Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 14.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Инвареабилитация" Курганской областной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - Общество, поставщик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку кондиционеров на пункты пропуска для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение N 0369100000221000081) (далее - аукцион), и о включении сведений об Обществе, его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N УРЛ03-Э36-03/22 от 28.12.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии представителей заказчика Долгова В.В., Давыдика С.А., Журавлевой О.В., Волковой С.Ю., Рябковой С.С., действующих на основании доверенностей N 264 от 20.12.2021, N 24 от 11.07.2022, N 16 от 24.04.2022, N 2 от 10.01.2022, N 3 от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 05.07.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью "Инвареабилитация" Курганской областной организации Всероссийского общества инвалидов, его участников, единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 07.12.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 871 087,12 рублей.
Контракт N УРЛ03-Э36-03/22 от 28.12.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 05.07.2022.
Исходя из обращения Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой, Обществом нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные заказчиком документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью "Инвареабилитация" Курганской областной организации Всероссийского общества инвалидов с предложением о цене контракта 705 580,40 рублей.
Контракт N УРЛ03-Э36-03/22 заключен между заказчиком и Обществом 28.12.2021.
Пунктами 1.1, 1.2 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется осуществить поставку кондиционеров на пункты пропуска для нужд Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (далее - товар), а заказчик обязуется принять товар и уплатить за него цену, определенную контрактом. Поставка осуществляется строго в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту).
В силу пункта 1.4 контракта срок поставки и монтажа товара: с 10.01.2022 г. по 31.05.2022 г.
Исходя из материалов дела, а также пояснений представителей заказчика, в рамках исполнения контракта Обществом заказчику в регламентированный срок поставлен товар.
По результатам проверки товара заказчиком установлено, что Обществом поставлено оборудование с характеристиками, отличающимися от характеристик, предусмотренных спецификацией к контракту (вместо страны происхождения товара Российская Федерация указана страна происхождения Китай). В связи с указанными обстоятельствами, заказчиком в адрес Общества направлено письмо от 16.02.2022 N ВД-471/48ф. Аналогичные письма с требованием о замене товара на товар, соответствующий условиям контракта, направлены заказчиком 18.02.2022, 25.02.2022, 10.03.2022, 18.05.2022.
Обществом в адрес заказчика направлены письма от 16.02.2022, 11.03.2022, в которых указано, что поставляемый вид оборудования (кондиционер бытовой) не производится в Российской Федерации, а также предложено заключить дополнительное соглашение к контракту о поставке товара с улучшенными характеристиками либо, ввиду нестабильной политической и экономической ситуации в стране, увеличить срок исполнения контракта до 30.09.2022 и увеличить стоимость контракта до 871 087,12 рублей.
Заказчиком в письме от 14.03.2022, направленном в адрес Общества, указано на невозможность увеличения срока исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 21.06.2022 Обществом не осуществлена замена товара на товар, соответствующий условиям контракта в части страны происхождения Российская Федерация. В связи с указанными обстоятельствами, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 21.06.2022 N ВД-1524/48ф).
Указанное решение размещено заказчиком 21.06.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Данный документ направлен Обществу 21.06.2022 посредством курьерской службы доставки "DIMEX", на адрес, указанный в контракте.
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления (22.06.2022) заказчиком 05.07.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 1770982726621001334) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
Обществом в рамках исполнения рассматриваемого контракта, в регламентированный срок поставлен товар заказчику, что подтверждается материалами дела и не оспаривается представителями Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой.
При этом, из материалов дела не следует, что Обществом поставлен товар ненадлежащего качества. Заказчиком в претензионных письмах, направленных Обществу, указано на факт несоответствия товара условиям контракта.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что при несоответствии поставленного товара условиям контракта решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается заказчиком на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом, сведения о поставщике не включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии оснований для включения Общества с ограниченной ответственностью "Инвареабилитация" Курганской областной организации Всероссийского общества инвалидов в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Инвареабилитация" Курганской областной организации Всероссийского общества инвалидов (ИНН 4501001933), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июля 2022 г. N 074/06/104-1831/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022