Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 288418-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан в целях обеспечения возможности получения:
1) детьми-инвалидами и инвалидами с детства, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (с уточнением, что это могут быть и иностранные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации), до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны, или умершей одинокой матери дополнительного социального обеспечения от государства (к получаемой социальной пенсии по инвалидности) в виде второй пенсии - страховой или социальной по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, соответственно (предоставление им права на одновременное получение двух пенсий);
2) детьми в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, социальной пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, соответственно.
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с реализацией:
1) детьми-инвалидами и инвалидами с детства, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны, или умершей одинокой матери права на одновременное получение двух пенсий в соответствии с положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) - соответственно социальной пенсии по инвалидности и страховой или социальной пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны;
2) детьми в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, права на получение в соответствии с положениями Федерального закона N 166-ФЗ соответственно социальной пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в Федеральный закон N 166-ФЗ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с пенсионным обеспечением детей-инвалидов и инвалидов с детства, детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, регулируются Федеральным законом N 166-ФЗ.
Необходимость разработки законопроекта по обозначенной тематике возникла, главным образом, в связи с систематически поступающими в адреса депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предложениями родителей детей-инвалидов, а также инвалидов с детства, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, о предоставлении последним права на одновременное получение как социальной пенсии по инвалидности, так и пенсии по случаю потери кормильца 1. Инициатива обосновывается родителями низкими размерами социальных пенсий по инвалидности их детей, а в случае, когда такие дети теряют еще и одного или обоих кормильцев, у которых они были на иждивении, уровень их жизни значительно падает: одной только социальной пенсии по инвалидности уже недостаточно, чтобы покупать продовольственные товары, одежду, обувь и другое, чтобы в полной мере удовлетворять свои ежедневные потребности.
Мы полностью разделяем идею о необходимости предоставления указанным гражданам дополнительного (повышенного) социального обеспечения в связи с их инвалидностью и потерей кормильцев.
Во-первых. В настоящее время в соответствии подпунктами 1 и 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ инвалиды с детства и дети-инвалиды, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на социальную пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ.
Кроме того, получать социальные пенсии имеют право постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны, и дети умершей одинокой матери - пенсию по случаю потери кормильца или пенсию детям, оба родителя которых неизвестны (подпункты 3 и 6 пункта 1, пункты 3 и 4.1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ).
В то же время нетрудоспособные иждивенцы умершего кормильца (в случае наличия у него страхового стажа) имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (части 1 и 10 статьи 10 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). Применительно к обозначенной проблеме в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ к ним относятся: дети, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет 2 или дети старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из приведенных положений пенсионного законодательства Российской Федерации следует, что дети-инвалиды и инвалиды с детства при потере ими кормильца или в случае, если оба их родителя неизвестны, имеют право как на социальную пенсию по инвалидности, так и на страховую (или социальную) пенсию по случаю потери кормильца или на социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны. Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (иное, применительно к указанным категориям лиц, законодательством Российской Федерации не предусмотрено). В этой связи детям-инвалидам и инвалидам с детства может выплачиваться только один вид пенсии по их выбору.
Вместе с тем законодателем сделано исключение для отдельных категорий граждан - им в связи с определенными социальными обстоятельствами предоставлена льгота в виде права на одновременное получение двух пенсий или одной пенсии и доли другой пенсии. Среди таких обстоятельств (пункты 3 и 5 - 8 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ):
- инвалидность вследствие военной травмы;
- инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании;
- относимость к участникам Великой Отечественной войны;
- гибель (смерть) детей-военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в период прохождения ими военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий);
- гибель (смерть) детей, пребывавших в добровольческих формированиях, в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, наступила в результате их противоправных действий);
- гибель супруга в период прохождения им военной службы по призыву вследствие военной травмы, но при условии невступления в новый брак;
- гибель супруга (супруги) в период его (ее) пребывания в добровольческих формированиях вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, но при условии невступления в новый брак;
- нетрудоспособность членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
- награждены знаками "Жителю блокадного Ленинграда" или "Житель осажденного Севастополя";
- относимость к членам семьи погибшего (умершего) гражданина из числа космонавтов;
- относимость к федеральным государственным гражданским служащим;
- относимость к военнослужащим (за исключением относимости к гражданам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ;
- относимость к космонавтам при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ;
- относимость к работникам летно-испытательного состава.
Однако такие обстоятельства, как инвалидность в детском возрасте или с детства в совокупности со случаями потери кормильца или когда оба родителя неизвестны, не рассматриваются как условия, при которых необходимо предоставление дополнительного (повышенного) социального обеспечения со стороны государства в связи с уже не одной трудной жизненной ситуацией, а двумя - инвалидностью и потерей кормильца или случаем, когда оба родителя неизвестны. Такое положение вряд ли можно признать социально справедливым, особенно учитывая то, что право на одновременное получение двух пенсий или одной пенсии и доли другой пенсии предоставлено отдельным категориям граждан в силу лишь осуществлявшейся ими определенной профессиональной деятельности (пункты 5-8 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ). В связи с этим очевидно, что данная ситуация требует исправления.
В этом отношении необходимо заметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), что в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7). При этом государство каждому гарантирует социальное обеспечение, в том числе и в случае потери кормильца (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации). Помимо этого, в соответствии со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, создаются условия, в частности, для повышения благосостояния граждан.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 описательно-мотивировочной части своего Определения от 19 января 2021 года N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подвязникова Алексея Львовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал, что при установлении круга лиц, на которых распространяется социальная льгота в виде права на одновременное получение двух пенсий, а также условий ее предоставления федеральный законодатель в ряде случаев использует особый правовой механизм приравнивания одной категории граждан к другой, уже обладающей в силу закона правом на получение данной социальной льготы. Применение такого правового механизма само по себе не может рассматриваться как не согласующееся (то есть согласуется) с конституционными предписаниями, в том числе с принципами равенства и справедливости, при условии, что основанием для подобного приравнивания служит действительное сходство фактического положения (обстоятельств) граждан, формально принадлежащих к различным категориям, которое обусловливает необходимость распространения отдельных элементов правового статуса основной категории граждан на приравниваемых к ним субъектов. Следуя этой логике, дети-инвалиды или граждане, которые уже с детства являлись инвалидами, порой, с достаточно тяжелыми заболеваниями, причем еще и остались без родителя или обоих родителей, являвшихся их кормильцами, или которые вообще не были им известны по фактическому положению (трудность жизненных ситуаций) вполне сопоставимы с родителями (являющимися инвалидами) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий) (подпункт 3 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ), с родителями (являющимися инвалидами) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, наступила в результате их противоправных действий) (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ), с вдовами (являющимися инвалидами) военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившими в новый брак (подпункт 4 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ), с вдовами (вдовцами) (являющимися инвалидами) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившими в новый брак (подпункт 4.1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ), с гражданами, указанными в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ, являющимися инвалидами (члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения) (подпункт 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ), с членами семей (являющимися инвалидами) погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 Федерального закона N 166-ФЗ (подпункт 7 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ). Нисколько не умаляя сложность положения последних, абсолютно справедливым в этом контексте будет приравнять к ним указанных детей-инвалидов и инвалидов с детства в праве на одновременное получение двух пенсий с соответствующими особенностями применительно к их трудным жизненным ситуациям.
Во-вторых. В связи с необходимостью достижения первой цели законопроекта в ходе анализа норм Федерального закона N 166-ФЗ, определяющих условия назначения социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и их размеры (а именно - подпунктов 3 и 6 пункта 1 статьи 11 и подпунктов 1 и 2.1 пункта 1 статьи 18), и их сопоставления с абзацем десятым статьи 2 Федерального закона N 166-ФЗ 3, содержащим перечисление категорий лиц, относящихся к нетрудоспособным гражданам, было установлено, что в настоящее время право на социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, а также оба родителя которых неизвестны только при условиях, что они постоянно проживают в Российской Федерации и обучаются, соответственно, по указанным форме и программам в образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Другими словами, такие дети, в случае их обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, что предполагает постоянное проживание за пределами территории Российской Федерации (в иностранных государствах или на иностранных территориях), не имеют права на получение соответственно социальной пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны (пункты 3 и 4.1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ). В то же время, как следует из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ, дети умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке), обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В этой связи в указанном правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией права фактически одних и тех же категорий детей на пенсию по случаю потери кормильца (социальную или страховую), наблюдается социальный дисбаланс: для назначения и получения социальной пенсии по случаю потери кормильца ребенку нельзя обучаться по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, поскольку это предполагается постоянное проживание за пределами Российской Федерации, а для назначения и получения страховой пенсии по случаю потери кормильца - можно.
Нельзя не заметить и ту, весьма парадоксальную применительно к рассматриваемому вопросу, ситуацию, связанную с тем, что обучаться по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и получать пенсию по случаю потери кормильца до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, или старше этого возраста, если наступила инвалидность до достижения возраста 18 лет, имеют право дети погибшего (умершего) кормильца из числа космонавтов (подпункт 1 пункта 5 статьи 7.1 Федерального закона N 166-ФЗ) и дети погибшего (умершего) кормильца из числа военнослужащих и граждан, пребывавших в добровольческих формированиях (подпункт 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, "при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им" (абзац третий пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 5 декабря 2017 года N 36-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области" (далее - Постановление N 36-П). Данные правовые позиции излагались Конституционным Судом Российской Федерации и ранее - абзацы второй и третий пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 3 июня 2004 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан", абзац второй пункта 3.2 Постановления от 16 июля 2007 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" в связи с жалобой гражданина Н.Д. Пирожкова", абзацы второй и третий пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 27 ноября 2009 года N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы" и другие.
Кроме того, как совершенно справедливо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в абзацах третьем и четвертом Постановления N 36-П, "В условиях интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство, развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, а также международной академической мобильности обучающихся (пункт 5 части 1 статьи 3, статья 105 названного Федерального закона 4) возможность реализации права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, не ограничивается только российскими организациями. Это в полной мере соответствует требованиям как Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2) и не содержащей каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда, времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное), так и международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора учебного заведения.
Исходя из этого, реализация гражданином Российской Федерации права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает возможность обучения как в российских, так и в иностранных учебных заведениях, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные организации и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования.".
При этом, в данном случае, "конституционный принцип равенства означает помимо прочего обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (в данном случае - к категории детей умершего кормильца, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательной организации (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в которой они обучаются..." (абзац второй пункта 5 описательно-мотивировочной части Постановления N 36-П).
Следовательно, как заключил высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации в абзаце третьем пункта 5 описательно-мотивировочной части Постановления N 36-П применительно к условиям назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, такие условия "должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории Российской Федерации иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, - причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет".
Аналогичные приведенным аргументы абсолютно применимы, на наш взгляд, и к условиям назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, а также оба родителя которых неизвестны.
Таким образом, имеются достаточные основания для устранения обозначенной дифференциации правового регулирования сходных правоотношений.
Таким образом, законопроектом предлагается:
1) дополнить перечень категорий лиц, которые имеют право на одновременное получение двух пенсий, такими категориями, как дети-инвалиды, потерявшие одного или обоих родителей, дети-инвалиды умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, а также инвалиды с детства, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны или умершей одинокой матери. Предлагается зафиксировать, что им могут устанавливаться в качестве альтернативных вариантов:
а) социальная пенсия по инвалидности, предусмотренная для детей-инвалидов, инвалидов с детства I, II или III групп и страховая пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны;
б) социальная пенсия по инвалидности, предусмотренная для детей-инвалидов, инвалидов с детства I, II или III групп и социальная пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны (проектируемый новый подпункт 8 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ - пункт 1 статьи 1 законопроекта);
2) скорректировать подпункты 3 и 6 пункта 1 статьи 11 и подпункты 1 и 2.1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 166-ФЗ путем внесения в них дополнений о том, что право на социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, но и в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (без учета в этом случае условия о постоянном проживании в Российской Федерации), до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, а также оба родителя которых неизвестны (пункты 2 и 3 статьи 1 законопроекта).
Поскольку реализация положений законопроекта предполагает введение новых видов расходных обязательств федерального бюджета и выделение на их принятие необходимых бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим их предоставлением бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению (статья 6 Федерального закона N 166-ФЗ), что может осуществляться не только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований, в частности, в закон о бюджете, но и в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений, в частности, в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в случае принятия Федерального закона предлагается, чтобы он вступил в силу с 1 июня 2023 года (статья 2 законопроекта).
Принятие Федерального закона будет способствовать дальнейшему достижению цели социальной политики российского государства - создание условий, в частности для вышеобозначенных категорий населения, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть позволит обеспечить получение оказавшимися в трудных жизненных ситуациях:
1) детьми-инвалидами и инвалидами с детства, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны, или умершей одинокой матери, дополнительного (повышенного) социального обеспечения, которое улучшит качество их жизни с учетом наличия у них различных заболеваний;
2) детьми в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, социального обеспечения наравне с такими же детьми, но постоянно проживающими в Российской Федерации и обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Например, обращение (предложение) жительницы Республики Коми в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Кузнецова А.А. от 13 июня 2022 года (рег. N вх2.8 15-152659 от 13 июня 2022 года).
2 В данном не ставится условие о постоянном проживании в Российской Федерации.
3 Согласно данной норме, нетрудоспособные граждане - в частности, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, дети, оба родителя которых неизвестны.
4 Имеется в виду Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - законопроект, а в отдельном случае - Федеральный закон) не приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако потребует введения новых видов расходных обязательств федерального бюджета и выделения с 1 июня 2023 года на их принятие необходимых бюджетных ассигнований из федерального бюджета, которые в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" должны быть предоставлены бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Выделение дополнительных бюджетных ассигнований из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию положений законопроекта не потребуется.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, всего в Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2022 года, получающих социальные пенсии:
- детей-инвалидов - 737 636 человек;
- инвалидов с детства - 1 013 551 человек;
- детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного из родителей - 881 681 человек;
- детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие обоих родителей, и дети умершей одинокой матери - 141 549 человек 1.
Итоговая численность указанных категорий граждан с учетом детей, оба родителя которых неизвестны, по состоянию на 1 января 2022 года, составляет более 2 774 417 человек.
Согласно подпунктам 1-3 пункта 1 статьи 18, абзацу четвертому пункта 1 и пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), пунктам 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 396 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2022 г. социальных пенсий" и пунктам 2 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 973) с 1 июня 2022 года:
1) размер социальной пенсии по инвалидности (без учета районных коэффициентов) составляет для:
- инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов - 16 619,39 рублей;
- инвалидов с детства II группы - 13 849,69 рублей;
- инвалидов с детства III группы - 5 886,14 рублей;
2) размер социальной пенсии по случаю потери кормильца (без учета районных коэффициентов) составляет для:
- детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного из родителей, - 6 924,81 рубля;
- детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери - 13 849,69 рублей;
3) размер социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны (без учета районных коэффициентов), составляет 13 849,69 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 166-ФЗ, в частности, указанные размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях).
Согласно частям 3 и 20.1 статьи 15, частям 2, 3 и 8 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложению 4 к нему, а также частям 7 и 8 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", частям 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 января 2022 года N 1-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации N 973 размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется посредством умножения значения индивидуального пенсионного коэффициента умершего кормильца на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается пенсия (например, с 1 июня 2022 года - 118,10 рублей). Фиксированная выплата к пенсии устанавливается одновременно с ее назначением в размере 3 610,37 рублей (при назначении пенсии с 1 июня 2022 года). Средний же размер такой пенсии по состоянию на 1 июля 2022 года для неработающих граждан составляет 13 049,4 рублей 2.
С учетом приведенной информации, введения дополнительной категории получателей социальных пенсий 3 и произведенной Пенсионным фондом Российской Федерации оценки объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, необходимый для реализации законопроекта с 1 июня 2023 года в части положения об осуществлении права на одновременное получение двух пенсий 4 детьми-инвалидами, потерявшими одного или обоих родителей, детьми-инвалидами умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, а также инвалидами с детства, обучающимися по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшими одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны, или умершей одинокой матери может составить: в 2023 году - более 1,82 млрд рублей, в 2024 году - более 1,93 млрд рублей, в 2025 году - более 2,02 млрд рублей 5.
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается определить:
- источник финансирования новых видов расходных обязательств - за счет сокращения на указанные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных по статье расходов федерального бюджета "Резервный фонд Правительства Российской Федерации (Иные бюджетные ассигнования)" (Приложение 15 к Федеральному закону от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов": рз 01 "ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ", пр 11 "Резервные фонды", ЦСР BP 39 4 02 20540 800 "Резервный фонд Правительства Российской Федерации (Иные бюджетные ассигнования)";
- порядок исполнения новых видов расходных обязательств - тот же порядок, который предусмотрен для исполнении расходных обязательств Российской Федерации при осуществлении полномочий по выплате одновременно соответствующих двух пенсий лицам, указанным в пунктах 3 и 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" 6, и социальной пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, лицам, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона.
Более детально требование пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается исполнить совместно с Правительством Российской Федерации в процессах подготовки к рассмотрению и рассмотрения законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также при разработке и рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Поскольку реализация предлагаемых законопроектом положений предполагается с 1 июня 2023 года, предлагается в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимые бюджетные ассигнования федерального бюджета на принятие нового вида расходных обязательств предусмотреть до принятия Федерального закона в федеральных законах от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и от 5 декабря 2022 года N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" путем внесения в них соответствующих изменений.
------------------------------
1 Информация о численности отдельных категорий получателей социальных пенсий по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года, являющаяся приложением к ответу Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 августа 2022 г. N ЯСМ)2-12/17970 "О численности отдельных категорий пенсионеров" (является приложением к настоящему Финансово-экономическому обоснованию). С. 1.
2 Средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения по состоянию на 1 июля 2022 года // Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // Дополнительная информация // Статистика // 75. Пенсионный фонд Российской Федерации // 75.1. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации // URL: https://pfr.gov.ru/info/statistics/pensionj3rovision (дата обращения: 17.01.2023).
3 Дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны (пункты 2 и 3 статьи 1 законопроекта).
4 Социальной по инвалидности и страховой по случаю потери кормильца или социальной детям, оба родителя которых неизвестны; социальной по инвалидности и социальной по случаю потери кормильца или социальной детям, оба родителя которых неизвестны.
5 Ответ Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 августа 2022 года N ЯО-02-12/17970 "О численности отдельных категорий пенсионеров". С. 2-3.
6 Учет замечания Правительства Российской Федерации, указанного в заключении на законопроект от 29 декабря 2022 года N 16137п-П45. С 2.
------------------------------
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу или приостановления других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, принятие Федерального закона потребует внесения соответствующих изменений в:
1) Федеральный закон от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в части введения новых видов расходных обязательств федерального бюджета и выделения на их принятие необходимых бюджетных ассигнований из федерального бюджета для последующего предоставления их в виде межбюджетного трансферта бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на осуществление полномочий по выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению 1 (в части выплаты детям-инвалидам, потерявшим одного или обоих родителей, детям-инвалидам умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, а также инвалидам с детства, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, оба родителя которых неизвестны или умершей одинокой матери на альтернативной основе: социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, инвалидов с детства I, II или III групп и страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, либо социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, инвалидов с детства I, II или III групп и социальной пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, а также выплаты детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, умершей одинокой матери или оба родителя которых неизвестны, социальной пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, соответственно). Это, в свою очередь, потребует разработки соответствующего проекта федерального закона, внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (ответственный исполнитель - Правительство Российской Федерации, срок - до 1 июня 2023 года);
2) Федеральный закон от 5 декабря 2022 года N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в части увеличения бюджетных ассигнований Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставленных ему из федерального бюджета в виде межбюджетного трансферта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на осуществление полномочий по выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению (в части выплаты вышеуказанным категориям лиц соответствующих пенсий). Это, в свою очередь, потребует разработки соответствующего проекта федерального закона, внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (ответственный исполнитель - Правительство Российской Федерации, срок - до 1 июня 2023 года).
------------------------------
1 В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.