Статья 220. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
1. Комментируемую статью необходимо применять как специальную норму, устанавливающую порядок проведения медицинских осмотров работников, во взаимосвязи с требованиями ст. 214 ТК, возлагающей обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателя.
1.1. Исходя из анализа ч. 1 комментируемой статьи следует, что прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров подлежат работники, занятые на работах с вредными и(или) опасными условиями труда.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда, при которых "уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда" считаются вредными.
К опасным относятся такие условия, при которых "на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности".
Вместе с тем для определения категорий работников, подлежащих прохождению обязательных медосмотров по ч. 1 ст. 220 ТК, необходимо руководствоваться и информацией о наличии травмирующих опасных факторов (работ), которые могут привести к травмированию работников или иных лиц. К таким факторам относятся, к примеру, воздействие движущихся, разлетающиеся предметов, работы на высоте, работа в электроустановках.
В ранее действовавших нормах, устанавливающих в соответствии со ст. 213 ТК порядок прохождения обязательных медосмотров*(16), и в ныне действующем Порядке проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК, утв. приказом Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н*(17) (далее - действующий Порядок проведения обязательных медосмотров), установлены виды работ, которые вне зависимости от класса условий труда обязывают работодателей направлять лиц, выполняющих данные работы, на обязательные медосмотры. К таким работам относятся, например, работы в качестве крановщика, работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении.
Несмотря на то, что в данной норме однозначно указан контингент, подлежащий прохождению медосмотров, на практике иногда надзорными органами и судами принимаются решения, противоречащие смыслу нормы.
Пример: областным судом рассматривалась жалоба защитника ПАО "Т Плюс" К. на решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга по делу об административном правонарушении.
Постановлением инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области ПАО было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП за допуск до работы машиниста насосных установок 4 разряда на производственной площадке Ново-Свердловская ТЭЦ филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" без проведения обязательного периодического медосмотра.
Суд первой инстанции в основном с позицией надзорного органа согласился, изменив только сумму штрафа.
При обжаловании решения суда первой инстанции защитник ПАО К. ссылалась на то, что условия труда на рабочем месте машиниста насосных установок 4 разряда отнесены к классу 2, концентрация выявленных на рабочем месте химических веществ ниже допустимой, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность по направлению работника для прохождения обязательного периодического медицинского осмотра.
Суды сочли доводы защиты ПАО несостоятельными. По мнению судов, работодатель обязан направлять работника на периодические медицинские осмотры, так как карта специальной оценки условий труда содержит указание на наличие на рабочем месте химического вредного/опасного производственного фактора. При этом установленный класс условий труда 2 (допустимые условия труда) не влияет на принятие решения о необходимости прохождения обязательных медосмотров.
Суды посчитали, что для установления необходимости прохождения обязательных медосмотров достаточно факта совпадения наименования вредного фактора воздействующего на работника, с факторами, указанными в действующем на тот момент перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (см. Приложение N 1 к приказу Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. N 302н*(18)), вне зависимости от уровня их концентрации (решение Свердловского областного суда от 17 мая 2019 г. по делу N 72-568/2019).
Из анализа цели обязательных медосмотров работников, занятых во вредных условиях труда, можно сделать вывод, что при наличии класса условий труда 2 и отсутствии опасных работ, указанных в Приложениях к действующему Порядку проведения обязательных медосмотров и совместному приказу Минтруда и Минздрава N 988/1420н от 31 декабря 2020 г., нет необходимости направлять работников на обязательные медицинские осмотры, так как при классе 2 в соответствии со ст. 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда" воздействие вредных факторов не провоцирует развитие профессиональных заболеваний.
В то же время позиция надзорных органов отличается от вышеуказанной - см., например, решение Свердловского областного суда от 17 мая 2019 г. по делу N 72-568/2019.
При этом имеются отдельные региональные нормативные правовые акты, прямо устанавливающие необходимость включения в списки лиц, подлежащих прохождению обязательных медосмотров вне зависимости от класса условий труда по имеющимся на рабочих местах факторам. Например, приказ Минздрава Свердловской области от 31 марта 2021 г. N 633-п "О совершенствовании системы организации и проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников Свердловской области" устанавливает, что к включению в списки лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, относятся работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в приказе Минтруда и Минздрава N 988/1420н от 31 декабря 2020 г., независимо от фактического уровня воздействия факторов.
1.2. Помимо работников, занятых на работах с вредными условиями труда, прохождению обязательных медосмотров подлежат лица, связанные с движением транспорта. Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемой норме речь идет не только о лицах, управляющих транспортом, но также и о руководителях транспортных структурных подразделений, лицах, связанных с ремонтом транспортных средств, выпуском транспорта в рейс, в том числе механиках, диспетчерах.
1.3. Часть 1 развивает также норму ст. 69 ТК об организации обязательных медосмотров несовершеннолетних, которые обязательно при приеме на работу должны проходить предварительные медосмотры, а в последующем периодические медосмотры - ежегодно, несмотря на периодичность, установленную Приложением к приказу Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н.
В правоприменительной практике часто выявляются нарушения по организации обязательных медосмотров несовершеннолетних, привлекаемых к труду в детских трудовых лагерях в каникулярный период. Работодатели и представители органов местного самоуправления ошибочно ограничиваются получением от несовершеннолетних справки по форме 086/у, утв. приказом Минздрава от 15 декабря 2014 г. N 834н, которая используется для поступления в колледж или ВУЗ. Данная справка необходима для допуска учащихся к процессу обучения и не свидетельствует о пригодности несовершеннолетних к трудовой деятельности по определенным трудовым функциям, как правило по профессиям "уборщик служебных помещений" и "подсобный рабочий".
Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден приказом Минздрава от 10 августа 2017 г. N 514н. Данный порядок не учитывает специфики условий труда на рабочем месте, на которое принимается несовершеннолетний. Эти особенности отражаются в материалах оценки условий труда и профессиональных рисков на рабочем месте, обусловленных выполняемыми работами.
В то же время судебная практика допускает использование справок по форме N 086/у при трудоустройстве несовершеннолетних, что по сути противоречит цели предварительных медосмотров - определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе (см. решение Ленинского районного суда города Перми от 01 декабря 2021 г. по делу N 12-1763/2021).
1.4. Лица, подлежащие прохождению периодических медосмотров в зависимости от обстоятельств, могут направляться на внеочередные медосмотры. В отличие от ранее действующего порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. N 302н, действующий Порядок, утв. приказом Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н, устанавливает, что, помимо медицинских рекомендаций, основанием для внеочередного медосмотра может служить и временная нетрудоспособность работника вне зависимости от частоты его пребывания на больничном листе, в том числе и единичный случай.
Объем внеочередного медосмотра должен строиться на основании утвержденного работодателем списка лиц, подлежащих периодическим медосмотрам, в котором указываются факторы, воздействующие на работника, определяется объем медицинских исследований и состав специалистов. При этом оплата внеочередных медосмотров должна осуществляться работодателем.
2. Часть 2 определяет вторую группу лиц, подлежащих прохождению обязательных медосмотров, так называемую группу социального риска.
В данную группу входят те категории работников, состояние здоровья которых в силу специфики трудовой деятельности может повлечь массовое заражение окружающего населения. Это работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли, водообеспечения, медицинских и детских учреждений. Как правило, проведение обязательных медосмотров работников данных организаций проводится в том же порядке, что и работников, занятых на работах с вредными (опасными) условиями труда, но объем исследований и круг специалистов расширяется. В перечень дополнительных исследований включаются исследование крови на сифилис, мазки на гонорею, на носительство кишечных инфекций, исследования на гельминтозы и др.
В ранее действующем Порядке прохождения медосмотров, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. N 302н, в перечень организаций социального риска включались социальные приюты и дома престарелых; действующий Порядок проведения обязательных медосмотров, утв. приказом Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н, исключил эти категории организаций из основания для прохождения медосмотров.
Отметим, что новый Порядок проведения обязательных медосмотров вводит особые требования к оформлению списка работников, подлежащих периодическим медосмотрам, в организациях группы социального риска - он должен после утверждения работодателем в течение 10 рабочих дней направляться для учета в территориальное подразделение Роспотребнадзора. Иные организации направлять списки в Роспотребнадзор формально не должны, но на практике большинство организаций это делает.
Требование о необходимости прохождения предварительных и периодических медосмотров работников, связанных с обработкой и обращением с пищевыми продуктами, помимо трудового законодательства, устанавливается и специальной нормой, определенной ч. 1 ст. 23 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
С учетом распространения на организации группы социального риска санитарного и трудового законодательства работники этих организаций должны иметь не только заключения, оформляемые в соответствии с действующим Порядком прохождения обязательных медосмотров, утв. приказом Минздрава от 28 января 2021 г. 29н, но и медицинские книжки, установленные ст. 34 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте". Нарушение работодателем данной нормы влечет административную ответственность.
Пример: работодатель, осуществляющий деятельность в сфере розничной торговли прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, принял на работу в качестве продавца-консультанта сотрудника Р. без направления на предварительный медосмотр и получения положительного заключения по результатам медосмотра.
После проведенной внеплановой документарной проверки Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Волгоградской области работодатель был привлечен за данное нарушение к административной ответственности.
Работодатель обосновывал свои действия тем, что при трудоустройстве Р. "была предъявлена трудовая книжка с уже пройденным медицинским осмотром, а с заявлением о возмещении его стоимости указанное лицо к работодателю не обращалось".
Верховный суд РФ счел доводы работодателя несостоятельными, решения нижестоящих судов оставлены в силе, акты Главного государственного инспектора труда признаны законными (постановление Верховного Суда РФ от 07 апреля 2021 г. N 16-АД21-3).
3. Часть 3 устанавливает требование о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, а также медицинских осмотров в течение рабочего дня или смены либо перед выполнением отдельных видов работ.
Учитывая особенности и специфику работ, выполняемых в особо опасных условиях, либо работ с повышенной опасностью, подземных работ, управления транспортом, комментируемой частью вводятся специальные виды медосмотров с учетом повышенных требований к состоянию здоровья работников.
Помимо данной нормы, ТК в ст. 330.3 содержит специальные нормы, определяющие требования к предсменным и послесменным медицинским осмотрам работников, занятых на подземных работах.
Ответственность за организацию и проведение обязательных медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) либо по окончанию рабочей смены ложится на работодателя. Установить текущее состояние здоровья работников на предмет наличия состояния артериального давления, алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения является его обязанностью, и отказаться от прохождения обязательных медицинских осмотров работник не имеет права.
С учетом негативной ситуации с производственным травматизмом в угледобывающей промышленности разработан Порядок проведения обязательных медицинских осмотров до рабочей смены, медицинских осмотров в течение рабочей смены (при необходимости) и медицинских осмотров после рабочей смены (при необходимости) работников, занятых на подземных работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), в том числе с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, а также Перечень включаемых в них исследований, утв. приказом Минздрава от 11 февраля 2022 г. N 75н.
Новеллой в данном порядке является возможность использования работодателем технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.
Цель данных исследований - определение в организме человека различных психотропных веществ наркотических средств и их метаболитов.
Помимо химико-токсикологических исследований, обязательно каждый день (каждую смену) должны проводиться осмотры, которые включают в себя опрос работника на предмет наличия жалоб, осмотр кожных покровов, слизистых поверхностей работника на наличие признаков алкогольного опьянения, исследование температуры тела, артериального давления, пульса, исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
Если выявляются признаки алкогольного опьянения или результат исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя является отрицательным, то должно проводиться исследование на наличие психоактивных веществ в моче работника.
При выявлении медперсоналом признаков опьянения работника об этом незамедлительно уведомляется представитель работодателя. Если же у работников выявляется отклонение от нормы или изменение артериального давления, то медработником должны предприниматься повторные попытки проведения исследования (не более 2 раз с интервалом не менее 5 мин) по результатам прохождения внутрисменных или после смены медицинских осмотров.
Медицинский работник должен вынести свое заключение, в котором в качестве выводов могут быть:
- наличие признаков воздействия опасных факторов или признаков состояния здоровья (в том числе опьянения), препятствующих работе;
- отсутствие признаков воздействия опасных факторов или признаков состояния здоровья (в том числе опьянения), препятствующих работе.
Результаты медосвидетельствования должны фиксироваться под роспись работника в соответствующем журнале, который должен быть надлежащим образом оформлен (пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации).
Если работник отказывается подписываться под результатами записей, в этом случае медицинский работник делает соответствующую отметку о том, что работник отказался ознакамливаться с результатами данной записи.
При выявлении противопоказаний к работе медицинский работник должен оформить справку о выявление состояний или заболеваний, которые препятствуют допуску работника к работе.
Работодатель в случае выявления у работника признаков состояния опьянения должен выдать последнему направление на медицинское освидетельствование в соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утв. приказом Минздрава от 18 декабря 2015 г. N 933н.
Еще одна категория, которая подпадает под регулирование ч. 3 комментируемой статьи, - это лица, управляющие транспортом. В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" водители наряду с предварительными и периодическими медосмотрами должны проходить предрейсовые медосмотры, а если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, то и послерейсовые медосмотры. Исключением является категория водителей автомобилей экстренных оперативных служб.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава от 15 декабря 2014 г. N 835н.
Исходя из анализа данного приказа следует, что цели предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, направленные на выявление состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, обусловленных воздействием вредных факторов, алкогольным, наркотическим или иным токсическим опьянением, практически совпадают с целями, которые поставлены перед проведением предсменных, послесменных медицинских осмотров.
Отличительной особенностью в регистрации данных осмотров является оформление путевого листа, в котором обязательно должна быть сделана отметка медицинским работником о прохождении водителем предрейсового медосмотра. Запись должна содержать сведения о допуске водителя к управлению автомобилем, прохождении послерейсового медосмотра, дату и время проведения предрейсового / послерейсового медицинского осмотра. Данные записи заверяются медицинским работником, проводившим осмотр, с указанием фамилии и инициалов. За нарушение данной нормы следует административное наказание.
Пример: водитель Г. привлечен государственным инспектором Западно-Уральского МУГАДН отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к административной ответственности за перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, установленных приказом Минздрава от 15 декабря 2014 г. N 835н.
Нарушение выразилось в том, что в путевом листе отсутствует подпись врача, проводившего предрейсовый медицинский осмотр водителя. Водитель действия государственного инспектора обжаловал во всех судебных инстанциях.
Верховный Суд РФ признал действия государственного инспектора законными, решения нижестоящих судов оставлены без изменения (постановление Верховного Суда РФ от 18 ноября 2021 г. N 44-АД21-17-К7).
Учитывая то, что причиной несчастных случаев в результате ДТП часто являются проблемы, связанные с соблюдением режимов труда и отдыха, исправностью транспортных средств и состоянием здоровья водителей, должностным лицам организаций, ответственным за безопасность дорожного движения и за охрану труда в транспортных подразделениях, следует проверять правильность оформления путевых листов, своевременную сдачу и возвращение путевых листов, в том числе предрейсовых (послерейсовых) медосмотров.
В Письме Минтранса от 08 апреля 2019 г. N ДЗ-531-ПГ разъясняется, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед рейсом, если длительность рейса более 1 дня, либо перед первым рейсом, если их несколько в течение рабочего дня. Организация, осуществляющая перевозки, может в рамках договора перевозки согласовать с заказчиком и вопрос организации проведения предрейсового медосмотра перед выездом водителя в обратном направлении из пункта назначения (при наличии организационно-технической возможности).
Нерешенным остается вопрос организации проведения предрейсового медицинского осмотра водителей на случай, если транспортное средство находится в отдалении от медицинской организации. В этом случае работодатели вынуждены нарушать установленные требования по проведению предрейсовых медосмотров, допуская возможность прибытия водителя в медицинскую организацию на закрепленном транспортом средстве до проведения предсменного медицинского осмотра.
Учитывая специфику деятельности железнодорожного транспорта, приказом Минтранса от 12 января 2021 г. N 4 утвержден Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а Перечень профессий работников железнодорожного транспорта, осуществляющих производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, которые проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), утвержден приказом Минтранса от 2 февраля 2021 г. N 26.
Требование о необходимости прохождения предсменных и предрейсовых медицинских осмотров по Перечню, утв. приказом Минтранса от 2 февраля 2021 г. N 26, установлено Правилами по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, утв. приказом Минтруда от 29 декабря 2018 г. N 860н.
4. В соответствии с ч. 4 совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31 декабря 2020 г. N 988/1420н утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры*(19).
По структуре данный Перечень включает в себя группы факторов производственной среды и трудового процесса (химические факторы, физические, биологические, аэрозоли преимущественно андрогенного действия и пыли, тяжесть трудового процесса и напряженность труда), а также работы, при выполнении которых работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В качестве источника информации для определения, имеются ли на рабочем месте вредные факторы, которые попадают в данный Перечень, служат различные локальные документы, а также эксплуатационная документация. К примеру, это результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, испытаний, полученные в рамках контроля надзорной деятельности либо в результате производственно-лабораторного контроля, эксплуатационная технологическая иная документация на машинное оборудование, механизмы, сырье и материалы, которые используется в организации.
Порядок проведения медосмотра не устанавливает приоритетности локальных актов в установлении вредных факторов, определяющих необходимость проведения медосмотров, следовательно, работодатель должен исследовать все источники информации о наличии вредных факторов на рабочих местах и при организации проведения медосмотров учитывать все факторы, выявленные по всем процедурам, характеризующим условия труда.
Любой источник информации, который подтверждает наличие вредного фактора на рабочем месте, служит основанием для включения занятой категории работников в перечень лиц, подлежащих прохождению медосмотров.
Круг работников, подлежащих прохождению обязательных предварительных и периодических медосмотров, довольно широк. К примеру, на рабочих местах офисных работников, использующих ПЭВМ, имеются такие вредные производственные факторы, как "освещенность рабочей поверхности" и "электрическое и магнитное поле промышленной частоты". Преподавательский состав подвержен такому показателю напряженности труда, как "нагрузка на голосовой аппарат". У поваров, подсобных рабочих идентифицируется показатель тяжести труда - "подъем, перемещение, удержание груза вручную".
5. Частью 5 устанавливается разработчик Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров - это Минздрав. Вопреки требованиям Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", на практике выявляется конкуренция норм, регламентирующих требования к прохождению обязательных медосмотров работников, к примеру, между Правилами по охране труда в сельском хозяйстве, утв. приказом Минтруда от 27 октября 2020 г. N 746н, и Порядком прохождения медосмотров.
Правила по охране труда утверждены приказом Минтруда, а действующий Порядок проведения обязательных медосмотров утвержден приказом Минздрава.
Работодателю в данном случае следует руководствоваться требованиями действующего Порядка проведения обязательных медосмотров, а Минтруду необходимо привести Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утв. приказом Минтруда от 27 октября 2020 г. N 746н, в соответствие с требованиями настоящего Кодекса и действующего Порядка проведения обязательных медосмотров.
Анализируя действующий Порядок проведения обязательных медосмотров, следует отметить, что обязанность по организации медицинских осмотров возложена на работодателя, в то же время ответственность за качество проведения медицинских обследований и работы медицинской комиссии лежит на медицинском учреждении.
Соответственно, главной задачей работодателя является правильная организация проведения обязательных медосмотров, назначение ответственных лиц за правильное оформление списков работников, своевременное направление работников на медицинские осмотры, выбор исполнителя, истребование от него заключений и заключительных актов, а медицинская организация должна определить необходимые исследования, компетентных специалистов, выявить противопоказания к работе и выработать для работников и работодателей эффективные рекомендации по результатам медосмотров, закрепленные в заключительном акте.
Наиболее частыми нарушениями в организации проведения медицинских осмотров является отсутствие учета выдачи направлений работникам на прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров со стороны работодателя. Работодатель должен вести журнал или иной документ, в который вносятся сведения о выдаче работнику направления на предварительные или периодический медицинский осмотр, также в данном журнале целесообразно указывать, по какой профессии, виду работы или вследствие воздействия каких факторов работник направляется на медосмотры, сведения о заключении, выданном медицинской организацией по результатам медосмотра.
Действующий Порядок проведения обязательных медосмотров устанавливает, что все работники не позднее чем за 10 дней до начала проведения периодического медицинского осмотра должны быть ознакомлены с календарным планом прохождения медосмотра, что на практике часто не соблюдается.
Работодателем должна вестись локальная документация, которая обеспечивает организованное проведение медицинских осмотров. Отправным документом в проведении как предварительных, так и периодических медосмотров являются списки лиц, подлежащих прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров. В их разработке, как правило, участвуют специалист по охране труда и специалист по работе с персоналом. На основании списка лиц, подлежащих прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров, составляются, как правило, специалистом по работе с персоналом поименные списки лиц, подлежащих прохождению периодических медицинских осмотров, которые затем передаются в медицинскую организацию с целью формирования медицинской комиссии и объема исследований, разработки календарного плана прохождения периодического медосмотра.
Списки лиц, подлежащих прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательно должны направляться в территориальное подразделение Роспотребнадзора для контроля факта организации проведения медосмотров и анализа результатов медосмотра на этапе утверждения заключительного акта периодического медосмотра. В случае отсутствия таких списков в подразделениях Роспотребнадзора результаты медицинского осмотра могут быть поставлены под сомнение со стороны надзорного органа, что служит препятствием в подписании заключительного акта по результатам прохождения периодического медицинского осмотра.
Важным организационно-распорядительным документом является приказ работодателя на проведение медицинского осмотра работников, в котором должны устанавливаться обязанности руководителей структурных подразделений по обеспечению явки подчиненных работников на прохождение медицинского осмотра, обязанности представителей службы охраны труда, действия кадровой службы в случае выявления у работников противопоказаний к работе, действия при неявке работников на медосмотр, требования по предоставлению возможности лицам, отсутствующим по уважительной причине (отпуск, командировка, болезнь), для прохождения медосмотра в резервные сроки.
Действующий Порядок проведения обязательных медосмотров предусматривает возможность учета медицинской организацией, проводящей медосмотр, информации и результатов обследования работника в других медицинских учреждениях, в том числе в участковой больнице либо использование результатов диспансеризации.
Решение о применении результатов диспансеризации либо результатов предыдущего лечения в амбулаторных условиях работника принимает та медицинская организация, которая должна проводить предварительный либо периодический медицинский осмотр.
В целях сокращения расходов на проведение предварительных периодических медицинских осмотров работодатель вправе параллельно организовать прохождение диспансеризации и медицинского осмотра. При этом стоимость услуг может быть уменьшена по решению медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования.
Итоговым документом, свидетельствующим о завершении медосмотра, является заключение, а при периодическом медосмотре еще и заключительный акт. Зачастую многие работодатели не уделяют должного внимания этому документу и трудоустраивают работников, довольствуясь различными справками от врачей и специалистов, что является нарушением требований трудового законодательства и влечет административные санкции для работодателей (см. решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 16 марта 2022 г. по делу N 2-185/2022).
В действующим Порядке предусмотрен новый документ - справка, выдаваемая работнику на случай, если медицинская организация не может выдать окончательное заключение по результатам медицинского осмотра. В этом случае медицинский осмотр считается непройденным, а лицо, проходящее медосмотр, считается не прошедшим медицинский осмотр. При этом проведение экспертизы профессиональной пригодности проводится трудоустраиваемым лицом либо работником самостоятельно в рамках программы государственных гарантий по системе ОМС.
Существенной проблемой в данном случае является продолжительность проведения экспертных обследований узкими специалистами, занимающая порой несколько месяцев, вследствие чего работодатель не может трудоустроить вместо отстраненного работника иное лицо. В этом случае работнику, не допущенному до работы, оплата осуществляется в режиме простоя по не зависящим от воли сторон обстоятельствам.
Важно отметить, что многих работодателей не устраивают объемы исследований и состав комиссии, порождающие высокую оплату медицинских услуг, но действующим Порядком полномочия по регулированию данных вопросов закреплены за медицинской организацией, и работодатель не может вмешиваться в объемы исследований и устанавливать состав комиссии.
С целью организованного проведения медосмотра работодателю необходимо при подготовке и направлении работников на медицинские осмотры формировать справочный материал в виде рекомендаций и памяток для работников, в которых следует указывать, что необходимо работнику иметь с собой при прохождении медосмотра, куда ему необходимо прибыть, какие анализы нужно принести для прохождения медосмотра заблаговременно, к какому времени прибыть и т.п.
Также необходимо напомнить работнику, что при наличии ранее проведенных и пригодных для применения результатов флюорографии либо рентгенографии легких в двух проекциях следует иметь их при себе и передать в медицинскую комиссию, проводящую медосмотр.
Частым нарушением, выявляемым в ходе надзорной практики, является отсутствие заключительных актов у работодателей по истечению установленных сроков. Действующим Порядком установлен срок оформления заключительного акта по результатам проведения периодического медосмотра - 30 дней. Указанный период включает в себя согласование результатов медосмотра с территориальным подразделением Роспотребнадзора и с работодателем.
Причиной данного нарушения является нарушение медучреждением сроков подготовки заключительного акта и отсутствие контроля со стороны работодателя за получением заключительного акта уполномоченным лицом, что порождает несвоевременность принятия решений о допуске работников, имеющих противопоказания к работе, и предъявление претензий со стороны надзорных органов по факту отсутствию документов, подтверждающих исполнение обязанности работодателя по проведению периодического медицинского осмотра.
В целях предупреждения указанного нарушения следует закреплять сроки предоставления заключительных актов в договорах гражданско-правового характера с медицинской организацией.
Помимо несвоевременного получения работодателями заключительных актов, надзорные органы выявляют факты нарушения сроков проведения периодических медицинских осмотров, когда даты утверждения заключительного акта отличаются от даты заключительного акта предыдущего медосмотра более чем на срок, определенный в приложении к действующему Порядку.
Работодателям, у которых есть работники, занятые на рабочих местах с вредными условиями труда, необходимо организовать проведение периодических медицинских осмотров не реже чем раз в 5 лет в центрах профпатологии. При этом указанные работники раз в 5 лет проходят медицинский осмотр в центре профпатологии, остальные периоды раз в год или раз в 2 года медицинский осмотр для этих работников проводится в лечебно-профилактических учреждениях.
В случае установления предварительного диагноза о наличии у работника профессионального заболевания медицинская организация должна предпринять действия, которые установлены Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства от 15 декабря 2000 г. N 967. В случае затруднения установлениям профессиональной пригодности работника медицинской организацией работник может быть направлен в центр профпатологии или иную специализированную медицинскую организацию, которая имеет право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности в соответствии с законодательством РФ.
6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность расширения объема и основание для проведения обязательных медицинских осмотров. Полномочия по установлению расширенных требований предоставляются органам местного самоуправления с учетом мнения территориального подразделения Роспотребнадзора и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Возможность введения расширенного объема может быть обусловлена ситуацией с профессиональной заболеваемостью в рамках градообразующего предприятия, хотя практика показывает, что данная инициатива от органов местного самоуправления, как правило, не возникает.
В то же время следует отметить, что в отдельных сферах деятельности вводятся дополнительные требования по организации проведения медицинских осмотров.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" приказом Минздрава от 20 октября 2020 г. N 1129н утверждены Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Наряду с иными целями проведения исследований на ВИЧ-инфицирование, данные правила применяются при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников отдельных профессий, занятых в организациях и учреждениях, деятельность которых связана с высоким риском заражения ВИЧ-инфекцией.
Перечень отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержден приказом Минтруда от 11 декабря 2020 г. N 885н*(20).
В этот Перечень входят, в частности, работники Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, специализированные подразделения медицинских организаций, стационары хирургического профиля, отделения анестезиологии и реанимации, лаборатории, осуществляющие обследование населения на ВИЧ-инфекцию, научно-исследовательские учреждения и иные организации, которые связаны с изготовлением медицинских иммунобиологических препаратов.
Обязательное медицинское освидетельствование на выявление вируса иммунодефицита человека включает в себя лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции, предварительное и последующее консультирование освидетельствуемого работника по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и выдачу официального документа о наличии либо отсутствии у него ВИЧ-инфекции.
7. Учитывая вспышку отравлений на рабочих местах от наркотических веществ и курительных смесей, в ст. 213 ТК, регулирующую порядок прохождения медосмотров и медицинских освидетельствований с 2015 г., была введена норма о необходимости проведения в отдельных видах деятельности химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (ч. 7 комментируемой статьи).
Данная норма является отсылочной, так как не устанавливает конкретный список работ и видов деятельности, при которых назначаются химико-токсикологическое исследование и психофизиологическое обследование.
Так, приказом Минздрава от 28 июля 2020 г. N 749н "Об утверждении требований к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии, порядка их проведения, перечня медицинских противопоказаний для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии и перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются данные противопоказания, а также формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии" утверждены требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии. Особенностью данного положения является то, что медицинские осмотры указанной категории лиц должны проводиться в медицинских центрах Федерального медико-биологического агентства. Дополнительно к общему порядку в объем медосмотра вводится проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и процедура проведения психофизиологических обследований, которые должны проводить как при приеме на работу, так и периодически во время работы - не реже 1 раза в год.
Помимо проведения психофизиологических обследований в рамках медосмотров, Порядок проведения медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии предусматривает проведение психофизиологических исследований перед началом рабочего дня или смены, результаты которого обязательно должны фиксироваться в журналах регистрации результатов психофизиологического обследования.
Введение дополнительных повышенных требований к персоналу, работающему на объектах атомной энергии, обусловлено требованиями ст. 27 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в которой указано, что одним из обязательных условий получения разрешения на выполнение работ является отсутствие медицинских, в том числе психофизиологических противопоказаний. Эта же статья устанавливает, что лица, претендующие на должности специалистов, выполняющих работы на объектах атомной энергии, обязаны проходить медицинские осмотры с включением в объем исследований химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Кроме рассмотренных выше нормативных правовых актов, необходимость проведения химико-токсикологических исследований предусматривается широким спектром специальных законов. По целям проведения химико-токсикологических исследований законы можно разделить на две группы.
В первую группу законов, регулирующих деятельность, связанную с управлением средствами повышенной опасности, перевозкой грузов и людей, можно отнести: Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ч. 3.1 ст. 28), Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ч. 1 ст. 55), Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 25), Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ч. 4 ст. 52).
Ко второй группе законов, регулирующих деятельность, связанную с обращением различных видов оружия, можно отнести: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 16 ч. 1 ст. 12), Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ч. 4 ст. 12.3), Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (ч. 3 ст. 6), Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ст. 11.1).
8. Проведение обязательных психиатрических освидетельствований обусловлено определенной социальной значимостью сфер деятельности, влияющих на безопасность окружающих. Это работы, связанные с производством продукции, с поставкой, водоснабжением населения, выполнение работ повышенной опасности, где человек может травмироваться либо его действия могут повлечь серьезные последствия, связанные с травмированием, а порой и гибелью большого количества людей (к примеру, управление транспортными средствами).
Часть 6 устанавливает, что порядок прохождения психиатрического освидетельствования должен устанавливаться Минздравом, хотя с 2002 г. до 01 сентября 2022 г. руководящим документом в проведении психиатрических освидетельствований являлись Правила прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, утв. постановлением Правительства от 23 сентября 2002 г. N 695 (далее Правила психосвидетельствования).
С 1 сентября 2022 г. данная коллизия исправлена, и приказом Минздрава от 20 мая 2022 г. N 342н введен в действие новый Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование (далее - новый Порядок психосвидетельствования).
В восприятии должностных лиц, ответственных за организацию медосмотров и допуск работников до работы, иногда происходит смешение понятий о процессах психиатрического освидетельствования и обследования у узких специалистов (врача-психиатра и врача-нарколога) в рамках обязательных предварительных и периодических медосмотров.
В рамках надзорной деятельности выявляется, что лица, подлежащие прохождению психиатрических освидетельствований при трудоустройстве, не проходят психиатрическое освидетельствование, хотя в соответствии с п. 11 действующего Порядка работник должен представить в медицинскую организацию решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (см. решение Кировского районного суда города Иркутска от 01 июня 2022 г. по делу N 2а-2263/2022).
В новом Порядке психосвидетельствования встречно допускается применение результатов ранее проведенных (не позднее 1 года) медосмотров, освидетельствований и диспансеризации, но решение о применении данных результатов принимает комиссия, проводящая текущее освидетельствование.
Учитывая то, что обязательные медосмотры и психиатрическое освидетельствование проводятся за счет средств работодателей, целесообразно заключать рамочные договоры с медицинскими организациями, обладающими полномочиями на проведение как предварительных медосмотров, так и психиатрических освидетельствований. Это позволит сократить время прохождения работником данных процедур и исключить нарушения при трудоустройстве работников, так как работник может представить в медучреждение не надлежащим образом оформленный документ.
В ходе надзорной практики выявляется еще одно существенное нарушение, которое в дальнейшем влечет не только назначение штрафных санкций, но и дополнительные затраты работодателей на исправление ошибок. Речь идет о проведении психиатрических освидетельствований в ненадлежащих медицинских учреждениях, которые не уполномочены на их проведение. Требования к формированию составов комиссий установлены ст. 6 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и п. 4 Правил психосвидетельствования. В Правилах психосвидетельствования указано, что комиссия должна создаваться решением "органа управления здравоохранением" и не уточнено, какого уровня должен быть орган управления здравоохранением, хотя в Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" указано, что это должен быть либо Минздрав либо орган исполнительной власти субъекта РФ. Новый Порядок психосвидетельствования в требованиях к формированию составов комиссий дает отсылку к ст. 6 указанного закона без указания требования к численному и качественному составу комиссий. Из этого следует, что конкретный численный и качественный состав комиссии должен быть установлен распорядительными актами Минздрава или органа исполнительной власти субъекта РФ.
В связи с отсутствием решения о составе комиссий на уровне Минздрава в ряде регионов изданы распорядительные акты, направленные на реализацию ст. 6 указанного закона. К примеру, в Свердловской области приказом Минздрава Свердловской области N 1003-п от 23 мая 2019 г. утвержден Перечень подведомственных медицинских организаций, уполномоченных на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, дана установка главным врачам подведомственных учреждений локальными нормативными актами сформировать и утвердить составы врачебных комиссий для проведения обязательного психиатрического освидетельствования.
Из анализа данного приказа следует, что к проведению психиатрических освидетельствований не допущены коммерческие организации, при том, что у них есть лицензия на осуществление психиатрических освидетельствований. Необходимо понимать, что правом на проведение психиатрических освидетельствований в интересах трудовых отношений обладают не все медицинские учреждения, обладающие лицензией на осуществление медицинской деятельности, в которой отражены работы по психиатрическому освидетельствованию. Дополнительным и важным условием является их соответствие требованиям распорядительных документов Минздрава или органа исполнительной власти субъекта РФ, то есть медицинские учреждения могут обладать лицензией с указанием работ по психиатрическому освидетельствованию не исключительно в целях определения пригодности работников к определенной профессиональной деятельности, но и в иных целях.
К примеру, психиатрические освидетельствования в соответствии со ст. 23 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" проводятся для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Из ст. 15 указанного закона следует, что психиатрические освидетельствования проводятся также для решения вопроса о годности гражданина к службе в качестве военнослужащего. А Порядком проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и Порядком оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утв. приказом Минздрава от 26 ноября 2021 г. N 1104н, регламентировано, что при установлении права владения оружием необходимо также проходить психиатрическое освидетельствование.
К примеру, практика проведения совместных проверок Прокуратуры Свердловской области и Федерации профсоюзов Свердловской области в государственных и муниципальных учреждениях показывает, что работодатели нередко направляют работников в организации, не включенные в список, определенный распорядительным документом органа исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта РФ, что служит основанием для привлечения к ответственности по ч. 1. ст. 5.27.1 КоАП.
Учитывая существовавшие противоречия трудового законодательства и Закона о психиатрической помощи в части добровольности проведения психиатрических освидетельствований, в новом Порядке психосвидетельствования эти противоречия сняты. В нормах Порядка неоднократно указывается на обязательность психиатрических освидетельствований. В редакции до 1 марта 2022 г. ст. 213 ТК Порядок прохождения психиатрических освидетельствований устанавливался Правительством. Действовавшие на тот момент Правила психосвидетельствования в п. 2 регламентировали, что "освидетельствование работника проводится на добровольной основе" со ссылкой на нормы Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Статья 4 указанного закона также устанавливала добровольность обращения за психиатрической помощью.
В то же время ТК в редакции до 01 марта 2022 г. ст. 212 обязывал работодателей направлять на психиатрическое освидетельствование работников, занятых на определенных работах, и не допускать до работы лиц, не прошедших полагающиеся для них психиатрические освидетельствования, что порождало споры между работниками и работодателями. Были случаи, когда работники отказывались проходить психиатрические освидетельствования по направлению работодателя, ссылаясь на добровольность проведения психиатрических освидетельствований (см. определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2020 г. по делу N 88-1207/2020).
Направлению на обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с новым Порядком психосвидетельствования подлежат работники, осуществляющие виды деятельности, прямо указанные в Приложении N 2. Ранее Перечень работ и факторов, которые дают основания для прохождения психиатрической освидетельствования, устанавливался постановлением Правительства от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации закона Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"*(21) и допускался к применению в целях привлечения к административной ответственности лишь до 1 сентября 2022 г.
Рассматривая виды деятельности, при которых работники должны проходить обязательные психиатрические освидетельствования, следует выделить категории лиц, наиболее распространенные и встречающиеся практически в каждой организации, - это лица, управляющие транспортом, и электротехнический персонал.
По отдельным видам деятельности Перечень из Приложения N 2 нового Порядка психосвидетельствования не дает конкретных наименований профессий. К примеру, по виду деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, идет отсылка к Перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утв. постановлением Правительства от 29 декабря 2020 г. N 2349, структура которого включает наименование работ, профессий и должностей автомобильного, городского наземного электрического транспорта, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, метрополитена, гражданской авиации, морского и речного транспорта. Среди профессий и должностей на автомобильном транспорте наиболее часто встречающиеся профессии и должности, включенные в указанный Перечень, - это водитель автомобиля и диспетчер автомобильного транспорта.
В Перечне из Приложения N 2 нового Порядка психосвидетельствования можно обнаружить и новые категории: деятельность по присмотру и уходу за детьми (центры социальной помощи семьи и детям, социально-реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания населения).
Не вошли в новый Перечень такие работы, как работы на высоте и верхолазные работы, работы на токарных и фрезерных станках, работы в системе общественного питания; не упомянуты работники, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами, обслуживающий персонал гостиниц, общежитий и др.
Новый Порядок психосвидетельствования, в отличие от Правил психосвидетельствования, прямо не устанавливает периодичность проведения психиатрических освидетельствований. Только из п. 5 Порядка психосвидетельствования можно предположить, что переосвидетельствования должны проводиться не реже чем 1 раз в 2 года. При этом данным пунктом устанавливается возможность допуска работника без прохождения психиатрического освидетельствования при трудоустройстве, если он имеет положительное заключение психосвидетельствования, проведенного по прежнему месту работы по аналогичному виду деятельности, но не позднее 2 лет. Правила психосвидетельствования устанавливали срок переосвидетельствования раз в 5 лет.
Организация проведения обязательного психиатрического освидетельствования схожа с организацией предварительных медосмотров. Работодатель также должен выдавать работнику направление и учитывать его выдачу под подпись работника. В направлении обязательно должен быть указан вид деятельности, который выполняет работник или который предстоит выполнять работнику, а также сведения о заключениях по результатам предварительных и периодических медосмотров (годен, не годен, наличие противопоказаний по каким-либо факторам).
Решение о пригодности освидетельствуемого к выполнению определенного вида деятельности принимает комиссия (не единолично врач-психиатр) на основании осмотра и консультации врача-психиатра, анализа жалоб и анамнеза в психиатрии и психопатологического обследования.
По результатам работы комиссии освидетельствуемому лицу должно быть выдано заключение, подписанное всеми членами комиссии, в котором обязательно отражены не только выводы (пригоден или не пригоден к деятельности), но и указан вид деятельности, по которой лицо проходило психиатрическое освидетельствование.
Заключение составляется в 3 экземплярах, один из которых направляется работодателю. Ранее по результатам психиатрического освидетельствования заключение выдавалось на руки работнику, а работодателю направлялось сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику, что вносило дополнительные трудности для работодателей по принятию решения о соответствии работника по состоянию здоровья к выполняемым работам.
9. Требование финансирования обязательных медосмотров и психиатрических освидетельствований из средств работодателя устанавливается не только ч. 9 комментируемой статьи, но ч. 16 ст. 214 ТК.
Действующим Порядком проведения обязательных медосмотров и Порядком психосвидетельствования предусмотрена возможность сокращения расходов на проведение медосмотров и психиатрических освидетельствований за счет использования результатов диспансеризации либо результатов обследования работников в иных медицинских учреждениях, но это реализуется по решению медицинской организации, проводящей текущий медосмотр или освидетельствование. При этом в подзаконных нормативных правовых актов дается отсылка на систему электронного обмена информацией между медицинскими организациями. Слабым звеном в электронном обмене информацией является отсутствие единого программного продукта, применяемого всеми медицинскими организациями, как муниципальными и государственными, так и коммерческими.
Помимо этого, действующий Порядок проведения обязательных медосмотров сделал финансовые послабления работодателям, переложив нагрузку на систему обязательного медицинского страхования в случаях установления необходимости дополнительного медицинского обследования при затруднении в оценке результатов осмотра, о чем говорится в п. 14 действующего Порядка проведения обязательных медосмотров.
В отличие от ранее существовавшего пробела в регулировании механизма оплаты обязательных предварительных медицинских осмотров, действующий Порядок проведения обязательных медосмотров устанавливает, что предварительные периодические медицинские осмотры должны оплачиваться на основании договоров, заключаемых работодателем с медицинскими организациями, то есть существовавшая ранее схема, когда работник из своих средств оплачивал предварительный медосмотр, а потом работодатель ему компенсировал уплаченные за медосмотр суммы, сейчас неприемлема. Данное нарушение влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
С целью соблюдения нормы, установленной п. 14 действующего Порядка проведения обязательных медосмотров, работодателю необходимо заключать рамочный договор с медицинской организацией на проведение предварительного медосмотра и направлять трудоустраивающихся лиц на предварительный медосмотр в медицинскую организацию, заключившую рамочный договор. Также при направлении трудоустраивающегося лица на предварительный медосмотр работодателю целесообразно при выдаче направления указывать реквизиты договора с медицинской организацией и медицинскую организацию, куда лицу необходимо прибыть для прохождения медосмотра.
Работник при посещении медицинской организации должен сообщать информацию о своем работодателе и реквизиты договора на предоставление медицинских услуг между работодателем и медицинской организацией.
Медицинская организация, в свою очередь, выставляет работодателю акты выполненных работ с указанием конкретных фамилий работников, которые были направлены работодателям на предварительные медицинские осмотры.
Указанный порядок действий сторон процесса прохождения предварительного медосмотра обеспечит соблюдение обязанности работодателя на оплату медосмотра.
Дополнительным источником финансирования обязательных медицинских осмотров являются средства ФСС, выделяемые работодателям в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда от 14 июля 2021 г. N 467н.
За счет сумм страховых взносов работодатели могут частично профинансировать проведение обязательного периодического медицинского осмотра работников.
Учитывая практику надзорной деятельности, выявляются факты отсутствия надлежащего финансирования расходов на проведение медицинских осмотров. В бюджетах и сметах учреждений отсутствуют соответствующие статьи расходов на предварительные и периодические медосмотры, психиатрические освидетельствования, что порождает нарушения требований комментируемой статьи (см. кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2022 г. N 88а-4112/2022).
Во избежание нарушений трудового законодательства работодателям целесообразно в период формирования бюджетов закладывать в расходы на финансирование медицинских осмотров средства из расчета количества подлежащих прохождению медосмотров работников по утвержденным спискам, стоимости медицинских услуг и средней ротации кадров, подлежащих прохождению предварительных медосмотров.