В извещении о закупке по Закону N 44-ФЗ было установлено требование о представлении лицензии ФСТЭК. Участник направил информационное письмо в формате "pdf" со ссылкой на сайт о наличии лицензии (интернет-ссылка, указывающая на страницу сайта).
Следует ли отклонить заявку участника?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае заявка подлежит отклонению.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам, включая требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Под такими требованиями понимается в том числе предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии.
В силу подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ заявка участника конкурентной закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом (смотрите также ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим отметим, что в силу специального указания п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок документы, подтверждающие соответствие участника требованию п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ), не включаются участником в заявку. Такие документы направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке*(1).
Как следует из п. 2 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен (ч. 7 ст. 21 Закона N 99-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 21 Закона N 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя представляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Содержание выписки из реестра лицензий регламентировано ч. 9 ст. 21 Закона N 99-ФЗ. Этот документ должен содержать сведения, предусмотренные пп. 1-8 ч. 2 ст. 21 Закона N 99-ФЗ, а также сведения о дате формирования выписки. Выписка из реестра лицензий дополнительно может содержать иные сведения. На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий, содержащими сведения о предоставленной лицензии.
В случае, если выписка из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, выписка предоставляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям. При этом может быть реализована возможность подтверждения актуальности представленной в выписке информации путем перехода по двухмерному штриховому коду на адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без непосредственной публикации указанной информации. В выписке из реестра лицензий указываются персональные данные лицензиата в случае, если указанная выписка запрашивается непосредственно таким лицензиатом.
Таким образом, как следует из приведенных выше положений действующего законодательства, подтверждающим наличие лицензии документом является выписка из реестра лицензий в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа с наличием определенной ч. 9 ст. 21 Закона N 99-ФЗ информации (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 23.04.2021 N Д24и-12191), не соответствующего этим требованиям. Так, например, в решении УФАС по Тульской области от 17.11.2022 N 071/06/106-1342/2022 правоприменительная практика обращает внимание на несоответствие требованиям законодательства в случае представления в качестве подтверждающего наличие лицензии документа сканированного образа лицензии ФСТЭК России.
В рассматриваемой ситуации участник закупки представил информационное письмо, содержащее некую ссылку на страницу в Интернете (предположительно - ссылку на реестр лицензий). Такое подтверждение не является надлежащим для целей приведенных выше норм. Соответственно, в рассматриваемом случае заявка подлежит отклонению.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Вместо выписки из реестра лицензий участник закупки прикрепил к своей заявке копию лицензии. Отклонять ли такую заявку? (О. Никитина, ответ о применении Закона N 44-ФЗ в ред. Закона N 360-ФЗ, журнал "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ", N 3, март 2022 г.);
- Требования к участникам закупок о наличии лицензии (Закон N 44-ФЗ) (А.Н. Евсташенков, журнал "Вестник Института госзакупок", N 8, август 2022 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
15 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В связи с этим следует отметить некоторую правовую неопределенность по данному вопросу: дело в том, что документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, не представляются им при регистрации и, соответственно, не включаются в реестр участников закупок. В свою очередь, чч. 4 и 12 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ не позволяют оператору электронной площадки требовать от участника такие документы. Возможно, в п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ допущена ошибка юридической техники, что предопределило неоднозначность ответа на вопрос о правомерности установления требования в извещении о предоставлении участником подтверждающего документа в составе заявки. Так, в письме Минфина России от 25.03.2022 N 24-06-06/24120 предполагается, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, представляются участником закупки оператору электронной площадки в составе заявки на участие в закупке. При этом заказчик обязан установить требование к участникам закупки о необходимости соответствия таким требованиями, а также о представлении предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленным требованиям. Некоторые документы правоприменительной практики эту позицию подтверждают, смотрите решение УФАС по Воронежской области от 30.08.2022 N 036/06/33-852/2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"