Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 139233-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
(в части установления особенностей накопления твердых коммунальных отходов в районах Крайнего Севера), внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
Приложение
к Решению Комитета
от 25.01.2023 N 61.5
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 139233-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части установления особенностей накопления твердых коммунальных отходов в районах Крайнего Севера), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить отдельные нормы Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (скорректировать определение понятия "сбор отходов", "накопление отходов") и увеличить сроки складирования отходов в местах накопления в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, на территории Арктической зоны Российской Федерации, а также в малонаселенных и труднодоступных местностях до 24-х месяцев.
Согласно пояснительной записке к законопроекту дифференциация понятия мест накопления отходов позволит разграничить места накопления отходов как объектов накопления, на которых отходы могут складироваться на срок до 12 месяцев и специализированные площадки, складирование отходов на которых допускается на срок не более 10 суток.
Кроме того, законопроектом (п. 3 статьи 1) предлагается внести изменения в часть 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, дополнив перечень видов деятельности, которые обязаны осуществлять региональные операторы по обращению с ТКО, деятельностью по накоплению.
Не оспаривая актуальности проблематики и, поддерживая необходимость совершенствования регулирования отношений в сфере обращения с ТКО в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Комитет поддерживает позицию Правительства Российской Федерации о том, что предлагаемые законопроектом изменения не соответствуют другим положениям Закона N 89-ФЗ.
Не учитывается, что срок накопления отходов в соответствии с нормами Закона N 89-ФЗ разграничивает отнесение деятельности к накоплению либо хранению, а также взимание платы за размещение отходов (плата не взимается в случае накопления отходов на срок не более 11 месяцев).
Также законопроектом не учитываются изменения, внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части нового определения понятия "сбор отходов".
Внесение предусмотренных законопроектом изменений в часть 3 статьи 10 Закона N 89-ФЗ нецелесообразно. Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены в статье 13.4 Закона N 89-ФЗ.
Наделение полномочиями регионального оператора функциями по накоплению отходов, по мнению Комитет необоснованно, так как вторгается в сферу правового регулирования вопросов, связанных с организацией местного самоуправления, земельным и жилищным кодексом.
За организацию накопления отходов на землях, расположенных в муниципальной собственности, а также за содержание таких мест накопления отходов отвечают уполномоченные органы местного самоуправления. В свою очередь, за организацию и содержание мест накопления ТКО на землях, расположенных на землях, находящихся в составе общего имущества собственников помещений многоквартирных домах, отвечают собственники (через управляющие компании, ТСЖ).
В части увеличения срока накопления отходов до 24 месяцев в связи природно-климатическими условиями территории необходимо отметить следующее.
Комитет поддерживает необходимость решения обозначенной проблемы не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах.
Необходимость решения проблемы вывоза ТКО из труднодоступных и удаленных территорий была поддержана на заседании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления 21 апреля 2022 г., по итогам которого Роспотребнадзору, Минприроды России и ППК "Российский экологический оператор" дано поручение проработать вопрос об увеличении периодичности вывоза ТКО из труднодоступных и удаленных территорий.
Также необходимо отметить, что к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям относится значительная часть территории Российской Федерации (районы и местности 24 субъектов Российской Федерации), с различными природно-климатическими условиями (например, Чукотский автономный округ, Приморский край). Учитывая эти факторы, Правительством Российской Федерации прорабатываются предложения по совершенствованию законодательства в сфере обращения с отходами с целью учета социально-экономических и природно-климатических особенностей Арктической зоны (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 N 996-р "Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года).
В части предлагаемого механизма увеличения срока накопления отходов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по решению Роспотребнадзора, Комитет отмечает возможные риски при его непосредственной реализации, ввиду того, что действующим законодательством не урегулированы порядок и критерии отнесения населенных пунктов к труднодоступным и малочисленным для целей изменения срока накопления отходов.
Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации (официальный отзыв от 8 сентября 2022 г. N 10381п - П11).
На основании изложенного, Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, не поддерживает принятие проекта федерального закона N 139233-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.