В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 53-п от 05.03.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:,
Представитель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессиональное образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
Представитель ООО "РЕФЕРЕНТУМ" на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств не заявлял;
рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессиональное образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (вх. N 2062 от 03.03.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "РЕФЕРЕНТУМ" (ИНН: 1649036675), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (номер извещения 0353100013221000111),
УСТАНОВИЛА:
10 февраля 2022 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступило обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессиональное образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО ОрГМУ, Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Референтум" (далее - Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (номер извещения 0353100013221000111) (далее - Закупка).
Представитель ФГБОУ ВО ОрГМУ пояснил, что 20.12.2021 г. с ООО "РЕФЕРЕНТУМ" был заключен контракт на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России N РХД/2021/394/4/ЭА/У-624. В соответствии с условиями контракта, срок оказания услуг с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. В период с 01.01.2022 г. по 11.01.2022 г. Заказчиком осуществлялся выезд на объекты с целью контроля и оценки качества оказания услуг с привлечением представителя Общества. В ходе проверок были выявлены многочисленные замечания, отраженные в актах внутренней экспертизы. В связи с чем, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений в отношении ООО "РЕФЕРЕНТУМ" для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.
Уведомлением по делу N РНП-56-08-06-48/2022 от 05.03.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "11" марта 2022 г. в 10 часов 00 минут.
Представители ООО "РЕФЕРЕНТУМ" на рассмотрение дела не явились письменные пояснения не предоставили, ходатайств не заявляли.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено ООО "РЕФЕРЕНТУМ" по адресу электронной почты - info@referentym.org, указанному на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в разделе "Единый реестр участников закупки" и в контракте N РХД/2021/394/4/ЭА/У-624 от 20.12.2021 г. на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ООО "РЕФЕРЕНТУМ".
Доказательств того, что адрес электронной почты - info@referentym.org - заблокирован, и у Общества существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Адрес электронной почты info@referentym.org, указанный в регистрационных данных ООО "РЕФЕРЕНТУМ" единой информационной системы в сфере закупок является достоверным, поскольку при регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и при размещении закупки производится процедура идентификации участника, в том числе, посредством ЭЦП.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ООО "РЕФЕРЕНТУМ" о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако по обстоятельствам, зависящим от него самого, адресат с уведомлением о назначении даты рассмотрения дела не ознакомился. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ООО "РЕФЕРЕНТУМ" о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено.
Таким образом, Оренбургским УФАС России считается соблюденным порядок уведомления лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, установила следующее.
25.11.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (номер извещения 0353100013221000111).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 728 186,80 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N N0353100013221000111-3-1 от 06.12.2021 г. победителем электронного аукциона признано ООО "Референтум" с предложением по цене контракта 8 400 603,44 руб.
20.12.2021 г. между ФГБОУ ВО ОрГМУ и ООО "РЕФЕРЕНТУМ" заключен контракт N РХД/2021/394/4/ЭА/У-624 на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России на сумму 8 400 603,44 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему.
В соответствии с п. 1.2 Контракта Перечень услуг, место оказания и сроки, согласно которым Исполнитель обязан оказать услуги в рамках Контракта, определены в Описании объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Контракту, период оказания услуг: с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.
Материалами дела установлено, что в период с 01.01.2022 г. по 10.01.2022 г. Заказчиком ежедневно составлялись акты внутренней экспертизы проверки качества предоставленных услуг по уборке помещений, согласно которым Заказчиком были выявлены многочисленные замечания к выполненным работам, кроме того, Заказчиком зафиксировано, что 01.01.2022 г. услуги не оказывались.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 6.1 Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны настоящего Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.01.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.01.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Ответа на решение об одностороннем отказе от Общества не поступало.
12.01.2022 г. указанное решение Заказчика направлено бандеролью в адрес Исполнителя посредством Почты России.
Также, Решение Заказчика об одностороннем отказе 11.01.2022 г. вручено представителю Общества _____.., о чем свидетельствует его подпись.
19.01.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо б/н о том, что нарушения, послужившие основанием для принятия Решения об одностороннем отказе, Исполнителем устраняются. Также, Общество сообщает, что ____ не является лицом, имеющим право действовать от имени Общества и не наделен полномочиями на прием корреспонденции, следовательно переданное Заказчиком уведомление о принятом решение об одностороннем отказе не является надлежащим уведомлением Исполнителя.
27.01.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту исх. N 19, в котором Исполнитель указывает, что Заказчиком чинятся препятствия в осуществлении допуска на объект сотрудников ООО "РЕФЕРЕНТУМ" для исполнения обязательств по контракту, в связи с чем Общество посчитало возможным отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
01.02.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлено письмо исх. N 63-07-03-422 о том, что ФГБОУ ВО ОрГМУ в ответ на письмо Исполнителя исх. N 10 от 20.01.2022 г. (в материалы дела не представлено) просит уточнить дату, а также данные (фамилии, имена) сотрудников Общества, которые не были допущены на объекты для исполнения обязательств по контракту. Также, Заказчик сообщает, что на основании письма Общества исх. N 9 от 19.01.2022 г. (в материалы дела не представлено) к работе были допущены две сотрудницы Общества, которые на объект так и не вышли.
Ответ Общества на указанное письмо в материалы дела не представлен.
14.02.2022 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо исх. N 63-07-03-638 с просьбой предоставить Обществу акты выполненных работ и счет на оплату за январь 2022 года на основании актов внутренней экспертизы.
Ответ Общества на указанное письмо в материалы дела не представлен.
Согласно сведениям отслеживания почтового отправления, представленным сайтом "Почта России" www.pochta.ru, бандероли, отправленной Заказчиком 19.01.2022 г. и содержащей решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 16.02.2022 г. присвоен статус "Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю".
Соответственно, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный Контракт расторгнут 28.02.2022 г. (с учетом положений ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).
Относительно принятого Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения условий контракта от 27.01.20.22 г. исх. N 19, Инспекцией установлено, что в соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.): "...Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в ГК РФ и подлежат применению".
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Письмо, направленное Обществом в адрес Заказчика (письмо от 27.01.2022 исх. N 19) не может рассматриваться как решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренное ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поскольку оно не содержит в себе информации относительно совершенного заказчиком существенного нарушения условий Контракта. Кроме того, данное письмо направлено после принятия Заказчиком 11.01.2022 г. решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в Реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов. Действительно, с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу п.1 ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, Инспекция Оренбургского УФАС России считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает, что вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
В соответствии с п. 4.1.5 контракта, Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, а также о сложностях, возникающих в ходе настоящего исполнения контракта.
Изучив материалы дела, Инспекция Оренбургского УФАС России не может прийти к выводу о том, что Обществом проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения контракта. В рамках данного дела, исходя из представленных доводов и доказательств, Инспекцией Оренбургского УФАС России не установлено добросовестного поведения Общества при исполнении контракта.
При этом включение, в данном случае, Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 г. N ВАС-5621/12).
Включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Каким-либо иным образом, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственной или муниципальной закупки обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок о стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.
Принимая решение об участии в электронном аукционе, участник закупки должен оценивать риск и должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения недобросовестных действий в рамках подписания и исполнения контракта.
Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные положения Закона о контрактной системе, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика имелись законные основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N РХД/2021/394/4/ЭА/У-624 на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России от 20.12.2021 г., а сведения, представленные Заказчиком в отношении Общества, подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессиональное образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (вх. N 2062 от 03.03.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "РЕФЕРЕНТУМ" (ИНН: 1649036675), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по уборке внутренних помещений учебных корпусов и общежитий ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (номер извещения 0353100013221000111), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессиональное образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении:
- ООО "РЕФЕРЕНТУМ" (ИНН 1649036675, юридический адрес: 420102, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Галимджана Баруди, д. 8, этаж 3, офис 24);
- директора Халиуллиной Альмиры Ахнафовны (ИНН 165700683296);
- учредителя Халиуллиной Альмиры Ахнафовны (ИНН 165700683296);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "РЕФЕРЕНТУМ", директора и учредителя ООО "РЕФЕРЕНТУМ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию в отношении ООО "РЕФЕРЕНТУМ" директора и учредителя ООО "РЕФЕРЕНТУМ" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
1 раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
2 раздел |
3 раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (1+2+3 разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по 2 разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
28.02.2022 |
03.03.2022 |
03.03.2022 |
0 |
03.03.2022 |
11.03.2022 |
11.03.2022 |
0 |
16.03.2022 |
14.03.2022 |
0 |
0 |
Руководитель Инспекции
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 11 марта 2022 г. N РНП-56-08-06-48/2022 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - министерство здравоохранения - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2022