Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 90784-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект дорабатывался авторами в соответствии с замечаниями, изложенными в заключении Комитета от 14.03.2023 (протокол заседания Комитета N 59, п. 3.4), и внесён в Государственную Думу в новой редакции.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на мелиоративные каналы.
Законопроектом предлагается определить виды мелиоративных систем, которые являются объектами недвижимости, закрепить возможность установления публичного сервитута в отношении земельных участков, на которых расположены такие системы, а также упрощенный порядок регистрации в ЕГРН прав в отношении ранее созданных мелиоративных систем.
Как и ранее, Комитет концептуально поддерживает необходимость принятия законопроекта. Вместе с тем, к нему имеется ряд замечаний.
Предлагаемый в законопроекте подход не в полной мере решает проблемы отнесения мелиоративных объектов к движимому или недвижимому имуществу, поскольку в нем отсутствуют признаки, позволяющие относить вещи, перечисленные в проектируемых изменениях в абзац шестой статьи 2 Федерального закона "О мелиорации земель", к недвижимым или движимым. Ко второму чтению в законопроекте следует определить четкие критерии, которые позволят относить сооружения и устройства в составе мелиоративных систем к объектам движимого или недвижимого имущества.
Кроме того, в законопроекте содержатся внутренние противоречия, в том числе в части отнесения устройств, входящих в мелиоративные системы, к недвижимому или к движимому имуществу. Так, исходя из проектируемого законопроектом определения понятия мелиоративных систем под такими системами понимаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений, являющихся недвижимым имуществом, и устройств, которые, исходя из проектируемого определения, являются движимым имуществом.
Одновременно, исходя из проектируемых изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", допускается отнесение таких устройств к недвижимому имуществу в соответствии с гражданским и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Также следует отметить, что градостроительное законодательство регулирует вопросы признания объектов объектами капитального и некапитального строительства, но не регулирует вопросы отнесения вещей к движимому или недвижимому имуществу. В этой части законопроект нуждается в корректировке.
Статьёй 26 Федерального закона "О мелиорации земель" предусмотрены следующие особенности использования земельных участков для целей мелиорации:
земельные участки, отнесённые в установленном порядке к мелиорируемым землям, предоставляются для проведения мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным законодательством;
земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых размещены находящиеся в государственной или муниципальной собственности мелиоративные системы и находящиеся отдельно расположенные гидротехнические сооружения, предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений;
земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается устанавливать публичный сервитут в целях размещения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта и эксплуатации находящихся в государственной либо муниципальной собственности мелиоративных систем либо входящих в их состав сооружений и устройств, гидротехнических сооружений.
В этой связи Комитет отмечает, что существующий в действующем законодательстве подход о предоставлении земельных участков организациям, эксплуатирующим мелиоративные системы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, равно как и находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, на которых они расположены, не в полной мере соответствует предлагаемому подходу об установлении публичных сервитутов для создания и эксплуатации таких сооружений. Комитет полагает необходимым проанализировать существующую практику строительства и эксплуатации мелиоративных систем в целях определения комплексного подхода к использованию земельных участков, на которых расположены либо создаются мелиоративные сооружения, и предложить ко второму чтению соответствующие изменения в статью 26 Федерального закона "О мелиорации земель".
В предлагаемых изменениях в статью 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо конкретизировать в каких случаях каждый из указанных уполномоченных органов принимает решение об установлении публичного сервитута.
Проектируемые подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 1 законопроекта являются взаимоисключающими и не позволяют определить, допускается либо не допускается установление публичного сервитута для размещения мелиоративных систем в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства.
Также ко второму чтению следует уточнить, что в обосновании необходимости установления публичного сервитута для размещения мелиоративных систем указываются реквизиты решений органов публичной власти, уточнить срок установления такого публичного сервитута, а также возможность его установления для размещения, капитального ремонта и эксплуатации частей таких систем.
Также ко второму чтению необходимо дополнительно проработать вопрос о необходимости использования термина "техническое перевооружение", поскольку техническое перевооружение в отношении объектов капитального строительства осуществляется в рамках капитального ремонта или реконструкции. Таким образом, возможно, использование дополнительного основания для установления публичного сервитута (для осуществления технического перевооружения мелиоративных систем) не требуется с учетом наличия в качестве основания для его установления осуществления капитального ремонта или реконструкции мелиоративных систем.
Кроме того, при внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации требуется определить необходимость дополнительного упоминания о входящих в состав мелиоративных систем сооружениях и устройствах, поскольку они являются частью мелиоративной системы по определению.
Вносимые законопроектом изменения требуют корреспондирующих изменений и в иные статьи Земельного кодекса Российской Федерации, например, статьи 13, 23, 78, поскольку мелиоративные системы, как правило, располагаются на землях сельскохозяйственного назначения.
Статью 2 законопроекта необходимо привести в соответствие со статьёй 1 и другими статьями Федерального закона "О мелиорации земель", согласно которым земельные участки, на которых располагаются мелиоративные системы и отдельно стоящие гидротехнические сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, используются организациями, осуществляющими эксплуатацию указанных систем и сооружений.
Положения подпункта 1 пункта 2 статьи 3 законопроекта целесообразно отразить в главе IX "Заключительные положения" Федерального закона "О мелиорации земель".
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает законопроект с учетом изложенных замечаний и рекомендует его принятие в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.