1. Предусмотрена ли ответственность заказчика в рамках исполнения контракта с обязательной электронной приемкой (заключенного по результатам проведения электронного аукциона), если фактически промежуточная приемка на одном этапе исполнения контракта производится по товарным накладным, подписанным вручную, на бумажном носителе, без оформления и отражения приемки в ЕИС, а электронное актирование в ЕИС оформляется в конце этапа (15 декабря)?
2. Правомерно ли использовать в течение этапа (года) полученную продукцию по подписанным документам на бумажном носителе без электронного актирования в ЕИС, если оплата за полученную продукцию не производилась, (оплата осуществляется на основании документа, подписанного в ЕИС), и формирование документа о приемке на весь объем продукции производится в конце этапа (15 декабря)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ответственность именно за подписание документов о приемке не в электронном виде, а на бумажном носителе законодательством на настоящий момент не предусмотрена, хотя теоретически оно может повлечь привлечение к ответственности за сопутствующие ему действия.
Товары, принятые покупателем по договору купли-продажи, в том числе поставки для государственных и муниципальных нужд, переходят в его собственность и могут использоваться им по его собственному усмотрению.
Обоснование вывода:
Действительно, Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) с 1 января 2022 года в ст. 94 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, предусматривающие при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в соответствии с п. 5 ч. 11 ст. 24 этого Закона), формирование и направление с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписанных усиленной электронной подписью сторон (ч. 13 и ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). В качестве исключения Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда со стороны заказчика документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке, могут быть подписаны без использования усиленных электронных подписей и ЕИС, на бумажном носителе, - если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика (подп. "а" и "б" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, заказчик с учетом требований п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при проведении после 1 января 2022 года закупок в электронной форме (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в соответствии с п. 5 ч. 11 ст. 24 этого Закона) обязан включать в проект контракта условия о приемке товаров, работ, услуг и о ее оформлении, соответствующие правилам, установленным ч. 13 и ч. 14 Закона N 44-ФЗ. Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 03.11.2021 N 24-06-07/89252.
Общий порядок осуществления электронного актирования в ЕИС установлен ч. 13, ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ и заключается в том, что стороны подписывают структурированный документ о приемке, сформированный с использованием ЕИС, который должен содержать сведения, указанные в п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Указанный документ формирует поставщик (подрядчик, исполнитель, далее - контрагент), а заказчик подписывает его со своей стороны или направляет контрагенту мотивированный отказ. При этом, как следует из п. 2 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, к документу о приемке, предусмотренному п. 1 этой части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. Однако в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке. Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в письме Федерального казначейства от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375, документ о приемке в электронной форме является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства. Принимая во внимание, что такой документ содержит всю необходимую информацию, проверяемую при санкционировании оплаты денежного обязательства получателя средств федерального бюджета, при постановке на учет и санкционировании оплаты денежного обязательства, представление в территориальные органы Федерального казначейства дополнительных документов, подтверждающих исполнение денежного обязательства (счетов, счетов-фактур), с 1 января 2022 года не требуется.
Таким образом, подписание документов о приемке на бумажном носителе не соответствует указаниям Закона 44-ФЗ.
Однако поскольку юридическое значение подписания документов собственноручными подписями представителей сторон первично по отношению к подписанию электронной подписью, которое предусматривается законом специально (пп. 1, 2 ст. 160 ГК РФ), то документы о приемке, подписанные уполномоченными на то представителями сторон, безусловно, будут иметь юридическую силу, каких-либо гражданско-правовых негативных последствий в таком случае не возникнет. Какого-либо отдельного механизма предотвращения принятия к учету и оплаты документов, составленных на бумажных носителях, в то время как приемка должна осуществляться в электронном виде, не установлено.
Какой-либо публично-правовой, в частности, административно-правовой ответственности за подписание документов о приемке на бумажном носителе законодательством на настоящий момент прямо также не установлено. Безусловно, со стороны контрольных органов возможно нахождение в таких действиях каких-либо элементов, которые можно квалифицировать как состав правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Например, если документы о приемке не незамедлительно направляются в соответствующий орган для включения в реестр контрактов, это может быть квалифицировано как непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, в условиях, когда такое направление, представление являются обязательными в соответствии с законодательством, влекущее в силу ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей. Ведь, как следует из требований п. 13 ч. 2, ч. 3, ч. 9 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, документ о приемке, подписанный с использованием ЕИС, а также информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов в день подписания документа о приемке. Однако такая квалификация может представляться небесспорной, поскольку в приведенных нормах говорится о направлении информации именно после подписания акта приемки с использованием ЕИС, к которому, как следует из вышеприведенной п. 2 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. Следовательно, контрагент вправе, хотя и не обязан при формировании документа о приемке в ЕИС прикрепить к нему иные неструктурированные юридически значимые документы о приемке товаров, работ, услуг по форме, предусмотренной условиями контрактов, и подписать их электронной подписью. Информация, отраженная в таких документах, естественно, будет отражена в направлена в реестр контрактов одновременно с документов о приемке, оформленным с использованием ЕИС.
В настоящее время правоприменительной практики по данному вопросу пока еще не сложилось.
Во избежание вопросов со стороны контрольных органов может представляться целесообразным оформление всех документов о приемке в электронном виде. Как разъяснило Федеральное казначейство в письме от 08.02.2022 N 14-0005/2543, в отдельных случаях (например, в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на основании заявок заказчика, при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитов и в иных аналогичных случаях) возможно формирование и подписание в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Технические ограничения по формированию в ЕИС нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, а также размещение сведений об исполнении контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками в ЕИС, отсутствуют.
Таким образом, заказчик вправе принимать частичное исполнение обязательств по этапу досрочно, в том числе ежедневно, оформляя соответствующие документы.
Что касается возможности использования товаров, приемка которых была оформлена не в электронном виде, то можем ещё раз обратить внимание на то, что юридическое значение подписания документов собственноручными подписями представителей сторон первично по отношению к подписанию электронной подписью, которое предусматривается законом специально (пп. 1, 2 ст. 160 ГК РФ), то документы о приемке, подписанные уполномоченными на то представителями сторон, безусловно, будут иметь юридическую силу. Заказчик вправе принимать исполнение, предусмотренное контрактом, по частям до наступления срока исполнения контракта или этапа контракта, что подтверждается, в частности, вышеприведенным письмом Федерального казначейства от 08.02.2022 N 14-0005/2543 (подробнее этот вопрос рассмотрен в следующем материале: Вопрос: Вправе ли заказчик по Закону N 44-ФЗ принимать результаты работ по контракту, не предусматривающему этапов, по частям и обязан ли он при этом их оплачивать? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.)).
При этом по общему правилу, предусмотренному ст. 223 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором или законом, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а в отношении имущества, отчуждение которого подлежит государственной регистрации, - с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В свою очередь, момент исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется в соответствии с положениями пп. 1 и 2 ст. 458 ГК РФ. С учетом этих норм, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара и не предусмотрено иное, право собственности на товар переходит к покупателю с момента вручения товара покупателю или указанному им лицу. Как правило, этим моментом признается указанная в товаросопроводительном документе дата его подписания покупателем (постановления АС Дальневосточного округа от 13.04.2015 N Ф03-810/15, Пятого ААС от 05.04.2016 N 05АП-1014/16, Пятнадцатого ААС от 28.02.2016 N 15АП-18588/15). Данные нормы применяются и к таким видам договора купли-продажи, как поставка и поставка для государственных или муниципальных нужд (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Таким образом, поскольку право собственности состоит в праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, заказчик вправе распоряжаться продукцией, поставляемой по контракту, любым образом, в том числе дарить, с момента приемки, если иное не предусмотрено контрактом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
13 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"