Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Аитовой Л.М. (доверенность от 09.09.2021 г. N09-01/119580), Сибгатова И.З. (доверенность от 09.09.2021 г. N09-01/11962), Сабировой И.Х. (доверенность N09-01/12531 от 22.09.2021 г.), заявителя ИП Ярды Е.В. лично, в отсутствие заявителя ИП Гомзякова Д.В. о месте и времени рассмотрения жалоб извещенного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителей ИП Ярды Е.В. (вх. N12651/ж от 17.09.2021 г.), ИП Гомзякова Д.В. (вх.N12652/ж от 17.09.2021 г.) на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан при проведении закупки N0111200002421000801 на предмет: "поставка медицинских изделий (Система офтальмологическая хирургическая с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111200002421000801 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru - 10.09.2021 г.
Заказчик - Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 000 000,00 рублей.
Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства в сфере закупок.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя ИП Ярды Е.В. о неправомерном объединении в один лот лицензируемых и не лицензируемых видов деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять технологически и функционально связанные между собой работы по нескольким объектам в один лот, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (Система офтальмологическая хирургическая с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Согласно условиям технического задания предусматриваются услуги по поставке, сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателя), эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика (Получателя), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования.
Пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности. При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1445 (далее - Постановление N 1445), под техническим обслуживанием медицинской техники понимаются в том числе действия по монтажу и наладке медицинских изделий.
В свою очередь медицинская техника - медицинские изделия (за исключением 1-го класса потенциального риска применения), подлежащие техническому обслуживанию и представляющие собой в том числе медицинское оборудование.
Учитывая, что поставка медицинского оборудования и монтаж, наладка такого оборудования являются технологически и функционально связанными товарами, работами (услугами), они могут быть объединены в один лот.
Таким образом, работы, предусмотренные в рамках объекта закупки, являются работами, связанными между собой, и направлены на достижение единой социально значимой задачи и единого результата в целях достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и социально-значимых нужд.
Заказчиком при установлении требований в аукционе никаких преимущественных условий отдельным участникам торгов не предъявлялось, предъявляемые требования к поставке товаров были одинаковы для всех участников аукциона.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае объединение товаров в рамках объекта закупки в один лот не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя ИП Гомзякова Д.В. об установлении в техническом задании противоречащих характеристик, что заведомо не позволит исполнить надлежаще контракт.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
Как установлено из содержания аукционной документации в техническом задании были установлены одни из следующих технических характеристик к поставляемому товару, оспариваемые заявителем:
- автоматическая подача интраокулярных линз;
- линейное управление подачей интраокулярных линз врачом с помощью педали.
По мнению заявителя, наличие подобных показателей сужает круг потенциальных участников закупки, поскольку в предлагаемом заявителем к поставке оборудовании такие характеристики отсутствуют.
По предположению заявителя Ярды требуемое к поставке оборудование по всем совокупным признакам является товаром производства Centurion, AutoSert, производителя Alcon, возможного к поставке Заказчику. Вместе с тем, по мнению, заявителя, наличие вышеуказанных дополнительных несуществующих характеристик товара, может привести к затруднениям при приемке товара и заведомо не позволит исполнить контракт.
Вместе с тем, заявителями не было представлено каких -либо документов и доказательств, подтверждающих изложенные доводы.
Из представленных пояснений и документов Заказчиком установлено следующее.
При формировании технического задания на приобретение медицинского оборудования Заказчик руководствовался надлежащим обеспечением потребностей ГАУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница МЗ РТ".
Заказчиком были направлены запросы поставщикам и дистрибьюторам в целях предоставления коммерческих предложений на систему офтальмологическую хирургическую с принадлежностями, отвечающую требованиям сформированного технического задания.
В подтверждение изложенного Заказчиком были представлены коммерческие предложения (КП) от трёх организаций ООО "МВТ", ООО "УМС", ООО "ПрофиМед", указывающие на возможность поставки оборудования, требуемого Закзчику.
Кроме того, Заказчиком была представлена инструкция по эксплуатации на офтальмологическую хирургическую систему содержащая в себе показатели и характеристики, оспариваемые заявителем.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Кроме того, Заказчиком были представлены сведения, подтверждающие возможность поставки оборудования с характеристиками, установленными в техническом задании аукционной документации.
На основании изложенного, учитывая, что заявителем не представлено мотивированных доказательств, обосновывающих вывод о допущенных нарушениях заказчиком при установлении технических характеристик товара, довод заявителя не подтвержден и признан Комиссией необоснованным.
3. Относительно доводов заявителей о неправомерном требовании о предоставлении собственной лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Предметом закупки является поставка медицинских изделий (Система офтальмологическая хирургическая с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
В соответствии с Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Минздравом России и Минпромнауки России 10 октября 2003 (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники"), ввод в эксплуатацию медицинской техники - процедура проведения комплекса регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающаяся передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению.
В соответствии с п.5.2. вышеуказанных методических рекомендаций, виды работ по техническому обслуживанию включают в себя: ввод в эксплуатацию, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, текущий ремонт. Ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемке в эксплуатацию.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническом) обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридическою лица и индивидуального предпринимателя) медицинской техники" техническое обслуживание медицинской техники включает в себя действия по монтажу наладке, контролю технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.
В соответствии с извещением о проведении закупки, а также пунктом 27.1 аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки - наличие собственной лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" техническое обслуживание медицинской техники подлежит лицензированию. Наличие лицензии должно подтверждаться записью в реестре лицензий на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе изучения документации выявлено, что заказчиком не установлено запрета о привлечении субподрядной организации при выполнении работ, предусмотренных контрактом.
Таким образом, аукционной документацией не ограничивается право участников закупки привлекать субподрядные организации для выполнения лицензируемых видов работ, предусмотренных государственным контрактом.
Пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности. При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.
Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1445 (далее - Постановление N 1445), под техническим обслуживанием медицинской техники понимаются в том числе действия по монтажу и наладке медицинских изделий.
В свою очередь медицинская техника - медицинские изделия (за исключением 1-го класса потенциального риска применения), подлежащие техническому обслуживанию и представляющие собой в том числе медицинское оборудование.
Учитывая, что поставка медицинского оборудования и монтаж, наладка такого оборудования являются технологически и функционально связанными товарами, работами (услугами), они могут быть объединены в один лот.
Вместе с тем требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить медицинское оборудование и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.
При этом необходимо отметить, что ответственность за достижение требуемого качества, надежности и безопасности по общему правилу несет именно участник закупки, с которым был заключен государственный контракт, а не соисполнитель, привлеченный для оказания определенных услуг по контракту.
Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, таких как монтаж и наладка медицинского оборудования, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению (оказанию) работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в закупке неправомерно.
При этом необходимо обратить внимание, что заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ (услуг) на этапе их выполнения (оказания) по контракту. Кроме того, для выполнения (оказания) указанных сопутствующих работ (услуг) подрядчик (исполнитель) вправе привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности.
Указанная позиция подтверждается ФАС России, изложенной в Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика при установлении требования к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки копии собственной лицензии на техническое обслуживание медицинской техники нарушают требования части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ИП Ярды Е.В. (вх. N12651/ж от 17.09.2021 г.) на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан при проведении закупки N0111200002421000801 на предмет: "поставка медицинских изделий (Система офтальмологическая хирургическая с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" обоснованной в части требования о предоставлении во второй части заявки копии собственной лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
2. Признать жалобу заявителя ИП Гомзякова Д.В. (вх.N12652/ж от 17.09.2021 г.) на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан при проведении закупки N0111200002421000801 на предмет: "поставка медицинских изделий (Система офтальмологическая хирургическая с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" обоснованной в части требования о предоставлении во второй части заявки копии собственной лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
3. Признать заказчика - Министерство здравоохранения Республики Татарстан нарушившим требования 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии: |
Амирова В.Р. |
Члены Комиссии: |
Акперова Л.А. |
|
Тимофеев М.А. |
Исп.: Акперова Л.А., Тел.: 8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 сентября 2021 г. N 016/06/31-1802/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 января 2022 г. по делу N А65-25340/2021, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2022 г. N 11АП-2978/22 по делу N А65-25340/2021 настоящее решение признано незаконным в части отказа в выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства