Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного казенного учреждения Тульской области "Жилкомреформа" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 4458 от 21.07.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Алтайгидромаш" (далее - Общество, ООО "Алтайгидромаш", Поставщик) (ИНН 2222785106; пр. 2-й Балтийский, д.9, г. Барнаул, Алтайский край, 656067) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.03.2022 N Ф.2022.24 на поставку насосов (закупка N 0366200035622000194) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Алтайгидромаш" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку поставку насосов (закупка N 0366200035622000194) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке размещено 11.02.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 775 416,00 рублей.
14.03.2022 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Алтайгидромаш" заключен Контракт на сумму 523 405,80 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, насосы (далее - товар), согласно спецификации (Приложение N 1), описанию объекта закупки (Приложение N 2), являющимся неотъемлемыми частями настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Исходя из содержания Спецификации (приложение N 1 к Контракту) к поставке подлежит следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Страна происхождения |
Цена за ед. с НДС (руб.) |
Сумма с НДС (руб.) |
1 |
Насос ЭЦВ 8-25-100 |
шт. |
2 |
Россия |
51 000,00 |
102 000,00 |
2 |
Насос ЭЦВ 8-25-125 |
шт. |
2 |
Россия |
52 000,00 |
104 000,00 |
3 |
Насос ЭЦВ 8-25-150 |
шт. |
2 |
Россия |
61 000,00 |
122 000,00 |
4 |
Насос ЭЦВ 8-40-150 |
шт. |
2 |
Россия |
90 500,00 |
181 000,00 |
5 |
Насос XKS-1100S |
шт. |
1 |
Россия |
14 405,80 |
14 405,80 |
Итого: |
|
|
|
|
|
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Контракта срок поставки товара по Контракту: в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта. Место поставки товара: г. Тула ул. Заварная д.1.
Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными силами и средствами или силами и средствами третьих лиц за свой счет.
Разделом 4 Контракта предусмотрен порядок приемки товара.
В разделе 5 Контракта установлены права и обязанности сторон.
Согласно пункту 7.1 Контракт вступает в силу с момента заключения Контракта и действует по 31.12.2022 (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приёмки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщиком по Контракту, и оплаты за поставленные товары за все партии).
Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Из представленной Заказчиком и Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
В соответствии с экспертным заключением от 21.04.2022 Обществом поставлен следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Насос ЭЦВ 8-25-100 |
шт. |
2 |
2 |
Насос ЭЦВ 8-25-125 |
шт. |
2 |
3 |
Насос ЭЦВ 8-25-150 |
шт. |
2 |
4 |
Насос ЭЦВ 8-40-150 |
шт. |
2 |
5 |
Насос XKS-1100S |
шт. |
1 |
Согласно экспертному заключению от 21.04.2022 и акту приемки-передачи товара от 21.04.2022 комиссией Заказчика принято решение принять товар частично, поскольку поставленный Обществом Насос XKS-1100S не отвечает полностью техническим характеристикам, установленным в Контракте, а также Заказчик выставил Поставщику претензию N 01-04/207 о начислении пени в связи с просрочкой поставки товара.
Заказчиком оплачен принятый Обществом товар на сумму 509 000, 00 рублей.
Поскольку Обществом не был поставлен оставшийся товар по Контракту, Заказчик 21.04.2022 направил Поставщику претензию N 01-04/207 о начислении пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту.
29.04.2022 в ответ на претензию Заказчика от 21.04.2022 Общество направило письмо, в котором сообщило о том, что в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране произошло значительное подорожание товара и цены увеличены заводом-изготовителем более чем на 40%, просит Заказчика рассмотреть возможность принять ранее поставленный насос XKS-1100S, поскольку основные технические характеристики соответствуют условиям Контракта.
21.07.2022 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств, предусмотренных Контрактом.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Законом.
В связи с тем, что Общество, с позиции Заказчика, в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 04.07.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 14.03.2022 N Ф.2022.24 на поставку насосов (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 04.07.2022 в 10:54 (МСК) и поступило в адрес Общества 04.07.2022 в 10:54 (МСК).
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Исполнителя о принятии Заказчиком такового и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "Алтайгидромаш" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Общество в письменных и устных пояснениях указало, что поставило Заказчику большую часть товара (97,24 % от общего объема). Поставщик не отрицает, что поставленный насос XKS-1100S не отвечает полностью всем требованиям Контракта. Вместе с тем, Общество указывает, что в период с февраля 2022 года заводы-изготовители, в виду возникшей в стране политической и экономической ситуации, увеличили цены на необходимый к поставке товар более чем на 40 %, в связи с чем не представляется возможным поставить товар о чем Общество сообщило заказчику в письме от 29.04.2022. Кроме того, Общество указывает, что является добросовестным поставщиком, о чем имеется в единой информационной системе 335 записей о контрактах, которые ООО "Алтайгидромаш" исполняется либо исполнены.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия считает необходимым отметить следующе.
Заявка на участие в конкурентной процедуре рассматривается в качестве полного и безоговорочного акцепта оферты, которой образует договор и порождает обязанность его исполнить.
Таким образом, подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, участник соглашается абсолютно со всеми условиями документации о закупке.
При этом Законом не предусмотрено оснований, по которым участник, ставший победителем закупки, может отказаться от заключения контракта.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, положения названной статьи призваны обеспечить защиту интересов стороны договора, для которой в условиях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, исполнение обязательства повлекло бы наступление такого ущерба, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Данная позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1515-О, от 19.07.2016 N 1574-О и других.
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 1074/10, абзац 2 пункта 1 статьи 451 ГК РФ признает изменение обстоятельств существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подачи ценовых предложений от 22.02.2022 NЦПА1 заявка на участие в Закупке была подана Обществом 22.02.2022. Информация о том, что ООО "Алтайгидромаш" стало победителем Закупки стала известна 25.02.2022 из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из пояснений и представленных Обществом документов, с февраля в стране сложилась непрогнозируемая ситуация с ценообразованием, неопределенностью валютных курсов, значительным удорожанием товаров заводами-изготовителями. Вместе с тем, Обществом предпринимались действия для надлежащего исполнения Контракта и поставлена большая часть товара.
Комиссией установлено, что с 22.02.2022, то есть после подачи Обществом заявки на участие в Закупке, в Российской Федерации были введены внешнеэкономические санкции, что привело к изменению экономической ситуации, в частности к увеличению роста цен на сырье, то есть произошли экономические процессы, возникновение которых нельзя было предвидеть. При этом следует отметить, что при подаче заявки Общество исходило, в том числе из цен на товар, сформировавшихся на указанный период.
Таким образом, принимая участие в спорной закупке, Общество не могло предусмотреть все свои предпринимательские риски в случае признания его победителем торгов.
При таких обстоятельствах, Комиссия находит обоснованными доводы ООО "Алтайгидромаш" о невозможности поставки части товара, ввиду повышения рыночных цен на необходимый к поставке по Контракту товар.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, основания для включения информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным казенным учреждением Тульской области "Жилкомреформа" (вх. N 4458 от 21.07.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алтайгидромаш" (ИНН 2222785106; пр. 2-й Балтийский, д.9, г. Барнаул, Алтайский край, 656067), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 июля 2022 г. N 071/06/104-663/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022