Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 31 августа 2023 г. N вн2.2-1/4051
на проект федерального закона N 372132-8 "О внесении изменений в статьи 60.3 и 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 60.3 и 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), предусматривающие порядок зачета в срок принудительных работ времени нахождения осужденных к принудительным работам в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу и до направления их в исправительный центр под конвоем, а также порядок зачета времени нахождения осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу и до направления их к месту отбывания наказания в срок лишения свободы.
Обращаем внимание, что 1 октября 2023 года вступит в силу Федеральный закон от 3 апреля 2023 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", предусматривающий единый порядок следования всех осужденных к принудительным работам в исправительные центры (самостоятельно за счет государства) и исключивший из УИК РФ положения о следовании осужденных к принудительным работам, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, в исправительный центр под конвоем, в связи с чем предлагаемые изменения в статью 60.3 УИК РФ утратят свою актуальность.
Что касается дополнения статьи 75 УИК частями первой.1 - первой.4, определяющими порядок зачета в срок лишения свободы времени нахождения осужденного к лишению свободы в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу и до направления его к месту отбывания наказания, то в соответствии со статьей 3 Уголовного кодекса Российской Федерации преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. В свою очередь, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации регулируются порядок и условия исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ, а также средств исправления осужденных. Основаниями же исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются вступивший в законную силу приговор (с учетом изменяющих его определения или постановления суда вышестоящей инстанции), а также акт помилования или акт об амнистии (часть вторая статьи 1, часть вторая статьи 2 и статья 7 УИК РФ). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 февраля 2003 года N 1-П), из этого следует, что в правовой системе Российской Федерации положения УИК РФ, как направленные на регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, назначаемого по приговору суда на основании норм уголовного права, и по своей природе относящиеся именно к уголовно-исполнительному законодательству, в силу господства принципов юридической ответственности не могут подменять или изменять соответствующие положения уголовного законодательства, регулирующие виды и размер наказаний, в том числе сроки, назначаемые по приговору суда.
Кроме того, содержащиеся в проектируемых частях первой.1 - первой.4 статьи 75 УИК РФ положения полностью дублируют положения частей третьей.1 - третьей.3 и четвертой статьи 72 УК РФ о порядке зачета времени содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок лишения свободы в отношении аналогичных категорий лиц. Таким образом, проектом по существу предлагается распространить предусмотренный статьей 72 УК РФ порядок зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы на период нахождения осужденных в следственном изоляторе после вступления приговора в законную силу и до направления их к месту отбывания наказания.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав положениями статьи 72 УК РФ, не позволяющими судам дифференцированно зачесть в срок лишения свободы период содержания в следственном изоляторе после вступления приговора в законную силу, а также период нахождения лица в следственном изоляторе в порядке статьи 77.1 УИК РФ, неоднократно указывал, что именно вступивший в законную силу обвинительный приговор суда служит не только формальным основанием для лишения лица свободы, но и обусловливает его правовое положение как осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, определяет основания и условия исполнения наказания. Сам факт оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе либо их перевод туда для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве не меняет и не может менять основания и условия исполнения наказания, определенные вступившим в силу приговором суда, и обусловленное приговором правовое положение лица как осужденного. Такие лица сохраняют свой статус осужденных к лишению свободы с присущими этому статусу правами и обязанностями, закрепленными уголовно-исполнительным законом. Следовательно, соответствующий период входит в срок лишения свободы и не предполагает применения к осужденному меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, а потому к нему неприменимы и положения статьи 72 УК РФ о зачете в срок лишения свободы времени содержания под стражей. Кроме того, в соответствии с частью первой статьи 75 и статьей 12.1 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу и в течение этого срока имеют право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами, а также право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (постановление от 15 марта 2023 года N 8-П, определения от 24 декабря 2020 года N 3085-О, от 20 июля 2021 года N 1464-О, от 28 декабря 2021 года N 2743-О, от 30 марта 2023 года N 517-О, от 30 мая 2023 N 1086-О, от 27 июня 2023 N 1764-О и др.).
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.