Контракт заключен в июне 2022 года. По условиям контракта товар должен быть поставлен в течение 60 дней с даты заключения контракта, т.е. не позднее 19.08.2022. Срок действия контракта по 30.09.2022, причем в контракте указано, что по истечении данного срока обязательства по поставке товара прекращаются.
Поставщик нарушил срок поставки - поставил часть товара после 19.08.2022, последняя поставка была 30.09.2022. Товар поставлен не в полном объеме (контракт не исполнен до конца). При этом часть непоставленного товара - производства Малайзии, Германии, Японии, США, часть - Китая. Право требовать поставки у заказчика отсутствует, да и поставщик не готов поставить остаток товара. Стороны планируют расторгнуть контракт по соглашению сторон.
За нарушение срока поставки товара заказчик начислил и предъявил поставщику пени. Поставщик просит списать неустойку, ссылаясь на подп. "а" п. 3 Правил списания сумм неустоек... (утверждены постановлением Правительства РФ 04.07.2018 N 783).
Может ли заказчик в данном случае списать неустойку, ссылаясь на подп. "а" п. 3 Правил списания сумм неустоек..., если контракт не исполнен?
Может ли заказчик в данном случае списать неустойку, ссылаясь на подп. "г". п. 2 Правил списания сумм неустоек... как на причину неисполнения контракта, с учетом стран происхождения непоставленных товаров (Малайзия, Германия, Япония, США, Китай)?
Изменилась бы ситуация, если бы поставщик допоставил товар из Китая, но так и не поставил часть товаров из недружественных Малайзии, Германии, Японии, США?
Каким образом поставщики подтверждают наличие обстоятельств, предусмотренных подп. "г" п. 2 Правил списания сумм неустоек...?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание неустоек, начисленных по контракту, обязательства по которым не исполнены в полном объеме не вследствие предусмотренных нормативными правовыми актами обстоятельств, только на основании того, что сумма таких неустоек составляет не более 5% от цены контракта, невозможно ни до истечения срока исполнения всех обязательств по контракту, в частности после исполнения отдельного этапа, ни после истечения такого срока, если все обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме.
Списание неустоек, начисленных за ненадлежащее исполнение контракта, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме вследствие введения санкций, ограничительных мер иностранными государствами, могут быть списаны независимо от суммы, если контрагент по такому контракту предоставит заказчику обоснование того, что неисполнение обязательств произошло именно вследствие воздействия указанных обстоятельств. Приложение подтверждающих документов не является строго обязательным.
Обоснование вывода:
Сразу сообщим, что каких-либо официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, в которых прямо бы разрешались рассматриваемые вопросы, нам, несмотря на все усилия, обнаружить не удалось. Поэтому мы можем сообщить только свое собственное мнение по ним.
В силу чч. 6-8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) требование об уплате пеней направляется поставщику (подрядчику, исполнителю, далее - контрагент) в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью, а не правом заказчика, независимо от последующей судьбы требования: его исполнения или неисполнения (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней, далее - неустоек) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила). Как следует из подп. "б" п. 5 Правил, списание распространяется на задолженность по уплате неустоек по любым контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Исходя из п. 1 и п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (далее - неустойки, неустоек), при условии, что обязательства по контракту исполнены в полном объеме, без внесения соответствующих изменений в контракт в 2020 году, за исключением неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, не связанных с наступлением следующих обстоятельств:
- распространением новой коронавирусной инфекции (в 2020 году);
- существенным увеличением цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта (в 2021 и 2022 годах);
- обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) (смотрите также письмо Минфина России от 03.09.2020 N 24-03-07/77425).
В соответствии с п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком в следующих случаях и в следующих размерах:
- если общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта - в полном объеме (подп. "а" п. 3 Правил). Основанием для принятия решения о списании неустоек в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. "а" п. 3 Правил);
- если общая сумма неустоек превышает 5%, но не превышает 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% суммы неустоек при условии уплаты других 50%. Уплата 50% неустоек должна подтверждаться информацией о зачислении соответствующих сумм в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда РФ, на счет заказчика или автономного учреждения, юридического лица (подп. "б" п. 3, п. 6 Правил);
- если неуплаченные неустойки начислены вследствие неисполнения контрагентом обязательств по контракту в связи с возникновением обстоятельств, указанных выше - распространением новой коронавирусной инфекции, существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, введением санкций или мер ограничительного характера - суммы неустоек списывается полностью при условии предоставления документов, определенных подп. "в"-"д" п. 3 Правил.
Если неуплаченные неустойки начислены вследствие неисполнения контрагентом обязательств по контракту в связи в том числе с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, списание неустоек осуществляется при условии исполнения (при наличии) контрагентом обязательств по контракту, подтвержденного актом приемки или иным документом, и при наличии обоснования наличия указанных обстоятельств, представленного контрагентом заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (подп. "д" п. 5 Правил).
В любом случае списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4 Правил). В силу п. 7 Правил, в случае если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек, принятие решения о ее списании не допускается.
При применении вышеприведенных норм необходимо, на наш взгляд, учитывать следующее.
Во-первых, списание неустоек, общая сумма которых не превышает 5% цены контракта, на основании подп. "а" п. 3 Правил осуществляется только при условии исполнения всех обязательств контрагента по контракту (в полном объеме) и только после исполнения всех обязательств контрагента. Дело в том, что подп. "а" и "б" п. 3 Правил, по сути дела освобождают контрагента от ответственности за нарушение обязательств без каких-либо дополнительных оснований, а потому должны считаться исключениями из общего правила, установленного ст. 15, 393, 395 ГК РФ, обязывающего любого участника гражданско-правовых отношений нести ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств. По нашему мнению, норма, устанавливающая исключение из общего правила, может толковаться только буквально, расширительное толкование недопустимо, поскольку может привести к злоупотреблениям.
В связи с этим следует учитывать, что подп. "а" п. 3 Правил не содержит каких-либо оговорок ни в отношении контрактов, в которых выделяются этапы исполнения, ни в отношении контрактов, которые не были исполнены до окончания срока их действия, прекращающего в соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ, обязательства, хотя и могли бы быть исполнены в иных обстоятельствах. Причем данная норма устанавливает основание для списания неустоек в полном объеме, независимо от прочих обстоятельств, в том числе введением санкций и (или) мер ограничительного характера, - последнее следует рассматривать как самостоятельное отдельное основание для списания неустоек.
Соответственно, списание неустоек, начисленных за ненадлежащее исполнение контракта, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме, на основании подп. "а" п. 3 Правил невозможно. По этой причине невозможно списание неустоек ни до истечения срока исполнения всех обязательств по контракту, в частности после исполнения отдельного этапа, ни после истечения такого срока, если все обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме.
Во-вторых, неустойки, начисленные за ненадлежащее исполнение контракта, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме вследствие введения санкций или ограничительных мер, могут быть списаны на основании подп. "г" п. 2, подп. "д" п. 3, подп. "д" п. 5 Правил независимо от суммы, если контрагент по такому контракту предоставит заказчику обоснование того, что неисполнение обязательств произошло именно вследствие воздействия указанных обстоятельств.
Следует иметь в виду, что речь идет не о неисполнении контрактов, заключенных с контрагентами, являющимися резидентами государств, применивших санкции или ограничительные меры (далее - недружественные государства) или поставлявшим товары из таких государств, а о неисполнении контрактов полностью вследствие введения таких мер. Ведь причиной неполного исполнения контракта может быть не само по себе введение мер, делающее невозможным дальнейшее исполнение контракта контрагентом, если он является резидентом недружественного государства, но и невозможность исполнения договоров, заключенных контрагентом во исполнение контракта с резидентами недружественных государств, или его контрагентами по исполнение договоров с ним. Например, если контрагент по контракту - российская компания заключила договор на поставку из Китайской Народной Республики (КНР) машин, механизмов, приборов, для изготовления которых используются комплектующие из недружественных государств, производитель из КНР может столкнуться с отказом от исполнения договоров на их поставку его контрагентов именно ввиду того, что производство указанных товаров осуществляется для поставки в Россию. Также производитель из КНР может столкнуться не с отказом от исполнения указанных договоров, но с просрочкой их исполнения ввиду отказа перевозчиков от перевозки соответствующих товаров, в том числе, например, если речь идет о перевозках авиатранспортом, ввиду введенного Российской Федерацией в качестве контрсанкций запрета на перелет самолетов европейских авиакомпаний.
Иными словами, решение вопроса не зависит от того, из какого государства должен был быть поставлен товар, а от того, имела ли место взаимосвязь между неисполнением тех или обязательств контрагента по контракту и введением недружественными государствами санкций или ограничительных мер. Здесь же подчеркнем, что в судебной практике сложилась позиция, согласно которой введение санкций или мер ограничительного характера само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения контрагентом своих обязательств в рамках заключенного контракта (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2022 N Ф02-1556/22, постановление Шестого ААС от 19.07.2022 N 06АП-2851/22).
Иными словами, контрагент заказчика по контракту должен обосновать наличие причинно-следственной связи между введением недружественными государствами санкций и (или) мер ограничительного характера и неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств по контракту.
В этой связи отметим, что Правилами не только не установлено никакого исчерпывающего перечня документов, подтверждающих воздействие санкций и (или) мер ограничительного характера, но и указывает, что такие документы предоставляются при их наличии, то есть только если такие документы вообще существуют. Полагаем, это связано с тем, что воздействие соответствующих обстоятельств может прямо вытекать из содержания нормативных актов недружественных государств, предлагающихся общеизвестным.
Подробнее некоторые из вышеупомянутых вопросов рассмотрены также в следующем материале:
- Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления (в частности, раздел "Санкции и ограничительные меры, введенные в отношении РФ, ее граждан и организаций после 22 февраля 2022 г., как обстоятельства непреодолимой силы").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
30 октября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"