Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_..
_..
_..
рассмотрев представленные бюджетным учреждением города Омска "Спортивный город" (далее - БУ г. Омска "Спортивный город", учреждение, заказчик) сведения об индивидуальном предпринимателе Лапшине Станиславе Викоровиче (далее - ИП Лапшин С.В., предприниматель, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЗК-19, заключенного 07.09.2022 по результатам осуществления запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по установке малых архитектурных форм и игровых комплексов (Реестровый номер 53.1058.22)" (извещение N 0152300011922001053) (далее - электронный аукцион, контракт), департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган),
в присутствии представителя заказчика - __
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - __..
подрядчика - __..
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 11917/22 от 30.11.2022) обращение о включении информации о подрядчика в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 24.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152300011922001053 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 466 473,20 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 02.09.2022 (размещенного в этот же день) следует, что в процедуре проведения запроса котировок приняли участие 2 участника закупки, заявка одного участника с идентификационным номером 130 (ИП Лапшин С.В.) признана соответствующей требованиям извещения.
07.09.2022 заказчиком заключен контракт N ЗК-19 на выполнение работ по установке малых архитектурных форм и игровых комплексов, который 12.09.2022 размещен на официальном сайте в ЕИС.
08.11.2022 БУ г. Омска "Спортивный город" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку подрядчик к выполнению работ не приступил, товар в соответствии с контрактом не поставил.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 25.11.2022, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 28.11.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе Лапшине Станиславе Викторовиче подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.8. раздела 11 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено:
"11.8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Согласно разделу 1 "Предмет контракта, место и срок выполнения работ" контракта:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по установке малых архитектурных форм и игровых комплексов (далее - работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом. 1.2. Место выполнения работ - площадки на территории Советского административного округа города Омска, расположенные вблизи домов, имеющих адреса: поселок Большие поля; проспект Менделеева, 41; ул. Бархатовой, 6; ул. Бархатовой, 7; ул. Заозерная, 3; ул. Бархатовой в створе дворов 1 и 1а; ул. Заозерная 1 и ул. Стрельникова, 1; просп. Менделеева, 27 (далее - объект). 1.3. Срок (период) выполнения работ - в течение 45 дней с даты заключения настоящего контракта. 1.4. Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом N 0152300011922001053 от 02 сентября 2022 года, идентификационный код закупки 22 35506034275550301001 0047 001 0000 244. 1.5. Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N1 к настоящему контракту), с учетом наименований и характеристик товаров, поставляемых при выполнении работ (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Согласно пункту 3.1. раздела 3 "Обеспечение материалами, оборудованием, машинами и механизмами"
"3.1. Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить выполнение работ материалами, оборудованием, машинами и механизмами"
Согласно подпунктам 4.1.4, 4.1.5, 4.1.7 пункта 4.1 раздела 4 "Права и обязанности Подрядчика" контракта:
подрядчик обязан:
"4.1.4. Обеспечить производство работ в полном соответствии с локальным сметным расчетом, требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 22.07.2008 N123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации, с гарантируемым соответствием качества и безопасности выполненных работ требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
4.1.5. Выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать результат выполненных работ Заказчику в установленный настоящим контрактом срок.
4.1.6. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего контракта.
4.1.7. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта".
Наименование и характеристики товаров, поставляемых при выполнении работ указаны в приложении N 2 к контракту.
В связи с тем, что подрядчик к выполнению работ не приступил, товар не поставил, о каких либо обстоятельствах (сложностях) возникших при исполнении контракта не уведомил, 08.11.2022 заказчиком принято решение о расторжении контракта.
Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 08.11.2022 14:50 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550603427522000019) признается 14.11.2022 09:54 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе надлежащим образом уведомленному подрядчику в период с 15.11.2022 по 24.11.2022 предоставлено право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
Комиссии не было представлено ни одного документального подтверждения того, что в установленный 10-дневный срок (с 15.11.2022 по 24.11.2022) подрядчиком предпринимались какие - либо меры для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения.
Датой расторжения контракта является 25.11.2022, информация о расторжении размещена в реестре контрактов 28.11.2022.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в Омское УФАС России 29.11.2022.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Подрядчиком на запрос Омского УФАС России Омским 01.12.2022 (исх. N ТШ/9479/22) представлены письменные пояснения, следующего содержания:
"ИП Лапшин С.В. не согласен с действиями Заказчика, так как по независящим от него обстоятельствам невозможно изготовить оборудование в указанный срок - 45 дней.
По факту заключения контрактов, ИП Лапшин С.В. осуществил действия, указывающие на исполнение контрактов.
07.09.2022 г. ИП Лапшин С.В. на основании договора на изготовление товара, заключенного с заводом-изготовителем ООО "Стройкомсервис" заказал изготовление оборудования в срок до 23.09.2022, также представлен (частично) материал на изготовление продукции. Между тем, ООО "Стройкомсервис" по независимым обстоятельствам не исполнило обязательства по договору, так как отсутствует необходимый материал, и предложило расторгнуть заключенный договор.
Лапшин С.В. предпринял попытки произвести закупку у других производителей, однако трудности в производстве и отсутствия возможности привело к невозможности изготовить оборудование".
Представлены следующие документы:
1. Договор N 128, заключенный 07.09.2022 с обществом с ограниченной ответственностью "СтройКомСервис" на изготовление из материала заказчика (ИП Лапшина С.В.) малых архитектурных форм и игровых комплексов для БУ г. Омска "Спортивный город" в срок до 23.09.2022.
2. Сертификаты соответствия продукции производителя ООО "СтройКомСервис"(рег.номер РОСС RU.З2001.04ИБФ1.ОСП18.15989; ЕАЭС RU С- RU.НА 46.В.00464/20, ЕАЭС RU С- RU.НА 46.В.00470/20).
3. Платежные поручения:
N 142 от 31.08.2022 на сумму 9 969,60 руб. получатель ООО "Лига",
N 143 от 31.08.2022 на сумму 27 702 руб. получатель ООО "Металл Трейд",
N 166 от 08.09.2022 на сумму 150 000 руб. получатель ООО "Гранд Пак",
N 162 от 08.09.2022 на сумму 70 000 руб. получатель ИП Саркисян Б.В.,
N 175 от 09.09.2022 на сумму 156 739 руб. получатель ООО "СтройСервис",
N 176 от 10.09.2022 на сумму 10 350 руб. получатель ООО "Ари-Пласт",
N 194 от 15.09.2022 на сумму 40 545,74 руб. получатель ООО "Металлсервис-Москва".
4. Информирование подрядчиком (27.09.2022 исх. N 288) изготовителя (ООО "Стройсервис") о задержке в поставке продукции.
5. Ответ менеджера по закупке и сбыту ООО "Стройкомсервис" (без штампа организации, номера исходящей корреспонденции и даты) на письмо подрядчика от 27.09.2022 исх. N 288 следующего содержания: "ООО "Стройкомсервис", как завод-изготовитель своевременно приступило к изготовлению оборудования, между тем, в настоящий момент нами нарушаются сроки передачи товара по причине независящих от нас.
Так. Согласно ТУ и каталожного листа для производства оборудования необходимо покрытие лакокрасочного материала Adicjlor b Basfer, которое отсутствует на складе в г. Москве, так как приостановлена поставка завода-изготовителя.
ООО "Стройкомсервис" направило в адрес поставщиков запрос об отгрузке данного вида в остатках".
6. Запрос ИП Лапшина С.В. (04.10.2022 исх. N 292) к другим изготовителям необходимой к поставке по контракту продукции (ООО "Детская площадка", ООО "Ксилл-Юг").
7. Ответ ООО "Ксилл-Юг" (без даты и номера исходящей корреспонденции, печати организации) о невозможности поставки продукции.
8. Ответ ООО "СтройКомСервис" (без даты и номера исходящей корреспонденции, подписи руководителя и печати организации) о расторжении договора N 128 от 07.09.2022, в связи с "изменившимися обстоятельствами в производственной деятельности предприятия".
На заседании Комиссии представителем подрядчика даны пояснения о том, что ИП Лапшин С.В. принял меры к изготовлению необходимого детского оборудования, произвел затраты на его изготовление, заключил договор на перевозку к месту выполнения работ (установке оборудования).
Из пояснений заказчика следует, что за весь период исполнения и расторжения контракта со стороны подрядчика не поступало никаких писем, в том числе по вопросу задержек поставок продукции, причин неисполнения контракта.
Представленные предпринимателем платежные поручения (N 142 от 31.08.2022 на сумму 9 969,60 руб. получатель ООО "Лига", N 143 от 31.08.2022 на сумму 27 702 руб. получатель ООО "Металл Трейд",
N 166 от 08.09.2022 на сумму 150 000 руб. получатель ООО "Гранд Пак", N 162 от 08.09.2022 на сумму 70 000 руб. получатель ИП Саркисян Б.В., N 175 от 09.09.2022 на сумму 156 739 руб. получатель ООО "СтройСервис", N 176 от 10.09.2022 на сумму 10 350 руб. получатель ООО "Ари-Пласт", N 194 от 15.09.2022 на сумму 40 545,74 руб. получатель ООО "Металлсервис-Москва") не свидетельствуют о закупке материалов для изготовления необходимой к изготовлению продукции по договору N 128 от 07.09.2022, поскольку ни одного акта приема-передачи материалов заводу-изготовителю от ИП Лапшина С.В. в материалы дела не представлено. Более того, в материалы дела не представлен договор на перевозку продукции к месту выполнения работ (г. Омск), а также доказательства об информировании заказчика о возникших у подрядчика сложностях в поставке продукции и выполнении работ.
В рассматриваемом случае, как было указано выше, на момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и в период, когда подрядчик имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения, подрядчик работы по установке малых архитектурных форм и игровых комплексов не выполнил.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
По общему правилу должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 - ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
В действующем гражданском законодательстве отсутствует легальное понятие "форс-мажор", при этом в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, в том числе дано понятие "непреодолимая сила".
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указано, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
При этом в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения о том, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий; не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Одновременно в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" также указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
На основании указанного, ИП Лапшин С.В., действуя разумно и добросовестно, был обязан известить заказчика о сложностях, связанных с возникшей задержкой в изготовлении продукции (отсутствие лакокрасочного материала Adicjlor b Basfer, необходимого для его покрытия), а в последующем поставке и установке архитектурных форм и игровых комплексов.
Лицо, принимая решение об исполнении государственного и муниципального заказа и заключая соответствующий контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с ним как лицом, осуществляющим выполнение государственного или муниципального заказа.
Подрядчик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Подписав контракт, подрядчик среди прочего приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на подрядчика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
В настоящем случае небрежность, допущенная подрядчиком, привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что в свою очередь повлекло наложение на него санкции за его недобросовестное поведение.
Из пояснений представителя заказчика и материалов дела следует, что общество не уведомляло заказчика о наличии каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту.
В данном случае подрядчиком не представлено доказательств нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а также не доказано наличие форс-мажорных обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту; избранная модель поведения предпринимателем, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ИП Лапшине С.В. подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе Лапшине Станиславе Викторовиче (ИНН 615412025581, ОГРНИП 318619600175859).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
25.11.2022 |
29.11.2022 |
29.11.2022 |
0 |
30.11.2022 |
07.12.2022 |
07.12.2022 |
0 |
12.12.2022 |
12.12.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
__. |
Члены Комиссии |
__. |
|
__. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 декабря 2022 г. N 055/10/104-1028/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022