Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_.
_.
_.
рассмотрев представленные Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, управление, заказчик) сведения об индивидуальном предпринимателе Ракитском Константине Геннадьевиче (далее - ИП Ракитский К.Г., предприниматель, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0152100004422000023_47030, заключенного 27.06.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов для печатающей техники УФНС России по Омской области" (извещение N 0152100004422000023) (далее- электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - _.
предпринимателя - _..
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12289/22 от 08.12.2022) обращение о включении информации о поставщике в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 01.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152100004422000023 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 821 015,64 руб.
03.06.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2022 (размещенного в этот же день) следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 9 участников закупки, заявки 8 участников были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 2 (ИП Ракитский К.Г.) предложившим цену 691 975,64 руб. (снижение НМЦК составило 62%) признан победителем.
27.06.2022 заказчиком заключен контракт N 0152100004422000023_47030 (ИКЗ 2215500409720955040100100340012823242) на поставку расходных материалов для печатающей техники УФНС России по Омской области, который 28.06.2022 размещен на официальном сайте в ЕИС.
25.11.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", 08.12.2022 заказчиком размещена информация о расторжении контракта (номер реестровой записи контракта 1550409720922000033).
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 раздела XI "Срок действия и порядок расторжения контракта" контракта было предусмотрено:
"11.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
Абзацем вторым пункта 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ также определено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
"Согласно разделу I "Предмет контракта" контракта:
"1.1. Поставщик обязуется поставить расходные материалы для печатающей техники УФНС России по Омской области (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта."
В соответствии с пунктом 3.1. контракта раздела III "Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара"
"3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 72, корп. 1 (далее - место доставки), в течении 30 (Тридцати) дней с момента заключения Контракта.
Поставщик не менее чем за 3 (три) дня до осуществления поставки Товара уведомляет Заказчика о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Кроме того, подпунктами 4.1.1., 4.1.4. пункта 4.1. раздела IV "Взаимодействие Сторон" контракта было предусмотрено:
"4.1. поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией;
4.1.4. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта".
Наименование, страна происхождения (страна регистрации производителя товара), количество, цена за ед. и стоимость товара указаны в спецификации (приложение к контракту).
В связи с тем, что в обусловленный контрактом срок товар не поставлен, заказчиком 25.11.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком его условий.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
4. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе Ракитском Константине Геннадьевиче не подлежат включению в реестр, исходя из следующего:
4.1. Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.11.2022 13:09 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 1550409720922000033) признается 25.11.2022 13:09 (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, поставщик с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имел право на устранение допущенных нарушений в период с 26.11.2022 по 05.12.2022 включительно.
В связи с указанным, Контракт мог считаться расторгнутым с 06.12.2022.
Информация о расторжении размещена в реестре контрактов 08.12.2022, обращение заказчика направлено в Омское УФАС России 08.12.2022 в соответствии с установленными процессуальными сроками.
4.2. Омским УФАС России 09.12.2022 в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 14.12.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 15.12.2022 в 11:40 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ИП Ракитский К.Г. представил письменные пояснения, в которых предпринимателем изложены обстоятельства неисполнения своих обязательств, следующего содержания:
"_ Так, Поставщиком были предприняты все необходимые меры для исполнения заключенного Контракта.
Согласно Техническим требованиям, поставке по Контракту подлежит 50 наименований товара.
На дату заключения Контракта, проблем с поставкой товара у ИП Ракитского К.Г. не было. Нами был заключен Договор поставки необходимого товара с Поставщиком. Была внесена предоплата за товар. Сроки поставки товара были согласованы до 20 июля 2022 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ИП Ракитский К.Г. добросовестно исполнял принятые на себя обязательства.
Однако в согласованные сроки товар поставлен не был. В адрес Поставщика поступило Письмо, согласно которому было сообщено о существенных сбоях в поставках товара.
В связи с изложенным, Поставщик просил рассмотреть вопрос о продлении срока поставки товара по договору.
Несмотря на существенные сбои в поставке товара, ИП Ракитским К.Г. товар по контракту был поставлен практически в полном объеме.
Поставка товара подтверждается товарной накладной N 51 от 28.07.2022; N 74 от 07.08.2022, N 176 от 29.09.2022.
Общая стоимость поставленного товара составляет 1 751 571,76 рублей.
18.11.2022 года в адрес Заказчика было направлено письмо N 29 от 14.11.2022, в котором Заказчик был уведомлен о том, что Поставщик не сможет поставить оставшийся Товар раньше 01.02.2023.
N п/п |
Наименов. товара |
Показатели товара |
Показатели товара |
Гарантийный срок Поставщика |
Ед. изм. |
Страна |
Кол- во, шт. |
Цена |
Сумма |
25 |
Картридж МВ-455LT |
для МФУ МВ OfficeCenter 545 Технология печати: Лазерная; Цвет печати: черный. |
Количество страниц: 35000 при 5% покрытии. |
12 месяцев |
шт. |
Россия |
4 |
8756,59 |
35026,36 |
49 |
Тонер- картридж 006R04379 |
для принтера монохромного формата А4 (Тип 2) Xerox ВЗ10 Технология печати: лазерная; цвет печати: черный; совместимость: Xerox В310. |
Ресурс: 3 000 стр. |
12 месяцев |
шт. |
Россия |
12 |
2814,28 |
33771,36 |
68797,72
Вместе с тем, вина ИП Ракитского К.Г. в невозможности своевременной поставки Товара по Контракту отсутствует.
Причина задержки поставки связана с отсутствием комплектующих материалов для производства картриджей указанных моделей на территории Российской Федерации.
Невозможность исполнения обязательства связана также с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении Контракта.
Так, исполнение обязательств по Контракту оказалось существенно затруднено в связи с введением рядом государств санкций в отношении Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов. Такие санкции привели к приостановке поставок на территорию Российской Федерации со стороны ряда производителей, в том числе XEROX и HP, что подтверждается соответствующими заявлениями производителей.
__.Вследствие имеющихся трудностей, Поставщиком также были предприняты меры по поиску необходимого к поставке товара у других поставщиков.
Однако согласно представленным ответам, необходимый товар в наличии отсутствует, сроки поставки озвучены - февраль 2023 года.
_..Несмотря на надлежащее исполнение обязательств Поставщиком и задержку сроков поставки вследствие обстоятельств непреодолимой силы, 25 ноября 2022 года Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако вина ИП Ракитского К.Г. в невозможности своевременной поставки Товара по Контракту отсутствует".
При этом предпринимателем были представлены следующие доказательства:
- договор N 24-06, заключенный 24.06.2022 между ИП Ракитским К.Г. и ИП Шугушевым Т.Р., на поставку расходных материалов, запасных частей и принадлежностей для офисной оргтехники и компьютерной периферии, технологическое оборудование для заправки и восстановления картриджей, сроком поставки - не позднее 20.07.2022 (пункт 2.1 раздела 2 "Условия поставки" договора);
- платежное поручение о 24.06.2022 N 417 в размере 230 000 руб. подтверждающее оплату аванса по договору поставки N 24-06 от 24.06.2022;
- письмо-уведомление ИП Шугушева Т.Р. (исх. N 20/07 от 20.07.2022), в котором контрагент информирует предпринимателя о задержке поставки товара: "Задержка связана с существенными сбоями в поставке товара, вследствие введенных ранее отдельными государствами запретов на авиаперевозки и вхождение в порты, кранного повышения нагрузки на оставшиеся логистические цепочки и их нестабильности, затруднениями при прохождении таможенного контроля на границе Российской Федерации";
- скрины опубликованных в средствах массовой информации писем компании "HP" (от 02.09.2022) и "Xerox" (от 13.03.2022) о приостановлении поставок продукции компаний в Российскую Федерацию в связи с введенными санкциями;
- письма (ответы на запрос) о невозможности поставки товара в 2022, в связи с отсутствием товара (исх. N 1409 от 07.11.2022 ООО "Олимп", исх. N 1-204-76 от 08.11.2022 ООО "Современные технологии", исх. N 161-1 от 11.11.2022 ООО "НПО Азимут")
- информационное письмо союза "Московская торгово-промышленная палата"
На заседании Комиссии представителем предпринимателя даны пояснения о том, что нарушение контрактных обязательств произошло в связи с введением санкций и мер ограничительного характера, при этом предприниматель не совершал умышленных действий, нарушающих интересы заказчика, а приложило все усилия для того, чтобы поставить товар. При этом представителем особо отмечено, что товар по контракту поставлен на сумму 1751571,76 руб., непоставка товара на сумму 68797,72 руб. произошла по причине введения рядом государств экономических санкций в отношении Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов.
Из представленных сторонами документов и сведений Комиссией установлена следующая хронология событий.
Поскольку 28.07.2022 предпринимателем поставлен товар по контракту не в полном объеме 09.08.2022 (исх. N 15-25/12597) в адрес поставщика заказчиком направлена претензия, с установлением срока поставки товара -15 дней с момента получения претензии.
О факте поставки товара заказчику с нарушение срока, установленного контрактом, на общую сумму 1751571,76 руб., свидетельствуют платежные поручения N 248 от 31.08.2022 на сумму 1452024,65 руб., N 437 от 01.09.2022 на сумму 30931,47 руб., N 1978 от 19.10.2022 на сумму 268615,64 руб., размещенные на официальном сайте ЕИС вкладка "Вложения" реестровый номер контракта 1550409720922000033.
Также в материалы дела представлено письмо поставщика, адресованное заказчику (исх. N 29 от 14.11.2022), согласно которому задержка поставки оставшейся части товара на сумму 68 797,72 руб. произошла "_по причине отсутствия комплектующих материалов для производства картриджей этих моделей, невозможность поставки раньше связана по причине отсутствия комплектующих на территории Российской Федерации, и мы вынуждены были обратиться к партнерам в Китайской Народной Республике, но и они раньше не могут поставить, так как доставка товара сейчас занимает от трех месяцев. На основании вышеизложенного просим расторгнуть контракт по соглашению сторон в части неисполнения".
Не согласившись с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон (ввиду отсутствия документов, подтверждающих невозможность поставки товара), заказчик 14.11.2022 (исх. N 11-28/01/18097@) проинформировал поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В своем ответе (исх. N 02/12 от 02.12.2022) на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик повторно сообщил о невозможности поставки товара вследствие экономических санкций, пояснил, что им предприняты все необходимые меры для исполнения контракта, включая меры по поиску необходимого к поставке товара у других поставщиков, однако согласно представленным ответам, необходимый товар в наличии отсутствует, сроки поставки - февраль 2023.
В письме от 05.12.2022 (исх. N 11-28/0118590@) заказчиком указано: "Приведенная в письме ссылка на заявление XEROX и HP от 13.03.2022 о приостановке поставок на территорию Российской Федерации датируется более ранним числом, чем дата заключения контракта от 27.06.2022 N 0152100004422000023_47030 "Поставка расходных материалов для печатающей техники УФНС России по Омской области" (далее - Контракт), то есть на момент его заключения указанное обстоятельство было известно всем Участникам электронного аукциона". Также указал на невозможность продления срока действия контракта.
Представленные заказчиком документы и сведения формально указывают на то, что предпринимателем были нарушены сроки поставки товара и обязательства по контракту (поставке товара, отвечающего требованиям контракта) и на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Ракитским обязательства по поставке товара в полном объеме исполнены не были.
При этом Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
По общему правилу должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 - ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указано, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
При этом в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения о том, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий; не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Одновременно в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) также указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
В данном случае, запретительные меры недружественных России иностранных государств касаются всех участников внешнеторговой деятельности.
Ранее в соответствии с подпунктом "н" пункта 2 статьи 15 Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" ТПП России свидетельствовала об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре).
В Положении о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (ред. от 26.01.2022) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14) было дано понятие "обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)" - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта); в частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Однако в настоящее время в соответствии с письмом Торгово-Промышленной палаты Российской Федерации от 22.02.2022 N ПР/0181 рассмотрение торгово-промышленными палатами заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы приостановлено.
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
ИП Ракитский К.Г. поставил товар на сумму 1751571,76 руб., информационными письмами от 14.11.2022 и 02.12.2022 извещал заказчика о сложностях, связанных с поставкой товара на сумму 68797,72 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Ракитском Константине Геннадьевиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе Ракитском Константине Геннадьевиче (ИНН 272209682013).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 декабря 2022 г. N 055/10/104-1069/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022