Статья 211.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда
Кодекс дополнен рассматриваемой статьей с 1 марта 2022 г. ФЗ "О внесении изменений в ТК". В статье перечислены полномочия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.
1. Помимо Правительства, основные полномочия которого перечислены в ст. 211.1 ТК, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими важные полномочия в области охраны труда, являются:
- Минтруд;
- Минздрав;
- Роструд;
- Роспотребнадзор.
Основными функциями министерств являются выработка и реализация государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Ключевая функция федеральных служб - осуществление контрольно-надзорной деятельности (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти").
1.1. Согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 610 (далее - Положение N 610), Минтруд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, в том числе в сфере условий и охраны труда. Более подробно полномочия Минтруда по утверждению нормативных правовых актов в области охраны труда будут рассмотрены ниже.
1.2. Нормативное правовое регулирование в области охраны труда также осуществляет Минздрав. Обращаем внимание, что осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности является одним из важных аспектов деятельности по профилактике в сфере охраны здоровья (п. 5 ст. 12 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Так, согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение N 608), Министерство утверждает:
- порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа (см. приказ Минздрава от 18 февраля 2022 г. N 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа");
- перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (совместно с Минтрудом) (см. приказ Минтруда и Минздрава от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры");
- порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядок выдачи и форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (см. приказ Минздрава от 24 ноября 2021 г. N 1092н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации");
- перечень профессиональных заболеваний (см. приказ Минздрава от 27 апреля 2012 г. N 417н "Об утверждении перечня профессиональных заболеваний");
- порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности и форму медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ (см. приказ Минздрава от 5 мая 2016 г. N 282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ");
- перечень медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (см. приказ Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры");
- перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (см. постановление Правительства от 11 июля 2002 г. N 518 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа");
- перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (пп. 5.2.98, 5.2.56, 5.2.75, 5.2.80, 5.2.81, 5.2.87, 5.2.88, 5.2.90 Положения N 608) (см. постановление Правительства от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок").
1.3. Основной функцией Роструда является контроль за соблюдением трудового законодательства. Так, согласно ч. 3 ст. 354 ТК и п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства от 21 июля 2021 г. N 1230, государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (далее - территориальные органы).
Помимо контрольно-надзорной деятельности, Роструд в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 324 (далее - Положение N 324), осуществляет:
- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. приказ Роструда от 23 августа 2019 г. N 230 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права");
- обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приказ Роструда от 1 июня 2021 г. N 174 "Об обзоре обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций");
- анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике (приказ Роструда от 5 декабря 2016 г. N 494 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактике в Российской Федерации").
1.4. Полномочия Роспотребнадзора также не ограничиваются контрольно-надзорной деятельностью. Помимо контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, Роспотребнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 322 (далее - Положение N 322), выполняет следующие функции:
- устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (п. 5.4);
- организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга (п. 5.7) (постановление Правительства от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга");
- осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов (п. 5.8.1);
- вправе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности (п. 6.5).
2. Перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда, изложенный в рассматриваемой статье, как уже понятно, является открытым. Разберем полномочия, перечисленные в комментируемой статье, по отдельности.
2.1. Разработка нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда (абз. 2).
Как уже было отмечено выше, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны труда осуществляет Минтруд. Согласно п. 5.1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. N 610, Министерство вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.
2.2. В абз. 3 и 4 рассматриваемой статьи перечислены сходные по своей правовой природе полномочия, такие как:
- разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе для их включения в государственные программы РФ, обеспечение контроля за выполнением указанных мероприятий (абз. 3). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней утвержден приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н. Среди них, например, внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, устройство и содержание пешеходных дорог, тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;
- разработка мер стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда работников (абз. 4). Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни утвержден распоряжением Правительства от 26 апреля 2019 г. N 833-р. В него входит, например, разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте (корпоративных программ укрепления здоровья). Так, например, приказом Минздрава Свердловской области от 10 августа 2020 г. N 1425-п утверждена Модельная корпоративная программа "Укрепление здоровья работников в Свердловской области".
Указанные полномочия реализуются Минтрудом как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны труда (п. 1 Положения N 610) совместно с Рострудом (см. пп. 5.1.1, 5.5.5, 5.5.6 Положения N 324).
2.3. Полномочия по разработке и утверждению документов, перечисленных в абз. 5-10 рассматриваемой статьи, относятся к компетенции Минтруда.
Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утверждены приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 772н (приказом Минтруда от 17 марта 2022 г. N 140н действие документа приостановлено на период с 29 марта 2022 г. до 1 января 2023 г.).
Порядок обеспечения работников за счет средств работодателей средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в настоящее время установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. N 290н (об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты см. комментарий к ст. 221 ТК).
Примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утверждены приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 773н.
Обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам определены Методикой проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 775н. Порядком установлено (пп. 5-7), что государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, а также в целях оценки фактических условий труда работников осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется:
- Рострудом в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ;
- органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в отношении работников иных организаций.
Подробнее о государственной экспертизе условий труда см. комментарий к ст. 213 ТК.
С 01 сентября 2022 г. вступает в силу Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утв. приказом Минтруда от 20 апреля 2022 г. N 223н. До указанной даты применяется Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. к постановлению Минтруда от 24 октября 2002 г. N 73.
О расследовании несчастных случаев на производстве и федеральных органах исполнительной власти, расследующих несчастные случаи, см. комментарий к ст. 228-229.3 ТК.
2.4. Согласно абз. 11 рассматриваемой статьи федеральные органы исполнительной власти организуют и координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
Полномочия по организации научно-исследовательских работ в установленной сфере деятельности предусмотрены положениями о каждом из вышеназванных федеральных органов исполнительной власти. Так, согласно п. 5.6.37 Положения N 610 Минтруд организует проведение научных исследований в установленной сфере деятельности (см., например, приказ Минтруда от 10 марта 2021 г. N 118н "Об утверждении профессионального стандарта "Научный руководитель научной организации").
Минздрав наделен полномочиями по разработке и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья и их координации (п. 5.6.4 Положения N 608). Так, в соответствии с приказом Минздрава от 30 марта 2013 г. N 175 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2580-р" Министерство формирует и утверждает научные платформы по приоритетным направлениям развития медицинской науки (см. приказ Минздрава от 30 апреля 2013 г. N 281 "Об утверждении научных платформ медицинской науки", в частности, Приложение N 1 "Научная платформа медицинской науки "Онкология", Приложение N 9 "Научная платформа медицинской науки "Фармакология").
Роструд вправе привлекать в установленном порядке для проработки вопросов данной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов (п. 6.4 Положения N 324) (см. приказ Роструда от 03 декабря 2021 г. N 375 "Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Федеральной службы по труду и занятости на 2022 год").
Роспотребнадзор вправе организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности (п. 6.1 Положения N 322). Например, Роспотребнадзор участвует в реализации Государственной программы РФ "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства от 29 марта 2019 г. N 377), Ведомственной целевой программы "Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" Государственной программы "Развитие здравоохранения" (утв. постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. N 1640").
Несмотря на то, что каждый из названных федеральных органов исполнительной власти вправе распространять информацию в рамках осуществляемой им деятельности, распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда в полномочия ни одного из этих органов не включено.
2.5. Международное сотрудничество РФ в области охраны труда представляет собой систему связей в указанной сфере человеческой деятельности с иностранными государственными и международными правительствами и неправительственными организациями.
Крупнейшей международной организацией, целью которой является улучшение условий труда, в том числе защита трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве, является Международная организация труда (преамбула Устава Международной организации труда 1919 г.). Представление по поручению Правительства интересов Российской Федерации в Международной организации труда осуществляет Минтруд (п. 5.13 Положения N 610) (см. Программу сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2021-2024 годы, подписанную 11 декабря 2020 г.).
Важную роль в сотрудничестве государств в области улучшения санитарных условий, условий отдыха, экономических условий или условий труда и других гигиенических условий окружающей обстановки играет Всемирная организация здравоохранения (п. "i" ст. 2 Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.)). Согласно п. 5.11 Положения N 608 Минздрав в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности интересов Российской Федерации во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, других международных организациях.
2.6. Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда утверждено приказом Минтруда от 3 марта 2022 г. N 101. Пунктом 3 данного приказа органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте РФ, представлять в Минтруд сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
В положении объектами мониторинга, в частности, заявлены состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
2.7. Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (далее - Система) действует на основании Положения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 6 октября 2011 г. N 1137.
Целями создания, функционирования и дальнейшего развития Системы являются (п. 2 Положения о Системе):
- обеспечение информационного взаимодействия в области охраны труда федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов РФ, органов государственного надзора и контроля, общественных объединений, организаций и граждан РФ (далее - пользователи Системы);
- полное и своевременное обеспечение пользователей Системы общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в области охраны труда, размещающих информацию в Системе.
Оператор Системы - Минздравсоцразвития (в настоящее время - Минтруд). Официальный сайт - https://eisot.rosmintrud.ru/. Информационные ресурсы Системы формируются Минздравсоцразвития совместно с Федеральной службой по труду и занятости, ФСС, Роспотребнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по государственному управлению охраной труда, Федерацией независимых профсоюзов России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов РФ, занимающимися вопросами охраны труда (пп. 4, 5 Положения о Системе).