Досье на проект федерального закона
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) на 2025 - 2027 годы разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и основывается на положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, законодательства Российской Федерации с учетом исполнения Фондом установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" функций и задач, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 309), Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, других приоритетных направлений, определенных Правительством Российской Федерации, и на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 года от 26 августа 2024 г. по базовому варианту (далее - прогноз от 26 августа 2024 г.).
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджет Фонда разработан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Соответствие бюджета Фонда действующему законодательству Российской Федерации, а также определение обоснованности его показателей будет осуществлено Счетной палатой Российской Федерации в рамках предварительного аудита формирования бюджета Фонда в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", статьей 167.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Составление бюджета Фонда осуществлено на основании актуализированных параметров прогноза от 26 августа 2024 г.
Наименование показателей |
Прогноз |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
Фонд заработной платы работников организаций, млрд. рублей |
прогноз от 19 апреля 2024 г. |
43 947 |
47 640 |
51 290 |
54 763 |
прогноз от 26 августа 2024 г. |
46 115 |
52 291 |
57 796 |
62 612 |
|
отклонение |
2 168 |
4 651 |
6 506 |
7 849 |
|
Индекс потребительских цен |
прогноз от 19 апреля 2024 г |
1,051 |
1,040 |
1,040 |
1,040 |
прогноз от 26 августа 2024 г. |
1,073 |
1,045 |
1,040 |
1,040 |
|
отклонение |
0,022 |
0,005 |
0,0 |
0,0 |
|
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы, % |
прогноз от 19 апреля 2024 г |
113,6 |
108,4 |
107,0 |
106,6 |
прогноз от 26 августа 2024 г. |
117,9 |
113,2 |
110,2 |
108,3 |
|
отклонение |
4,3 пп |
4,8 пп |
3,2 пп |
1,7 пп |
Фонд заработной платы в прогнозе от 26 августа 2024 г. увеличился в 2025 году на 4 651 млрд. рублей, в 2026 году - на 6 506 млрд. рублей, в 2027 году - на 7 849 млрд. рублей по сравнению с прогнозом от 19 апреля 2024 г.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2024 г. в количестве 143 796,6 тыс. человек, в том числе работающего населения - 63 865,1 тыс. человек, неработающего населения - 79 931,5 тыс. человек.
Изменился коэффициент собираемости страховых взносов за работающее население, проектируемый главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой, принятый в расчетах на уровне 0,9903, тогда как в бюджете на 2024 - 2026 годы этот показатель составлял соответственно 0,9979 показатель.
С учетом уточненных параметров основные показатели бюджета Фонда характеризуются следующими данными:
(млн. руб.)
Показатели |
2024 год (утверждено) |
2025 год проект |
2026 год проект |
2027 год проект |
Остатки на начало года |
216 238,9 |
195 285,4 |
58 667,6 |
3 223,5 |
Всего доходов |
3 738 679,4 |
4 339 305,3 |
4 777 489,0 |
5 161 738,4 |
Всего расходов |
3 885 765,0 |
4 475 923,1 |
4 832 933,1 |
5 162 525,6 |
Дефицит (-), профицит (+) |
- 147 085,6 |
- 136 617,8 |
- 55 444,1 |
- 787,2 |
Остатки на конец года |
69 153,3 |
58 667,6 |
3 223,5 |
2 436,3 |
Бюджет Фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сбалансирован переходящими остатками средств.
Доходы
Доходы бюджета Фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2025 год в сумме 4 339,3 млрд. рублей, на 2026 год - 4 777,5 млрд. рублей, на 2027 год - 5 161,7 млрд. рублей.
(млн. руб.)
Показатели |
2024 год (утверждено) |
2025 год проект |
2026 год проект |
2027 год проект |
Всего доходов, в том числе: |
3 738 679,4 |
4 339 305,3 |
4 777 489,0 |
5 161 738,4 |
Страховые взносы на ОМС, из них: |
3 213 550,6 |
3 752 319,6 |
4 149 944,7 |
4 505 034,1 |
на ОМС работающего населения |
2 167 987,9 |
2 571 349,3 |
2 845 495,4 |
3 091 594,6 |
на ОМС неработающего населения |
1 021 609,9 |
1 159 054,3 |
1 280 241,8 |
1 387 209,5 |
на ОМС неработающего населения по новым субъектам РФ |
23 952,8 |
21 916,0 |
24 207,5 |
26 230,0 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
486 601,1 |
537 359,2 |
571 331,9 |
596 184,2 |
Налоговые доходы |
32 863,0 |
45 567,3 |
51 987,8 |
56 119,6 |
Прочие неналоговые доходы |
5 664,7 |
4 059,1 |
4 224,6 |
4 400,4 |
По доходам бюджета Фонда отмечается положительная динамика по всем источникам поступлений.
В 2025 году размер страховых взносов на ОМС и налоговых доходов увеличится по сравнению с предыдущим годом на 551,5 млрд. рублей (на 17,0%), в 2026 году - на 404,0 млрд. рублей (на 10,6%), в 2027 году - на 359,2 млрд. рублей (на 8,5%).
Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2025 году 86,5%, в 2026 году - 86,9%, в 2027 году - 87,3 процентов.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2025 год в сумме 3 752,3 млрд. рублей, на 2026 год - 4 149,9 млрд. рублей, на 2027 год - 4 505,0 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Расчет страховых взносов на ОМС работающего населения произведен с учетом положений:
- Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающих продление применения для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2025 - 2026 годы, а также применение централизованными религиозными организациями с 2025 года единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 0,0% - свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", предусматривающих изменение размера страховых взносов на ОМС в совокупном фиксированном размере, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам на период 2025 - 2027 годов.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 18 июля 2024 г. N ЕД-7-1/565@, (далее - Методика ФНС России) исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год в размере 52 291 млрд. рублей, на 2026 год - 57 796 млрд. рублей, на 2027 год - 62 612 млрд. рублей и темпа роста фонда заработной платы в 2025 году - 123,4%, в 2026 году - 110,5%, в 2027 году - 108,3%.
Для расчета использовались данные отчетности Федеральной налоговой службы за 2023 год по форме 8-СВ "О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" и других форм налоговой отчетности.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2025 год в сумме 2 571,3 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 403,4 млрд. рублей или на 18,6%, на 2026 год - 2 845,5 млрд. рублей, (прирост 274,2 млрд. рублей, 10,7%) на 2027 год - 3 091,6 млрд. рублей (прирост 246,1 млрд. рублей, 8,6%).
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2025 - 2027 годах рассчитан в пределах установленной единой предельной величины базы по тарифу 5,5%, свыше установленной единой предельной величины базы - 2,8%. По указанным плательщикам планируется поступление страховых взносов на ОМС в пределах установленной единой предельной величины базы в сумме в 2025 году - 2 138,5 млрд. рублей, в 2026 году - 2 363,7 млрд. рублей, в 2027 году - 2 568,0 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы в 2025 году - 153,5 млрд. рублей, в 2026 году - 169,7 млрд. рублей, в 2027 году - 184,1 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах единые пониженные тарифы, планируется в пределах установленной единой предельной величины базы в 2025 году в сумме 193,2 млрд. рублей, в 2026 году - 213,5 млрд. рублей, в 2027 году - 229,5 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы - в 2025 году - 24,0 млрд. рублей, в 2026 году - 26,5 млрд. рублей, в 2027 году - 28,8 млрд. рублей.
В соответствии с планируемыми изменениями в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающими применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, организаций, получивших статус участника проекта "Сколково" либо участников проекта об инновационных научно-технологических центрах, а также плательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной 1,5 размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, объем поступления страховых взносов увеличится в 2025 году на 33,4 млрд. рублей, в 2026 году - на 36,9 млрд. рублей, в 2027 году - на 40 млрд. рублей.
Кроме того, поступления страховых взносов на ОМС, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, скорректированы на досрочную уплату в декабре каждого года по сроку январь в 2025 году на (-)18,7 млрд. рублей, в 2026 году - на (-)16,6 млрд. рублей, в 2027 году - на (-)14,5 млрд. рублей.
Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2025 - 2027 годах рассчитан по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам объем планируемых страховых взносов в 2025 году оценивается в сумме 13,4 млрд. рублей, в 2026 году - 14,9 млрд. рублей, в 2027 году - 16,1 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от основной категории плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из их среднегодовой численности за 2023 год (3,7 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы, совокупного фиксированного размера страхового взноса 53 658 рублей за расчетный период 2025 года, 57 390 рублей за расчетный период 2026 года, 61 154 рублей за расчетный период 2027 года и норматива отчисления в Фонд - 19,8922%.
Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории плательщиков планируются в 2025 году в сумме 33,4 млрд. рублей, в 2026 году - 36,3 млрд. рублей, в 2027 году - 39,1 млрд. рублей.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2024 г. в количестве 79 931,5 тыс. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, включающем региональные сегменты, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На 2025 - 2027 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в следующих объемах: на 2025 год в сумме 1 159,1 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 137,4 млрд. рублей или на 13,5%, на 2026 год - 1 280,2 млрд. рублей (прирост 121,2 млрд. рублей, 10,5%), на 2027 год - 1 387,2 млрд. рублей (прирост 107,0 млрд. рублей, 8,4%) с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,712, 1,891, 2,049).
Кроме того, страховые взносы на ОМС неработающего населения по новым субъектам Российской Федерации предусмотрены на 2025 год в размере 21,9 млрд. рублей, на 2026 год - 24,2 млрд. рублей, на 2027 год - 26,2 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
В бюджете Фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2025 год в размере 537,4 млрд. рублей, на 2026 год - 571,3 млрд. рублей, на 2027 год - 596,2 млрд. рублей, распределение которых характеризуется следующими данными:
(млн. руб.)
Показатели |
2024 год (утверждено) |
2025 год проект |
2026 год проект |
2027 год проект |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего, в том числе: |
486 601,1 |
537 359,2 |
571 331,9 |
596 184,2 |
на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов |
198 158,7 |
238 971,2 |
264 128,3 |
280 414,1 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
на обеспечение нестраховых расходов (высокотехнологичная медицинская помощь вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) |
138 442,4 |
148 005,2 |
156 402,5 |
164 540,0 |
на проведение медицинской реабилитации |
10 000,0 |
10 382,9 |
10 801,1 |
11 230,1 |
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджета Фонда в 2025 году занимает 12,4%, в 2026 году - 12,0%, в 2027 году - 11,6 процента.
Расчет компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов на ОМС работающего населения произведен в соответствии с нормами статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" по данным отчетности Федеральной налоговой службы по форме N 8-СВ о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2023 год по категориям плательщиков, для которых установлены единые пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объем межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология" соответствуют показателям федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".
Межбюджетные трансферты на обеспечение нестраховых расходов в части высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, определены исходя из планируемых объемов и стоимости медицинской помощи в разрезе профилей, в части оплаты родового сертификата - исходя из прогноза рождаемости и стоимости родового сертификата.
Межбюджетные трансферты на проведение медицинской реабилитации предусматриваются в бюджете Фонда с 2022 года в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.
Налоговые поступления
Объем поступлений налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход, а также задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам планируется на 2025 год в сумме 45,6 млрд. рублей, на 2026 год - 52,0 млрд. рублей, на 2027 год - 56,1 млрд. рублей, объем которых подтвержден главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой.
Основная доля в налоговых поступлениях приходится на налог на профессиональный доход. Объем поступлений налога на профессиональный доход увеличится с приростом к предыдущему году в 2025 году на 11,4 млрд. рублей, в 2026 году - на 6,4 млрд. рублей, в 2027 году - на 4,1 млрд. рублей, что обусловлено значительным ростом показателя прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, характеризующего динамику прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета.
Прочие неналоговые поступления
Объем доходов бюджета Фонда от прочих неналоговых поступлений, которые не имеют системного (регулярного) характера, рассчитан в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, администрируемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Фонда от 18 января 2022 г. N 7а (с изменениями от 29 января 2024 г. N 19), и планируется на 2025 год в сумме 4,1 млрд. рублей, на 2026 год - 4,2 млрд. рублей, на 2027 год - 4,4 млрд. рублей.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов обеспечивают цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, определенные Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", отдельных показателей национального проекта "Продолжительная и активная жизнь" и входящих в него федеральных проектов, комплексов процессных мероприятий, федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2025 год в сумме 4 475,9 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 590,1 млрд. рублей или на 15,2%, на 2026 год - 4 832,9 млрд. рублей (прирост 357,0 млрд. рублей, 8,0%), на 2027 год - 5 162,5 млрд. рублей (прирост 329,6 млрд. рублей, 6,8%).
Распределение расходов по отдельным направлениям характеризуется следующими данными:
(млн. руб.)
Показатели |
2024 год (утверждено) |
2025 год проект |
2026 год проект |
2027 год проект |
Всего расходов, из них: |
3 885 765,0 |
4 475 923,1 |
4 832 933,1 |
5 162 525,6 |
Субвенция на финансовое обеспечение базовой программы ОМС |
3 120 181,0 |
3 639 723,8 |
3 925 113,5 |
4 193 547,9 |
Средства ФГУ на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС |
213 713,7 |
250 867,2 |
270 296,9 |
288 572,1 |
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
131 318,6 |
141 231,5 |
149 734,8 |
157 901,0 |
Средства, передаваемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (родовой сертификат) |
12 581,1 |
12 231,0 |
12 125,0 |
12 096,3 |
Нормированный страховой запас |
257 574,7 |
425 505,6 |
470 016,4 |
504 695,5 |
Межбюджетный трансферт, передаваемый федеральному бюджету от поступления страховых взносов, срок уплаты которых был продлен на 12 месяцев |
148 210,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Информационные технологии (создание цифровых сервисов ГИС ОМС) |
0,0 |
3 240,2 |
3 240,2 |
3 240,2 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда |
2 185,4 |
3 123,8 |
2 406,3 |
2 472,6 |
Основной статьей расходов бюджета Фонда является субвенция, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется в бюджеты территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 80 процентов.
В бюджете Фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации на 2025 год в размере 3 639,7 млрд. рублей, на 2026 год - 3 925,1 млрд. рублей, на 2027 год - 4 193,5 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2025 году составит 519,5 млрд. рублей, или 16,7%, в 2026 году - 285,4 млрд. рублей (7,8%), в 2027 году - 268,4 млрд. рублей (6,8%).
На 2025 год в приложении 4 к законопроекту предусматривается распределение субвенций по субъектам Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по Методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе данных о численности застрахованных лиц на 1 января 2024 года, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС, а также коэффициента доступности медицинской помощи.
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2025 год в размере 21 080,3 рублей, на 2026 год - 22 733,2 рублей, на 2027 год - 24 287,9 рублей, который предусмотрен в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Указанные размеры подушевого норматива рассчитаны исходя из нормативов объемов медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС, в расчете на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, запланированных в проекте названной Программы и сформированных в том числе с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 26 августа 2024 г.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Размер субвенции обеспечивает:
- сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 с учетом доли средств ОМС в фонде оплаты врачей и среднего медицинского персонала - 83,0%;
- увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала на индекс потребительских цен с 1 октября;
- увеличение остальных расходов медицинских организаций, работающих в сфере ОМС, на индекс потребительских цен с 1 января;
- финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
- мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, в том числе перенесших COVID-19, во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. На указанные цели в субвенции предусматривается на 2025 год - 10,4 млрд. рублей, на 2026 год - 10,8 млрд. рублей и на 2027 год - 11,2 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются целевые средства с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации от 26 августа 2024 г. на 2025 год в сумме 141,2 млрд. рублей, на 2026 год - 149,7 млрд. рублей, на 2027 год - 157,9 млрд. рублей.
На финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями, запланировано на 2025 год 250,9 млрд. рублей, на 2026 год - 270,3 млрд. рублей, на 2027 год - 288,6 млрд. рублей. Указанное решение позволит повысить доступность указанной медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания, доведя ее объем до 60% от общего объема оказываемой специализированной медицинской помощи согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.
Объем бюджетных ассигнований на вышеуказанные расходные обязательства определен по Методике планирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, и частными медицинскими организациями, а также предоставление застрахованным по ОМС лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС, утвержденной приказом Фонда от 20 февраля 2023 г. N 22.
В рамках демографической политики в 2025 - 2027 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2025 году - 12,2 млрд. рублей, в 2026 году - 12,1 млрд. рублей, в 2027 году - 12,1 млрд. рублей с учетом прогнозируемого уровня рождаемости.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2025 год в сумме 425,5 млрд. рублей, на 2026 год - 470,0 млрд. рублей, 2027 год - 504,7 млрд. рублей.
Указанные средства будут направляться:
- на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадрового дефицита;
- на выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения;
- на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования;
- на финансовое обеспечение расходов по оказанию медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации в том числе на следующие основные цели:
1. Предоставление дополнительных трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС в связи с необходимостью применения с 1 января 2025 клинических рекомендаций, в случае недостаточности средств субвенции на реализацию территориальных программ ОМС.
2. Предоставление целевых трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС на оказание дополнительных объемов медицинской помощи, связанных с увеличением ожидаемой продолжительности жизни, повышением качества жизни и активным долголетием, дорогостоящих органосберегающих, а также инновационных методов лечения, оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, а также для оплаты дополнительных объемов медицинской помощи, при реализации мероприятий Национального проекта "Продолжительная и активная жизнь", включая инфраструктурные мероприятия.
3. Предоставление в течение 2025 года дополнительных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, в которых фактический темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности превышает среднероссийский показатель, используемый для расчета подушевого норматива, используемого при расчете субвенции на реализацию территориальных программ ОМС.
4. Дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС, в том числе в части межтерриториальных расчетов в регионах, в которых введены особые режимы готовности и реагирования.
5. Использование средств нормированного страхового запаса в случае снижения объема доходов бюджета Федерального фонда при изменении макроэкономической ситуации.
В рамках федерального проекта "Национальная цифровая платформа "Здоровье" в бюджете Федерального фонда на 2025 - 2027 годы предусмотрено 3,2 млрд. рублей ежегодно для развития ГИС ОМС.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2025 год в размере 3,1 млрд. рублей, на 2026 год - 2,4 млрд. рублей, на 2027 год - 2,5 млрд. рублей. Расходы на указанные цели в 2025 году составят 0,07 процента от общих расходов бюджета Фонда, в 2026 и в 2027 году - по 0,05 процента.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов от 26 августа 2024 года.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2025 год в сумме 4 339,3 млрд. рублей, на 2026 год - 4 777,5 млрд. рублей, на 2027 год - 5 161,7 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены:
- на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: в 2025 - 2027 годах по 140,0 млрд. рублей ежегодно;
- на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2025 год - 148,0 млрд. рублей, на 2026 год - 156,4 млрд. рублей, на 2027 год - 164,5 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением отдельным плательщикам страховых взносов пониженных тарифов: в 2025 году - 239,0 млрд. рублей, в 2026 году - 264,1 млрд. рублей, в 2027 году - 280,4 млрд. рублей;
- на проведение медицинской реабилитации: в 2025 году - 10,4 млрд. рублей, в 2026 году - 10,8 млрд. рублей, в 2027 году - 11,2 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2025 год в сумме 4 475,9 млрд. рублей, на 2026 год - 4 832,9 млрд. рублей, на 2027 год - 5 162,5 млрд. рублей.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению базовой программы ОМС в бюджете Фонда предусмотрена субвенция в бюджеты территориальных фондов ОМС: на 2025 год - 3 639,7 млрд. рублей, на 2026 год - 3 925,1 млрд. рублей, на 2027 год - 4 193,5 млрд. рублей.
На предоставление средств федеральным медицинским организациям на оказание медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусмотрено на 2025 год - 250,9 млрд. рублей, на 2026 год - 270,3 млрд. рублей, на 2027 год - 288,6 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, планируется направить из бюджета Фонда в 2025 году - 141,2 млрд. рублей, в 2026 году -149,7 млрд. рублей, в 2027 году - 157,9 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2025 год в сумме 12,2 млрд. рублей, на 2026 год - 12,1 млрд. рублей, на 2027 год - 12,1 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2025 год в сумме 425,5 млрд. рублей, на 2026 год - 470,0 млрд. рублей, 2027 год - 504,7 млрд. рублей.
В рамках федерального проекта "Национальная цифровая платформа "Здоровье" в бюджете Федерального фонда на 2025 - 2027 годы предусмотрено 3,2 млрд. рублей ежегодно для развития ГИС ОМС.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2025 год в сумме 3,1 млрд. рублей, на 2026 год - 2,4 млрд. рублей, 2027 год - 2,5 млрд. рублей.
Бюджет Фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" потребует внесения изменений в:
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1910 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала" (срок принятия - 31 декабря 2024 г., ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минздрав России);
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1940 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения" (срок принятия - 31 декабря 2024 г., ответственный федеральный орган исполнительной власти - Минздрав России).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". |
Законопроектом предусматривается: - продление периода предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения. |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" |
Статья 1 законопроекта |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". |
Уточнение сроков реализации отдельных положений статьи 5 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", введение нормы о порядке расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также введение нормы об определении размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для новых субъектов Российской Федерации с определением источника их финансового обеспечения и о финансовом обеспечении оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.