ООО находится на последнем этапе ликвидации. Подан в налоговый орган ликвидационный баланс, датированный 22 декабря 2022 года, вместе со всеми необходимыми документами.
Принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений и пояснений, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Проводится проверка на наличие/отсутствие задолженности перед бюджетом.
Все необходимые декларации, расчеты, отчеты за 2022 год сданы.
В связи с тем, что ликвидация ООО до 2023 года не завершена, есть ли обязанность сдать сейчас в территориальную налоговую бухгалтерский баланс за 2022 год или эта обязанность наступит только в марте 2023 года? Как сочетается ликвидационный баланс на 22.12.2022 и текущий баланс на 31.12.2022?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если ликвидация не завершена до окончания 2022 года, то организации надо в общем порядке сформировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2022 год (которая состоит в том числе из бухгалтерского баланса) и представить ее в налоговый орган по месту нахождения не позднее 31.03.2023, но до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО.
В бухгалтерском балансе за 2022 год должны быть отражены все факты хозяйственной жизни ООО, имевшие место в период с даты утверждения ликвидационного баланса (22.12.2022) до 31.12.2022.
В последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО должны быть отражены все операции, совершенные организацией с 1 января 2023 года до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации.
Обоснование вывода:
Ликвидационный баланс
Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее Закон - о госрегистрации).
Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после завершения расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ). При наличии требований кредиторов утверждение ликвидационного баланса и представление его в регистрирующий орган неправомерно (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 по делу N А55-11712/2010, ФАС Московского округа от 13.09.2010 N КГ-А40/10544-10, ФАС Уральского округа от 29.10.2008 N Ф09-7960/08-С4). Причем долги должны быть погашены независимо от этапа ликвидации, на котором они возникли (или выявлены), и независимо от того, когда о них узнала ликвидационная комиссия - до составления ликвидационного баланса или после (постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2011 по делу N А57-3397/2010).
Таким образом, утвержденный ликвидационный баланс может содержать числовые показатели по всем статьям, кроме статей, отражающих кредиторскую задолженность (за исключением задолженности перед учредителями, которые по смыслу норм ГК РФ о ликвидации не относятся к кредиторам).
Заметим, что ликвидационный баланс и последняя и (или) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность не одно и то же (равно как промежуточный ликвидационный баланс и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Промежуточный ликвидационный баланс, а также ликвидационный баланс составляются ликвидационной комиссией в промежуток времени с момента принятия решения о ликвидации и до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (п. 2, п. 6 ст. 63 ГК РФ). Эти документы связаны с правовыми и регистрационными действиями в связи с ликвидацией, а не с обязанностью ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом.
Специальных форм для их составления законодательно не предусмотрено. По мнению ФНС, в этом случае целесообразно использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", с соответствующей пометкой ("Промежуточный ликвидационный баланс" либо "Ликвидационный баланс") (информация ФНС России от 26.09.2016, письмо от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). При этом законодательство не предъявляет и каких-либо требований к порядку формирования их показателей. В связи с этим отражение числовых показателей в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе производится по общим правилам бухгалтерского учета.
Безусловно, непременным требованием к ликвидационному балансу является достоверность содержащихся в нем сведений (письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица либо признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности недействительной. Такова правовая позиция высших судов: смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 4407/14, от 05.03.2013 N 14449/12, от 15.01.2013 N 11925/12, от 13.10.2011 N 7075/11, которая и в настоящее время учитывается при рассмотрении споров, связанных с ликвидацией организаций (например, постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2021 N Ф02-6871/21 по делу N А19-22747/2020, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 N 04АП-1867/22 по делу N А78-22/2022).
Текущий бухгалтерский учет и отчетность
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном Законом о госрегистрации (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении, в том числе вследствие его ликвидации (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации). Следовательно, до момента внесения соответствующей записи о ликвидации в ЕГРЮЛ организация рассматривается как действующая и должна исполнять надлежащим образом все свои обязанности.
В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете) организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана вести бухгалтерский учет, включающий в себя составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1 Закона о бухучете), до даты прекращения деятельности в результате ликвидации. Каких-либо особенностей ведения бухучета такой организацией не установлено. В связи с чем вплоть до момента исключения из ЕГРЮЛ бухгалтерский учет ведется ООО в общем порядке.
Особенности составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица определены ст. 17 Закона о бухучете. Так, отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. При этом последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (чч. 1, 3 ст. 17 Закона о бухучете).
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим (если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом) на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (чч. 2, 4 ст.17 Закона о бухучете).
Состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней устанавливают Федеральные стандарты (п. 9 ч. 3 ст. 21 Закона о бухучете). Однако в настоящее время соответствующие федеральные стандарты отсутствуют, в связи с чем до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете).
Из положений ст. 17 Закона N 402-ФЗ следует, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность приравнивается к годовой. Значит она должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете, п. 5 ПБУ 4/99, пп. 1, 2, 4 Приказа N 66н).
Таким образом, в заключительной бухгалтерской отчетности ликвидируемой организации должны отражаться все операции, совершаемые организацией до момента прекращения деятельности, включая те, которые не были отражены в ликвидационном балансе.
Отметим, что на последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность ликвидируемого юридического лица не распространяются требования ст. 18 Закона о бухучете (ч. 5 ст. 17 Закона о бухучете), согласно которой организация обязана представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования государственного информационного ресурса (далее - ГИРБО) (а также - в органы статистики, в случае если отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне) (чч. 3, 7 ст. 18 Закона о бухучете)).
Вместе с тем для организаций, у которых отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую ГИРБО, сохраняется обязанность по представлению не позднее трех месяцев после окончания отчетного года в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ (за исключением прямо поименованных в этой норме организаций, в числе которых ликвидируемые не указаны) (Информационное сообщение Минфина России от 30.01.2020 N ИС-учет-22).
Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность, составляемая на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО, в налоговый орган с целью формирования ГИРБО не представляется (как и в органы статистики).
Однако если ликвидация, начатая в 2022 году, не завершена до окончания 2022 года, то организации надо в общем порядке сформировать годовую бухгалтерскую отчетность за отчетный период - 2022 год (которая состоит в том числе из бухгалтерского баланса) (ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15 Закона о бухучете) и представить обязательный экземпляр отчетности в налоговый орган по месту нахождения не позднее 31.03.2023 (чч. 3, 5 ст. 18 Закона о бухучете), но до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО. Исходя из приведенных норм, такая отчетность для организации будет являться текущей годовой, а не последней. В такой отчетности считаем целесообразным раскрыть информацию о процессе ликвидации (п. 1 ст. 13 Закона о бухучете, п. 6 и п. 39 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").
При этом в бухгалтерском балансе за 2022 год должны быть отражены все факты хозяйственной жизни ООО, имевшие место в период с даты утверждения ликвидационного баланса (22.12.2022) до 31.12.2022.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
- Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
- Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы;
- Вопрос: Закрытие счетов 80 и 84 (убыток) при формировании ликвидационного баланса (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
31 января 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"