05.08.2021, направлено по почте заказным письмом с уведомлением ООО "Пассат" 03.08.2021, а также посредством электронной почты 02.08.2021.
В Коми УФАС России 01.09.2021 рассмотрено обращение МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" от 23.08.2021 N 207 (вх. от 25.08.2021 N3742) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об ООО "Пассат" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 25.05.2021 N КПОПС-05/21.
В ходе рассмотрения обращения МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" от 23.08.2021 N 207 (вх. от 25.08.2021 N3742) и проведения внеплановой проверки установлено неверное исчисление заказчиком даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта (в обращении от 23.08.2021 N 207 (вх. от 25.08.2021 N 3742) МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" указало дату расторжения контракта - 02.08.2021, при этом заказчиком было сообщено, что уведомление о вручении одностороннего отказа ООО "Пассат" вернулось МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" 30.08.2021).
По результатам рассмотрения обращения МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" от 23.08.2021 N 207 (вх. от 25.08.2021 N3742) и осуществления проверки содержащихся в указанных документах и информации фактов, Комиссией Коми УФАС России установлено, что на дату проведения заседания по рассмотрению обращения контракт фактически не расторгнут, в связи с чем основания для направления обращения и его рассмотрения у Комиссии Коми УФАС России отсутствовали (решение Коми УФАС России от 01.09.2021 N РНП-11-149).
В материалы обращения МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" от 20.09.2021 N 225 (вх. от 21.09.2021 N 4148) представлено уведомление N 16701661023018 о вручении ООО "Пассат" 23.08.2021 заказного письма, которым заказчик направил поставщику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно штампу входящей корреспонденции МКУ "ПАСС г. Сыктывкара", указанное уведомление вернулось заказчику 01.09.2021, ему присвоен входящий N 380.
Следовательно, дата надлежащего уведомления заказчиком ООО "Пассат" об одностороннем отказе от исполнения контракта (дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику соответствующего заказного письма) - 01.09.2021.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта - 14.09.2021.
В обращении МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" указало дату расторжения контракта -10.09.2021.
Действие заказчика - МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта не соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Пассат", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара на условиях закупки.
ООО "Пассат", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки.
В материалах обращения отсутствуют, ООО "Пассат" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "Пассат" условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Пассат" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Пассат" исполнению условий контракта.
При участии в электронном аукционе ООО "Пассат" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при отказе от исполнения взятых на себя обязательств при заключении контракта.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В пункте 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основания для отказа во включении сведений об ООО "Пассат" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные в пункте 15 раздела III Правил, отсутствуют.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, ООО "Пассат" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое предусмотрена ответственность в виде включения информации об ООО "Пассат" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подп. б) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" информацию в отношении ООО "Пассат" (адрес места нахождения: 422206 Республика Татарстан, район Агрызский, село Сарсак-Омга, площадь Кирова 11, ИНН: 1601001963, КПП: 160101001; директор, учредитель: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 25.05.2021 N КПОПС-05/21, заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Комплексная поставка обмундирования для профессиональных спасателей", извещение N 0307300005221000223, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Пассат" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКУ "ПАСС г. Сыктывкара" выявлено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 28 сентября 2021 г. N РНП-11-169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021