Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 198548-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения условий охотхозяйственных соглашений), внесенном депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Д.Н. Кобылкиным, Р.Г. Шайхутдиновым, В.А. Даванковым, Е.А. Вторыгиной, А.А. Ремезковым, И.Н. Шубиным, А.В. Чепой; сенаторами Российской Федерации В.А. Лебедевым, Г.И. Орденовым, В.Ф. Новожиловым, А.Н. Кондратенко, Г.Е. Емельяновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 198548-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается скорректировать публично значимые цели заключения государством охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и определить их как:
1) обеспечение заранее определенного количества охотничьих животных на территории закрепленного охотничьего угодья;
2) оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства и получение продукции охоты.
Эти количественные критерии будут являться существенными условиями охотхозяйственных соглашений, нарушение которых будет вести к его расторжению.
Также в дополнение к обязанности поддерживать на территории охотничьих угодий минимальное количество особей отдельных видов охотничьих животных вводится обязанность охотпользователя осуществлять фактическую добычу таких видов охотничьих животных в объеме не менее 50% от установленной квоты добычи.
Данная обязанность, по мнению авторов, позволит оценить эффективность ведения охотничьего хозяйства, что в дальнейшем может применяться при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, предоставления различных преференций и мер государственной поддержки.
Одновременно неоднократное в течение 5 лет невыполнение обязательства по освоению квоты добычи либо нарушение обязательства по поддержанию минимального количества особей животных проектируются в качестве прямых оснований для расторжения охотхозяйственного соглашения в судебном порядке.
Кроме этого, в качестве обязанности охотпользователя предлагается закрепить требование к наличию минимально необходимого количества работников, в том числе имеющих профильное образование в области охотоведения, для обеспечения деятельности по оказанию услуг в сфере охотничьего хозяйства и получению продукции охоты, рассчитываемого в зависимости от площади и географического расположения охотничьего угодья, направленности ведения охотничьего хозяйства (в число таких работников могут включаться биологи, охотоведы, производственные охотничьи инспектора, егеря).
Данное требование будет применяться только в отношении новых охотхозяйственных соглашений, заключаемых после вступления проектируемых изменений законодательства в силу. Также указанное требование будет формулироваться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации заблаговременно, до заключения охотхозяйственного соглашения, путем включения в извещение о проведении аукциона на право заключения соответствующего соглашения.
Законопроектом комплексно пересматриваются цели и содержание государственного контроля и надзора за деятельностью охотпользователей путем смещения акцентов с "формального контроля за процессом ведения хозяйственной деятельности" в пользу содержательного контроля за количественными результатами такой деятельности.
Учитывая это, а также в связи со вступлением в силу с 9 декабря 2021 года норм регулирующих порядок замены стороны охотхозяйственного соглашения, предлагается установить единый срок действия заключаемых охотхозяйственных соглашений - 49 лет.
Законопроектом устраняются следующие административные барьеры обычной хозяйственной деятельности добросовестных охотпользователей:
1. Исключается нормативное регулирование содержания и порядка проведения охотпользователями биотехнических мероприятий (мер по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов), обязанности создания охотничьей инфраструктуры. Также предлагается обязать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утвердить типовую форму охотхозяйственного соглашения (вместо примерной), с целью единообразного и однозначного определения прав и обязанностей сторон по такому соглашению.
2. В целях закрепления норм пропускной способности охотничьих угодий предлагается раскрыть их содержание в рамках заключенных охотхозяйственных соглашений, а именно: права ограничения со стороны охотпользователей посещения конкретных охотничьих угодий в целях проведение охоты, в том числе, по дням недели, создание зон охраны охотничьих ресурсов, определение используемых видов орудий охоты. Одновременно в законе нормативно определяются цели и порядок создания зон охраны охотничьих ресурсов.
В отношении отдельных видов охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, требования к минимальной численности особей которых определены в соответствующих охотхозяйственных соглашениях, предлагается закрепить правило, в соответствии с которым квоты добычи таких охотничьих ресурсов будут устанавливаться органами власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке на основании нормативов допустимого изъятия. При этом, если фактическая численность особей соответствующего вида охотничьих ресурсов будет превышать показатель расчетной целесообразной численности по данным проводимого не реже чем один раз в 3 года совместного (охотпользователем и уполномоченным органом власти субъекта РФ) учета, для расчета квоты будет применяться норматив максимального допустимого изъятия (от 20% от численности, в зависимости от видов охотничьих животных).
Законопроектом предлагается упразднить проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов, обосновывающих ежегодные объёмы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих животных. По мнению авторов, в настоящее время ГЭЭ является формальной процедурой, в рамках которой проверяется соответствие документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
В отличие от других видов пользования животным миром, где необходимость проведения ГЭЭ обусловлена отсутствием заранее определенных нормативов изъятия, в охотничьем секторе такие нормативы утверждены нормативным правовым актом Минприроды России и ежегодно применяются для расчета квот и лимитов изъятия охотничьих животных.
Применительно к проведению работ по акклиматизации и гибридизации охотничьих животных требование об обязательном проведении ГЭЭ сохраняется.
На основании обращений регионов (Смоленская обл., Калужская обл., Мурманская обл., Свердловская обл., Новосибирская обл., Магаданская обл., Приморский край и другие, всего - более 50 регионов), проектом предлагается исключить норму о минимальной 20% доле общедоступных охотничьих угодий от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, передав право определять эту долю самим субъектам, исходя из географических особенностей и ресурсных возможностей региона.
Одновременно предлагается предъявить требования к органам власти субъектов Российской Федерации проводить на территории общедоступных охотничьих угодий биотехнические мероприятия в объеме и порядке, определённом Минприроды России. В совокупности указанные изменения не приведут к увеличению расходов федерального бюджета, но обеспечат проведение минимально необходимых мероприятий по сохранению охотничьих животных и среды и их обитания в общедоступных охотничьих угодьях.
Кроме этого, в законопроекте также реализован ряд иных согласованных предложений, в том числе, поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина по внесению изменений в законодательство в части уточнения процедуры установления субъектами Российской Федерации запрета на проведение весенней охоты в случае угрозы возникновения пожароопасной ситуации в лесах (Пр-976, п. 2 "в", от 02.06.2022 года).
На законопроект поступил положительный с замечаниями официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает мнение Правительства Российской Федерации по данному законопроекту определяющим.
Комитет считает необходимым выделить следующие замечания, которые необходимо будет учесть ко второму чтению законопроекта.
Законопроектом предлагается исключить действующую норму о минимальной 20% доле общедоступных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, передав право определять эту долю самим субъектам Российской Федерации, исходя из географических особенностей и ресурсных возможностей региона. Полагаем, что данная норма требует дополнительной проработки в части соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, недопущения роста социальной напряженности, особенно в регионах с развитыми традициями охоты.
Законопроектом устанавливается срок заключения охотхозяйственных соглашений императивно на 49 лет. Данная норма требует соотнесения с действующим законодательством в части установления сроков заключения договоров, на основании которых предоставляются земельные участки, лесные участки, водные объекты.
В пункте 2 части 4.2 статьи 38 Закона об охоте в редакции законопроекта предусматриваются "показатели целесообразной численности особей соответствующего вида охотничьих ресурсов на 1000 га охотничьих угодий", установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В законопроекте следует уточнить, что представляют собой такие показатели, а также в каких целях они устанавливаются.
Проектируемыми изменениями в статью 27 Закона об охоте предусмотрена регламентация требований к наличию у охотпользователей работников, обеспечивающих деятельность по оказанию услуг в сфере охотничьего хозяйства и (или) получению продукции охоты (в зависимости от площади и географического расположения охотничьего угодья, видов разрешенной охоты), в том числе имеющих высшее или специальное профессиональное образование в сфере охотоведения. Указанные положения нуждаются в корректировке с учетом исключения положений о высшем профильном образовании работников в сфере охотоведения и нераспространении их на представителей общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, заключивших охотхозяйственные соглашения.
Кроме этого требуется скорректировать формулировку используемую в проектируемом запрете осуществления охоты в весенний период, связанную с "пожароопасной ситуацией в лесах", в части приведения ее в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 198548-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.