Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, кворум соблюден, <_> - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Республиканский клинико- диагностический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "Гамма" (ИНН 1832119514) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 36080 "Набор базовый для внутривенных вливаний" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121014880, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя заказчика - <_> (доверенность N38/1 от 1.02.2022),
представителя поставщика - <_> (доверенность N017 от 29.06.2022),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" - <_> (доверенность N9-юр от 30.12.2021).
в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
18.10.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 117 326,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 28.10.2021, поступило шесть заявок на участие в Аукционе, признанных соответствующими установленным требованиям, победителем по Аукциону признано ООО "Гамма".
17.11.2021 был заключен контракт N08135000001210148800001 (далее -Контракт), между ООО "Гамма" и БУЗ УР "Республиканский клинико- диагностический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", согласно которому Поставщик принял на себя обязательство поставить Заказчику набор для внутривенных вливаний (далее - Товар) - производства ООО "СМД" страна происхождения - Армения, РУ N РЗН 2015/2654 .
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 29.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям ООО "Гамма", недобросовестное поведение со стороны Общества не допущено, поксольку неисполнение обязательств по контракту вызвано возникновением препятствий, а именно,17.11.2021 на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения опубликовано письмо от 11.11.2021 N01и-1492/21 в отношении обращения систем инфузионных ПР 23-05, сопровождаемых регистрационным удостоверением N РЗН 2015/2654 от 12.12.2018 с размером игл 0,8х40 мм, которые являются незарегистрированными. Таким образом, осуществление поставки данных систем невозможно.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
22.11.2021 ООО "Гамма" направило в адрес БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" письмо невозможности поставки Товара по контракту от 17.11.2021 N08135000001210148800001 в связи с опубликованием письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 11.11.2021 N01и-1492/21.
27.12.2021 в адрес ООО "Гамма" была направлена заявка на поставку партии Товара в количестве 6000 штук на сумму 82 820 (Восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать) рублей 00 копеек. Обязательство по поставке Товара ООО "Гамма" не было выполнено.
18.01.2022 ООО "Гамма" направило ответ на заявку БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР", и сообщило о получении письма от ООО "СМД" от 27.12.2021 о том, что ООО "СМД" приостанавливает реализацию медицинского изделия ПР 23-05 по ТУ 9444-007-81136323-2014 с инъекционной иглой 0,8 мм до момента исправления технической ошибки и получения подтверждения от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.30.03.2022 ООО "Гамма" повторно сообщило о невозможности исполнения обязательств, и указывая на ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомило о прекращении обязательств по контракту от 17.11.2021 N08135000001210148800001.
19.05.2022 БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" направило Претензию N07-15/1052, в которой отмечает отсутствие в контракте указания на конкретное медицинское изделие конкретного производителя, и предлагает заменить страну происхождения Товара, если в результате такой замены страной происхождения Товара будет являться государство-член Евразийского экономического союза.
24.05.2022 ООО "Гамма" направило ответ на поступившую Претензию, в которой сообщает о невозможности поставки Товара другого производителя, потому как цена на данный Товар существенно выше.
29.06.2022 ООО "Гамма" направило предложение о замене Товара по контракту от 17.11.2021 N08135000001210148800001 на Товар со страной происхождения КНР, указывая на то, что страна происхождения не является характеристикой Товара и, соответственно, не имеет значения.
30.06.2022 БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" направило ответ на предложение о замене Товара, где еще раз подчеркнуло, что замена Товара допустима только в случае, если страной происхождения такого Товара будет являться государство- член Евразийского экономического союза, в связи с чем, отказало в приемке Товара со страной происхождения КНР.
Таким образом, Общество уже с 22.11.2022 знало о невозможности поставки товара - систем инфузионных ПР 23-05, производства ООО "СМД" Армения и необходимости замены товара по контракту от 17.11.2021 N08135000001210148800001, а в мае 2022 Заказчик прямо указал на возможность поставки иного товара, произведенного также в странах Евразийского экономического союза.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества выразившееся в следующем.
22.11.2021 ООО "Гамма" направило в адрес БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" письмо невозможности поставки Товара по контракту от 17.11.2021 N08135000001210148800001 в связи с опубликованием письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 11.11.2021 N01и-1492/21.
Понимая необходимость исполнения принятых на себя обязательств и невозможности поставки товара "Набор базовый для внутривенных вливаний" (ООО "СМД", страна происхождения - Армения), Общество направило запросы цен другим производителя/поставщикам изделий мед. назначения.
25.11.2021 ООО "Гамма" направило запросы ООО "Гарвей" (исх.N 400 от 25.11.2021) и АО "Научно-производственное предприятие "ИНТЕРОКО" (исх.N 403 от 25.11.2021).
29.11.2021 от ООО "Гарвей" поступило в адрес ООО "Гамма" коммерческое предложение (исх.N323 от 29.11.2021) с ценой на продукцию - 17,12 рублей за штуку. ООО "Гамма" не приняла данное предложение, ссылаясь на высокую цену Товара, которая выше средневзвешенной цены по данным письма Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации от 30.10.2020 N 01-02/5341, и составляет 15 (Пятнадцать) рублей 81 копейка.
По заявке от 27.12.2021 требовалась поставка небольшой партии товара в количестве 6000 штук на сумму 82 820 (Восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать) рублей 00 копеек, цена за единицу - 13,80 руб. В случае если бы ООО "Гамма" осуществила поставку товара производителя ООО "Гарвей" с ценой на продукцию - 17,12 рублей за штуку, то расходы Общества на исполнение контракта составили 19 900 (Девятнадцать тысяч девятьсот) рублей 00 копеек. Таким образом, Общество, с минимальными финансовыми затратами могло избежать срыва поставки мед. изделия для учреждения здравоохранения, и минимизировало риски расторжения гос.контаркта. Многочисленная переписка, представленная в материалах дела, подтверждает факт того, что Заказчик неоднократно указывал Обществу на возможность поставки иного товара, произведенного в странах Евразийского экономического союза. Однако, Общество предлагало заменить товар на страну происхождения - КНР, что невозможно ввиду применения национального режима в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Хотя, фактически, Общество осознавало и понимало невозможность поставки Товара со страной происхождения КНР поскольку в п. 1.5 Контракта указано, что не допускается замена страны происхождения данного Товара, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения Товара будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество, сопоставив возможные финансовые риски (в случае замены товара) предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
Кроме этого, поставляемый по контракту Товар является медицинским изделием, необходимым для выполнения медицинских манипуляций в учреждении здравоохранения. Невыполнение обязательств по предоставлению указанных изделий поставила под угрозу работу учреждения здравоохранения, и оказание медицинской помощи пациентам, что свидетельствует о наличии неблагоприятных последствий для заказчика.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Гамма", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, не обеспечило поставку Товара. В то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Гамма" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России, установлены основания для включения в РНП сведений об ООО "Гамма", а также было допущено недобросовестное поведение при заключении Контракта со стороны ООО "Гамма".
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Гамма" 426028, УР, г. Ижевск, ул. Степная, д. 6, ИНН: 1832119514, сведения о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица: <_> (ИНН 183303577798) в связи с односторонним отказом от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 36080 "Набор базовый для внутривенных вливаний" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121014880), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Гамма" (ИНН 1832119514) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
20.07.22 |
27.07.22 |
25.07.22 |
0 |
25.07.22 |
01.08.22 |
29.07.22 |
0 |
03.08.22 |
03.08.22 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.