Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия N 13" (далее - Заказчик) (вх. N 5275 от 01.06.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - Общество, ООО "Кристалл", Подрядчик) (ИНН 7116153880; ул. Мира, д. 14, помещ. II, встроенное нежилое, г. Новомосковск, Тульская область, 301662) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 21.11.2021 N ЭА-М-1043-21 на выполнение работ по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20 (закупка N 0366200035621006283) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Заказчика на основании приказа;
представителя Общества на основании доверенности;
генерального директора Общества на основании приказа;
УСТАНОВИЛА:
01.06.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Кристалл" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контрактаот 21.11.2021 N ЭА-М-1043-21, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20.
В результате проведенной на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.11.2021 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 2 705 140,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20, в соответствии со сметной документацией (Приложение N1 к Контракту), техническим заданием (Приложение N2 к Контракту), в сроки, установленные настоящим Контрактом, а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 раздела 3 "СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ" Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.
Дата начала работ - с момента заключения контракта.
Дата окончания работ - в течение 40 (сорока) календарных дней.
Разделом 4 Контракта закреплены права и обязанности сторон, в том числе указано, что "4.1. Заказчик обязан:
4.1.1. Осуществлять приемку и оплату выполненных подрядчиком работ в порядке, установленном контрактом.
4.1.2. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
4.1.3. Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
4.1.4. Провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
_
4.3. Подрядчик обязан:
4.3.1. Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом.
4.3.2. Письменно уведомить МКУ "УКС г. Алексин" о начале работ на объекте.
4.3.3. Письменно предоставить информацию в МКУ "УКС г. Алексин" о контактных телефонах представителя Подрядчика, адресах эл. почты, факса организации.
4.3.4. Письменно уведомлять МКУ "УКС г. Алексин" об освидетельствовании скрытых работ.
4.3.5. Выполнить работы и сдать законченный Объект в сроки, предусмотренные в настоящем контракте.
4.3.6. Выполнить все работы по настоящему контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядчиков, соисполнителей.
Нести ответственность перед заказчиком за ненадлежащее выполнение поставок и работ по настоящему контракту привлеченными субподрядчиками, соисполнителями, за координацию их деятельности, а также за соблюдение привлеченными субподрядчиками, соисполнителями требований положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, требований, установленных настоящим контрактом.
_".
Разделом 5 "СДАЧА И ПРИЕМКА РАБОТ" Контракта предусмотрено следующее:
"5.1. Результаты работ, выполненных подрядчиком, подтверждаются и оформляются актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), актами сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 3).
5.2. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств, оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара осуществляется после предоставления подрядчиком такого обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
5.3. Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с даты окончания работ письменно известить Заказчика о готовности сдачи Объекта в эксплуатацию и предоставить заказчику в 3-х экземплярах документы, указанные в п. 7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), подписанные со стороны подрядчика.
При приемке выполненной работы заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы, срок приемки выполненных работ продлевается на срок проведения указанной экспертизы и получения заказчиком экспертного заключения.
В случае проведения экспертизы силами заказчика в акте сдачи-приемки этапа выполненных работ проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
В случае привлечения экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
5.4. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней (включая проведение экспертизы) рассматривает и подписывает представленные документы или направляет мотивированный отказ. В случае если подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация, указанная в п. 5.3 Контракта, и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов). Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.
В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), подрядчик обязан компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.
Устранение Подрядчиком в установленные сроки выявленных Заказчиком недостатков не освобождает его от уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной Контрактом.
Повторное согласование заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 3) на предъявляемый подрядчиком к подтверждению объем работ производится после устранения последним причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.
5.5. После подписания сторонами акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 3), в порядке, установленном п.5.3-5.4 Контракта, работы считаются подтвержденными заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями настоящего контракта."
В пункте 8 Техническое задание (Приложение N2 к Контракту) указано, что при сдаче работ:
"Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с даты окончания работ письменно известить Заказчика о готовности сдачи Объекта в эксплуатацию.
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней (включая проведение экспертизы) рассматривает и подписывает представленные документы или направляет мотивированный отказ. В случае если подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, заказчик направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов). Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе".
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что в случае наличия претензий, споров, разногласий относительно исполнения одной из сторон своих обязательств другая сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему контракту, сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок действия Контракта: с момента его заключения по "24" декабря 2021 года (включительно) (срок действия Контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
На основании пункта 13.6 Контракта любые изменения и дополнения к настоящему Контракту, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, оформляются дополнительными соглашениями сторон в письменной форме.
Из представленной Заказчиком и Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
В рамках исполнения Контракта между Заказчиком и Обществом с момента заключения Контракта велась многочисленная переписка, касающаяся хода выполнения работ по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20, а также замечаний, предъявляемых друг другу сторонами Контракта, возникающих при его исполнении.
В том числе установлено, что Обществом 30.11.2021 направлено в адрес Заказчика письмо N 11/ГЗ/03, в котором оно сообщает о том, что Подрядчиком выполняются работы в соответствии с условиями Контракта. Однако в процессе выполнения работ были выявлены следующие несоответствия, которые послужили основанием для приостановления Обществом выполнения работ:
1. Объемы работ, указанные в п. 1.4, 9-20, 29-30, 92-94, 96-111, 141, 183, 186, 231, 233-248 приложения N 1 к Контракту (сметной документации), не соответствуют фактическим объемам.
2. В п. 257 сметной документации неправильно посчитана стоимость, указан неверный размер двери 1,9*2,7, а фактически размер двери составляет 3*1,4.
3. Существующая штукатурка стен и потолков во всех помещениях пришла в негодность (крошится, отслаивается от кирпичных стен, имеет многочисленные трещины). Ремонт данной штукатурки заложен в сметной документации частичный (30%). При вибрациях, ударах мячом и т.д. старая штукатурка может разрушиться и нарушит сплошное выравнивание штукатурки стен.
4. Во всех помещениях в сметную документацию не заложена шпатлевка стен и потолков, что приведет к неэстетичному виду после окрашивания.
5. Согласно п. 32 приложения N 1 к Контракту производиться монтаж решеток, затворов из полосовой и тонколистовой стали. В п. 33, 34, 35, 36 приложения N 1 к Контракту указаны материалы, из которых невозможно понять, какую конструкцию из металла необходимо установить.
6. Согласно п. 37 приложения N 1 к Контракту производится устройство сетки на решётки окон. МР в данном пункте отсутствуют. А в п. 38 приложения N 1 к Контракту заложена только сетка оцинкованная 100*100*3 мм.
7. В раздевалках N 1 и N 2 отопление обшивается по деревянному каркасу плитой ДСП, в связи с этим помещение не будет отапливаться в полном объеме.
8. В тамбуре полы, согласно приложению N 1 к Контракту, деревянные, по факту бетонные, следовательно, п. 232 - 245 сметной документации не возможно выполнить.
9. В тамбуре устанавливается однопольная дверь ПВХ; согласно эскизу размер дверного полотна заложен 1400*2100. Однако дверь с такими размерами не изготавливается даже по индивидуальным заказам, так как не может обеспечить безопасность при эксплуатации.
10. Фасадные отделочные работы с применением строительных растворов следует производить при среднесуточной температуре окружающей среды и температуры основания от 5°С до 30°С с поддержанием среднесуточной температуры окружающей среды в заданном диапазоне в течении 2 суток до начала отделочных работ и не менее 7 суток после их окончания. В связи с тем, что температура окружающей среды и основания ниже указанного диапазона, выполнить качественно работы по штукатурке, шпатлевке и окраске фасада не возможно.
Общество просит Заказчика дать письменные указания по выявленным несоответствиям.
Как следует из пояснений Общества, после получения замечаний Общества, Заказчик совместно с Подрядчиком производили осмотры, замеры выявляемых несоответствий, после чего Заказчик давал устные указания и выполнение отдельных работ по Контракту продолжались.
В связи с тем, что несоответствий сметной документации фактическим обстоятельствам было настолько много, а Заказчик не мог самостоятельно принимать решения о выполнении работ Подрядчиком, 24.11.2021 было проведено совместное совещание у главы администрации муниципального образования г. Алексин.
Для надлежащего исполнения Контракта на указанном совещании было принято решение о необходимости составления дополнительной сметы и согласования ее сторонами Контракта и муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства г. Алексин" (далее - МКУ "УКС г. Алексин"), чтобы выполнить дополнительные работы в срок, установленный Контрактом.
17.12.2021 Подрядчику от МКУ "УКС г. Алексин" поступили:
локальный сметный расчет N0789/12-21 УКС;
локальный сметный расчет N0790/12-21 УКС.
При этом, как пояснили представители Общества, без выполнения работ, предусмотренных локальными сметными расчетами N0789/12-21 УКС, N0790/12-21 УКС, не представлялось возможным выполнить работы, предусмотренные Контрактом, так как все работы, содержащиеся в указанных сметных расчетах, являются технологически взаимосвязанными между собой.
Руководствуясь пунктом 4.3.10 Контракта, Общество в письме N 11/ГЗ/12 от 20.12.2021 сообщило Заказчику, что приостанавливает выполнение работ; указывает, что в смете не заложены обрамляющие и соединяющие элементы для каркаса под подшивку сайдингом, информирует, что в ремонтируемом помещении стены находятся ниже уровня земли, в связи с чем стены сыреют и возможно отставание штукатурки, образование трещин штукатурки, появление грибка и др. Общество просит Заказчика дать письменные указания по выявленным несоответствиям.
20.12.2021 между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт от 20.12.2021 N78/21 на выполнение работ по ремонту спортзала в МБОУ "Гимназия N 13" по локальной смете N 0790/12-21 УКС.
При этом, в ходе заседания Комиссии представители Общества подчеркнули, что по локальной смете N0789/12-21 УКС контракт так и не был заключен, хотя работы по данной смете выполнены Подрядчиком в полном объеме.
27.12.2022 Общество письмом N 11/ГЗ/16 уведомило Заказчика о завершении работ по Контракту и предоставило оформленные со своей стороны отчетные документы, в том числе:
- Акт сдачи-приёмки выполненных работ на 3 л. в 3-х экз.;
- Акт о приёмке выполненных работ (КС-2) от 27.12.2021 N10 на 90 л. в 3-х экз.;
- Справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) от 27.12.2021 N10 на 3 л. в 3-х экз.;
- Акты освидетельствования скрытых работ на 51 л. в 3-х экз.;
- Общий журнал работ N 1 за период с 29.11.2021 по 27.12.2021 на 24 л. в 3-х экз.;
- Документы, удостоверяющие качество используемых материалов, на 124 л. в 3-х экз.
Установлено, что Подрядчик 10.01.2022 направил Заказчику письмо N 11/ГЗ/21, в котором сообщил, что им до настоящего времени не получены в письменной форме ответы Заказчика на его письма N 11/ГЗ/03 от 30.11.2021, N11/ГЗ/12 от 20.12.2021, N11/ГЗ/19 от 27.12.2021, N 11/ГЗ/20 от 30.12.2021; отметил, что указания о выполнении работ давались Заказчиком лишь в устной форме, что является нарушением пункта 11.2 Контракта.
12.01.2022, 13.01.2022 Заказчиком направлены Обществу письма N 6 , N 11 с приложением акта выборочной проверки объемов выполненных работ от 28.12.2021, которым установлены отклонения выполненной работы от сметной документации, и указанием на необходимость их устранения.
28.01.2022 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо, к которому приложил для согласования сметную документацию N 0577/08-21 по фактически выполненным работам по Контракту, составленную на основании акта выборочной проверки объемов выполненных работ.
В ответ на вышеуказанное письмо Заказчика Общество сообщило, что направленная Заказчиком сметная документация не соответствует фактическим объемам работ по Контракту, просило произвести приемку работ (письмо от 31.01.2022 N 11/ГЗ/32).
09.02.2022 Заказчик направил Обществу письмо N 55, в котором указал на то, что работы по Контракту не завершены; сообщил, что ранее письмами от 12.01.2022, 13.01.2022 предлагал устранить выявленные нарушения, которые до настоящего времени Подрядчиком не устранены; повторно предложил исправить перечисленные в письме от 09.02.2022 N 55 недостатки. При этом Заказчик дополнительно сообщил, что до устранения Обществом указанных Заказчиком замечаний, документы о сдаче-приемке, представленные Обществом с письмом от 27.12.2022 N 11/ГЗ/16, не будут рассматриваться Заказчиком.
В письме от 09.02.2022 N 56 Заказчик сообщил Обществу о проведении проверки фактически выполненных работ и приложил акты выборочной проверки объемов работ от 28.12.2021, 20.01.2022, 09.02.2022.
Как установлено Комиссией, по состоянию на 09.02.2022 мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов), составление которого предусмотрено пунктом 5.4 Контракта, пунктом 8 Технического задания (Приложение N2 к Контракту), Заказчиком не составлялся.
Подрядчик с претензиями Заказчика, изложенными в письме N 55 от 09.02.2022, не согласился, о чем письменно уведомил Заказчика (письмо исх. N 11/ГЗ/35 от 17.02.2022). В указанном письме Общество обосновывало причину своего несогласия, просило Заказчика дать пояснения и обоснование своих претензий.
17.02.2022 Заказчиком направлено Обществу письмо, в котором указано, что в ходе проведения проверки актов освидетельствования скрытых работ было выявлено несоответствие информации, указанной в актах, с фактически выполненными Обществом работами.
В дальнейшем между сторонами Контракта продолжалась переписка, в которой стороны предъявляли друг к другу претензии и выражали несогласие с позицией друг друга; проводились комиссионные обследования качества и объемов выполненных работ.
08.04.2022 в адрес Подрядчика поступил мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ от 08.04.2022 N1 (письмо N168), в котором отражено, что по результатам проведенной Заказчиком внутренней экспертизы выполненных работ установлено, что часть выполненных работ не соответствует по объемам и качеству условиям Контракта, Заказчик требует устранить выявленные нарушения в течение 10 дней с момента получения мотивированного отказа. К мотивированному отказу Заказчиком приложено Заключение внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021.
18.04.2022 Общество в адрес Заказчика направило возражения относительно принятого Заказчиком мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ от 08.04.2022 N 168.
В материалы дела также представлены акты освидетельствования скрытых работ от 30.11.2021, 03.12.2021, 06.12.2021,19.12.2021, в которых отражено, что работы выполнены Подрядчиком в соответствии с локальной сметой и техническим заданием.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;
- отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что Общество, по мнению Заказчика, в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту (не устранило выявленные Заказчиком нарушения), 20.05.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.11.2021 N ЭА-М-1043-21 на выполнение работ по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
Частью 12.2 статьи 95 Закона установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 20.05.2022 вручено нарочно генеральному директору Общества, размещено 20.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Посчитав, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчиком устранено не было, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
В представленных Комиссии пояснениях Обществом указано, что оно свои обязательства по Контракту исполнило в полном объеме; отказ в приемке выполненных работ осуществлен Заказчиком с нарушением положений Контракта, в том числе Подрядчик указывает, что экспертиза выполненных работ Заказчиком не проводилась, экспертная организация не привлекалась.
Общество сообщает, что в процессе выполнения работ Подрядчиком выявлено, что подготовленная МКУ "УКС г. Алексин" смета N 0577/08-21 УКС (Приложение N1 к Контракту) содержит недостоверные сведения, поскольку объемы работ, указанные в смете, не соответствуют фактическим объемам; неверно указаны фактически существующие конструкции; неверно рассчитана площадь и стоимость работ; не предусмотрено множество необходимых дополнительных работ; заложены некорректные материалы, а так же указаны размеры материалов (изделий), которые не изготавливаются в таких размерах; снаружи здания на стенах не организована герметизация и отвод воды, ввиду чего штукатурка стен внутри здания мокрая, трескается и отслаивается, образуются пятна, грибок и т.д.
Выявленные несоответствия были критичными, поскольку их наличие не позволяло Подрядчику выполнить отдельные работы и добиться надлежащего качества работ, что в дальнейшем повлекло бы предъявление претензий со стороны Заказчика. О возникновении таких обстоятельств Общество в письменном виде незамедлительно извещало Заказчика.
Так как выполнение работ на условиях, содержащихся в техническом задании Контракта и сметной документации (локальный сметный расчет N0577/08-21 УКС), не представлялось возможным, стороны Контракта пришли к выводу о необходимости составления дополнительных смет и Подрядчику были представлены локальные сметные расчеты N0789/12-21 УКС, N0790/12-21 УКС.
Общество поясняет, что дополнительные соглашения по Контракту не заключались.
Вместе с тем, 20.12.2021 между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт от 20.12.2021 N78/21 на выполнение работ по ремонту спортзала в МБОУ "Гимназия N 13" по локальной смете N 0790/12-21.
27.12.2021 после окончания выполнения работ по контракту NЭА-М-1043-21, Подрядчик письмом 27.12.2021 N11/ГЗ/14 уведомил Заказчика о готовности объекта к приемке выполненных работ и с сопроводительными письмами от 27.12.2021 N11/ГЗ/15 и N11/ГЗ/16 предоставил оформленные со своей стороны отчетные документы.
ООО "Кристалл" указывает, что Заказчик направил в его адрес акты выборочной проверки объемов работ от 28.12.2021, 20.01.2022, 09.02.2022, содержащие информацию о несоответствии качества и объемов работ, выполненных в рамках Контракта Обществом. Как подчеркнули представители Общества, ООО "Кристалл" категорически не согласно с информацией, содержащейся в вышеназванных актах, о чем Заказчик неоднократно письменно уведомлялся, просили Комиссию учесть тот факт, что составление подобных документов не предусмотрено положениями Контракта.
При этом в нарушение пунктов 5.3, 5.4 Контракта Заказчик по состоянию на 09.02.2022 не провел экспертизу выполненных работ, не предоставил экспертное заключение, не вернул подписанные акты сдачи-приемки, не направил письменный мотивированный отказ в приемке работ, предусмотренный пунктом 5.4 Контракта, пунктом 8 Технического задания (Приложение N2 к Контракту).
На основании пункта 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. В пунктах 1.3, 4.1.2 Контракта закреплена обязанность Заказчика осуществлять контроль за действиями Подрядчика в ходе выполнения работ по Контракту.
В соответствии с частью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
Общество указывает, что в ходе выполнения Подрядчиком работ в адрес Общества от Заказчика, МКУ "УКС г. Алексин" не поступало никаких замечаний, претензий по качеству и объемам работ, в актах освидетельствования скрытых работ отражено, что работы выполнены Подрядчиком в соответствии с локальной сметой и техническим заданием, записи в Журнале общих работ отсутствуют.
Только 08.04.2022 в адрес Подрядчика поступил мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ от 08.04.2022 N1 (письмо N168), в котором отражено, что по результатам проведенной Заказчиком внутренней экспертизы выполненных работ установлено, что часть выполненных работ не соответствует по объемам и качеству условиям Контракта, Заказчик требует устранить выявленные нарушения в течение 10 дней с момента получения мотивированного отказа. К мотивированному отказу Заказчиком приложено Заключение внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021.
Относительно Заключения внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021, представители Общества отметили следующее. Указанный документ не подписан уполномоченным лицом; установить когда и кем проводилась экспертиза, в отношении какого объекта проведена такая экспертиза не представляется возможным; в нем отсутствуют ссылки на строительные нормы и правила, которые нарушены Подрядчиком при выполнении работ. Кроме этого, по мнению представителей Общества, указанные в заключении сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в Акте выборочной проверки объемов выполненных работ от 28.12.2022, а также замерам, которые ранее выполнили Заказчик и МКУ "УКС г. Алексин". В связи с изложенным, как сообщили представители Общества, Заключение внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021 не соответствует положениям Контракта, требованиям Закона, вследствие чего признать подобный документ экспертизой в правовом смысле, изложенным в Законе и Контракте, нельзя.
С полученным мотивированным отказом Заказчика Подрядчик не согласился, о чем сообщил Заказчику письмом N 11/ГЗ/45 от 18.04.2022.
По утверждению представителей Общества, Заказчиком были допущены следующие существенные условия Контракта, а именно, Заказчик:
- не обеспечил должный контроль за осуществлением Подрядчиком работ, а также не принял и не оплатил надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта (п. 1.3);
- не осуществил приемку и оплату выполненных Подрядчиком работ в порядке, установленном Контрактом (п. 4.1.1);
- не оказывал содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика (п. 4.1.3);
- не провел экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом (п. 4.1.4);
- в течение 10 (десяти) рабочих дней (включая проведение экспертизы) не рассмотрел и не подписал представленные Подрядчиком документы, указанные в п. 7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), подписанные со стороны Подрядчика, и не направил мотивированный отказ (пункт 5.4);
- на претензии, споры, разногласия относительно исполнения Контракта, направляемые Подрядчиком по настоящему контракту не давал письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения (п.11.2);
- изменения и дополнения к Контракту не оформлены дополнительными соглашениями в письменной форме (п. 13.6).
Подрядчик поясняет, что в связи с многочисленными нарушениями со стороны Заказчика, Общество обратилось с соответствующими обращениями в министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений Тульской области, министерство образования Тульской области, прокуратуру Тульской области и Алексинскую межрайонную прокурору, к уполномоченному по защите прав предпринимателей Тульской области.
В связи с вышеперечисленными обстоятельствами, Подрядчик выражает несогласие с принятым Заказчиком Решением об одностороннем отказе от исполнения Контракта; считает, что все работы, предусмотренные Контрактом, выполнены Подрядчиком качественно и своевременно; полагает, что Заказчиком не представлены относимые и допустимые доказательства того, что имеющиеся недостатки выполненных работ являются существенными и неустранимыми.
На основании изложенного, Общество просит отказать в требовании Заказчика о внесении информации в отношении ООО "Кристалл" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
На основании пункта 1.1 Контракта по настоящему контракту подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20, в соответствии со сметной документацией (Приложение N1 к контракту), техническим заданием (Приложение N2 к контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом, а заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете..
В соответствии с пунктом 1 статьи 754 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
Материалами рассматриваемого дела подтверждено, что после заключения Контракта Подрядчиком был выявлен ряд расхождений фактического состояния объекта и сметной документации, не позволяющие выполнить работы, предусмотренные Контрактом в строгом соответствии с техническим заданием и сметной документацией, а также был установлен ряд работ, которые по технологическим причинам не могли быть выполнены в сроки, предусмотренные Контрактом. О возникновении таких обстоятельств Общество в письменном виде незамедлительно извещало Заказчика. При этом Заказчиком наличие таких фактов не отрицается.
Следовательно, Подрядчик в полной мере исполнил свою обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 716 ГК РФ и положениями пункта 4.3.10 Контракта, немедленно известив Заказчика о возникших у него трудностях при исполнении Контракта.
При этом, как следует из материалов рассматриваемого дела, для надлежащего исполнения Подрядчиком Контракта, в целях достижения результата работ, предусмотренных Контрактом, возникла необходимость в исключении/добавлении некоторых видов работ в предмет Контракта.
Установлено, что, так как выполнение работ на условиях, содержащихся в техническом задании Контракта и сметной документации (локальный сметный расчет N0577/08-21 УКС), не представлялось возможным, стороны Контракта пришли к выводу о необходимости составления дополнительных смет на выполняемые работы - локальные сметные расчеты N0789/12-21 УКС, N0790/12-21 УКС.
С целью выполнения работ, предусмотренных локальным сметным расчетом N 0790/12-21, 20.12.2021 между Подрядчиком и Заказчиком был заключен дополнительно контракт от 20.12.2021 N 78/21 на выполнение работ по ремонту спортзала в МБОУ "Гимназия N 13".
Поскольку без выполнения работ, предусмотренных локальными сметными расчетами N0789/12-21 УКС, N0790/12-21 УКС, не представлялось возможным выполнить работы, предусмотренные Контрактам, так как все работы, содержащиеся в указанных сметных расчетах, а также предусмотренные Контрактом, являются технологически взаимосвязанными между собой, Подрядчиком выполнены работы, предусмотренные локальной сметой N0789/12-21 УКС.
Изменение объема выполняемых работ, исходя из положений Контракта и требований части 1 статьи 95 Закона, возможно исключительно по решению Заказчика и такое изменение должно быть совершено в письменной форме (пункт 13.6 Контракта).
Установлено, что на выполнение работ, предусмотренных локальным сметным расчетом N0789/12-21 УКС, отдельный контракт не был заключен, равно как не было заключено в указанных целях дополнительного соглашения к Контракту, что не соответствует требованиям пункта 13.6 Контракта.
Как было отражено выше, разделом 4 Контракта предусмотрено, что Заказчик обязан:
- осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями Контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
- оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
- провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом.
При этом пунктом 5.4 Контракта, пунктом 8 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) установлено, что Заказчик рассматривает и подписывает представленные Подрядчиком документы, указанные в пункте 7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), подписанные со стороны Подрядчика, или направляет Подрядчику мотивированный отказ в течение 10 (десяти) рабочих дней (включая проведение экспертизы).
Комиссией установлено, что 27.12.2021 Общество письмом N 11/ГЗ/16 уведомило Заказчика о завершении работ по Контракту и предоставило оформленные со своей стороны документы для приемки работ в соответствии с условиями Контракта.
На основании пунктов 1, 2 статьи 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
В пунктах 1.3, 4.1.2 Контракта закреплена обязанность Заказчика осуществлять контроль за совершаемыми действиями Подрядчика в ходе выполнения работ по Контракту, за порядком выполнения таких работ в соответствии с условиями Контракта и иными документами.
В материалы дела Заказчиком не представлено претензий к Обществу по качеству, срокам и объемам выполненных работ в соответствии с условиями Контракта за вышеуказанный период, предъявленных как со стороны Заказчика, так и со стороны МКУ "УКС г. Алексин", осуществляющего функции технического надзора за проводимыми работами.
При этом Обществом в материалы дела представлены:
- акты освидетельствования скрытых работ (от 30.11.2021, 03.12.2021, 06.12.2021, 19.12.2021), в которых Заказчиком отражено, что работы выполнены Подрядчиком в соответствии с локальной сметой и техническим заданием (приложения N 1, 2 к Контракту).
- общий журнал работ N 1, который отражает наименование, последовательность, технологические особенности выполняемых ООО "Кристалл" работ в ходе исполнения Контракта. Данный журнал должен проверяться Заказчиком в ходе выполнения работ Обществом и в случае наличия замечаний к порядку ведения журнала, к выполняемым Обществом работам необходимо вносить соответствующую запись; такие отметки Заказчиком в общий журнал работ N 1 не внесены.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что в случае наличия претензий, споров, разногласий относительно исполнения одной из сторон своих обязательств другая сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему контракту, сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
Вместе с тем, Заказчик ответил на письма Подрядчика N 11/ГЗ/03 от 30.11.2021, N11/ГЗ/12 от 20.12.2021, N11/ГЗ/19 от 27.12.2021, N 11/ГЗ/20 от 30.12.2021, в том числе о несоответствии сметной документации фактическим работам, лишь в письме N 8 от 12.01.2022.
Следовательно, Заказчик не во всех случаях оперативно реагировал на возникающие у Подрядчика в ходе выполнения им работ по Контракту вопросы и просьбы, непосредственно связанные с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
09.02.2022 Заказчик направил Обществу письмо N 56 с приложением актов выборочной проверки объемов работ от 28.12.2021, 20.01.2022, 09.02.2022 и указал на необходимость устранения недостатков выполненных работ. При этом Заказчик в данном письме отметил, что не будет рассматривать документы Общества о приемке, представленные с письмом N 11/ГЗ/16 от 27.12.2021 до устранения недостатков выполненных работ.
Однако, условиями Контракта не предусмотрено проведение выборочной проверки объемов работ.
При этом Комиссия отмечает, что в противоречие требованиям пункта 5.4 Контракта, пунктом 8 Технического задания (Приложение N2 к Контракту) по состоянию на 09.02.2022 мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов), составление которого предусмотрено Контрактом, Заказчиком не составлялся.
Установлено, что только 08.04.2022 Заказчиком составлен мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ от 08.04.2022 N1 (письмо N168), в котором отражено, что по результатам проведенной Заказчиком внутренней экспертизы выполненных работ установлено, что часть выполненных работ не соответствует по объемам и качеству условиям Контракта, Заказчик требует устранить выявленные нарушения в течение 10 дней с момента получения мотивированного отказа. К мотивированному отказу Заказчиком приложено Заключение внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021.
Принимая во внимание, что Заказчиком 27.12.2021 получены от Общества документы, указанные в пункте 7 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), подписанные со стороны Подрядчика, то составление 08.04.2022 мотивированного отказа от подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ N1 явно свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка приемки, установленного положениями Контракта.
В Решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта указаны следующие положения, послужившие основанием к принятию Заказчиком такого решения:
"При проведении внутренней экспертизы Заказчиком были проверены объемы и качество предоставленных Подрядчиком результатов исполнения Контракта в части их соответствия условиям Контракта.
В результате проведенной внутренней экспертизы выполненных работ Заказчиком установлено, что качество и объемы выполненных работ не соответствуют условиям Контракта".
Анализ содержания приложенного к мотивированному отказу от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ N 168 от 08.04.2022 Заключения внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021 показал, что такой документ не подписан лицом (лицами), его составившим (составившими), в связи с чем не представляется возможным убедиться в наличии полномочий у такого (таких) лица (лиц) на проведение подобной экспертизы и установить принадлежность такого лица (лиц) к организации Заказчика; в указанном заключении отсутствуют дата и место его составления в нем отсутствуют ссылки на строительные нормы и правила, которые нарушены Подрядчиком при выполнении работ.
При этом принимающие участие в заседании Комиссии представители Общества подвергли сомнению результаты экспертизы, отраженные в Заключении внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021.
При таких обстоятельствах, выводы, изложенные в Заключении внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021, с точки зрения Комиссии, нельзя считать юридически значимыми и влекущими за собой возникновение каких-либо правовых последствий, в частности для Общества.
Как установлено Комиссией, иная независимая строительная экспертиза результата выполненных по Контракту Обществом работ Заказчиком не проводилась.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Необходимо отметить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Закона, и заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.
Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (часть 1 статьи 12 Закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом положения статьи 95 Закона ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (часть 14 статьи 95 Закона).
Основанием к расторжению контракта (и к включению сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков) может являться не любое нарушение таким участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами.
Как было отражено выше, основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта явился вывод Заказчика о не устранении Обществом недостатков результатов работ, перечисленных, в том числе в заключении внутренней экспертизы, приложенному к мотивированному отказу от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ N 168 от 08.04.2022.
В свою очередь, Общество не согласилось с указанным мотивированным отказом Заказчика и проведенной внутренней экспертизой, в связи с чем направило Заказчику письмо N 11//ГЗ//45 от 18.04.2022. Кроме того, как пояснили представители Подрядчика, работы выполнены в полном объеме в соответствии с условиями Контракта.
Поскольку документы, представленные в материалы дела, а также пояснения сторон содержат противоположные выводы в отношении качества и объемов выполненных работ, а выводы, изложенные в Заключении внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021, с учетом его содержания и оформления, нельзя считать юридически значимыми и влекущими за собой возникновение каких-либо правовых последствий, то Комиссия приходит к выводу, что для ответа на вопрос о том, соответствуют (не соответствуют) результаты выполненных Обществом работ условиям Контракта, требуются специальные познания, которыми Комиссия Тульского УФАС России не обладает.
В то же время в рассматриваемом случае, в связи с ограниченным сроком рассмотрения настоящего обращения Заказчика, предусмотренного частью 7 статьи 104 Закона, у Комиссии отсутствует возможность провести независимую строительную экспертизу представленных Подрядчиком результатов работ.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
При этом обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Более того, принимающие участие в заседании Комиссии представители Общества подвергли сомнению результаты экспертизы, отраженные в Заключении внутренней экспертизы по выполненным работам ООО "Кристалл" по Контракту N ЭА-М-1043-21 от 29.11.2021, выразили несогласие с выводами, содержащимися в заключении относительно несоответствия объемов и качества выполненных работ условиям Контракта.
Указанное свидетельствует о наличии между сторонами Контракта гражданско-правового спора.
Определением Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 301-КГ17-341 по делу N А79-2181/2016 установлено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06 указано, что антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, правовая оценка действий Заказчика и Общества, с точки зрения правомерности оснований, послуживших мотивом для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находится за пределами компетенции Тульского УФАС России.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Как установлено Комиссией, Общество, полагая, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта носит незаконный и необоснованный характер, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковыми заявлением о признании незаконным Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (дело N А68-6107/2022).
При этом согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона, проверка соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта относится к исключительной компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В ответ на запрос Тульского УФАС России N 4/3575 контрольно-ревизионным сектором Управления по бюджету и финансам администрации муниципального образования город Алексин предоставлена информация о проведении в период с 25.05.2022 по 09.06.2022 внеплановых контрольных мероприятий соблюдения требований Закона в части приемки и оплаты выполненных работ по контрактам от 21.11.2021 N ЭА-М-1043-21, от 20.12.2021 N 78/21 на выполнение работ по ремонту спортивного зала в здании МБОУ "Гимназия N 13", ул. Ленина, д. 20.
В рассматриваемом случае, претензии заказчика к подрядчику, связанные с выполнением работ ненадлежащего качества, по мнению Комиссии, могут быть удовлетворены при наличии документального подтверждения соответствующих обстоятельств. Порядок приемки выполненных работ определяется законом, договором или обычаями делового оборота. При этом в каждом конкретном случае необходимо учитывать условия договора, регулирующие порядок оформления соответствующих ситуаций, так как именно соблюдение установленной договором (контрактом) процедуры приемки выполненных работ будет являться надлежащим доказательством выполнения работ ненадлежащего качества.
Исходя из порядка приемки выполненных работ, предусмотренного Контрактом, Заказчиком указанная процедура соблюдена не была.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности, направленности действий на исполнение контракта.
Для возникновения таких правовых последствий, как признание Общества недобросовестным поставщиком, уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий подрядчика на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Кристалл" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении ООО "Кристалл" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Гимназия N 13" (вх. N 5275 от 01.06.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ИНН 7116153880; ул. Мира, д. 14, помещ. II, встроенное нежилое, г. Новомосковск, Тульская область, 301662), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии: Член Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 июня 2022 г. N 071/06/104-470/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022