В мае 2022 года поступило требование налогового органа о представлении документов, в котором истребуется счет-фактура от 14.12.2017. Основание истребования - ст. 93.1 НК РФ (по поручению иного налогового органа).
Правомерно ли данное требование? Можно ли не представлять документ по данному требованию?
В рассматриваемом случае непредставление счета-фактуры по требованию налогового органа может вызвать спор с налоговым органом. Отказ лица от представления истребуемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф 10 000 руб. - для организаций и ИП).
С 17 марта 2021 года в соответствии подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ срок хранения налоговых документов (в том числе счетов-фактур) увеличен с 4 до 5 лет. Таким образом, сроки хранения счетов-фактур, установленные НК РФ, приведены в соответствие со сроками, установленными ст. 317 Перечня типовых управленческих архивных документов..., утвержденного приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 23.
Нормы ст. 93.1 НК РФ не устанавливают каких-либо ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519).
В постановлении Тринадцатого АСС от 27.01.2020 N 13АП-34312/19 суд указал, что НК РФ не установлены ограничения по периоду, за который могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки. Если установленные законом сроки хранения истребованных налоговым органом документов не истекли, отказ от их представления неправомерен.
Из этого же исходили судьи и в постановлении Седьмого ААС от 06.02.2017 N 07АП-11298/16, придя к выводу о том, что налоговый орган, проводящий проверку контрагента организации, вправе истребовать у организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. При этом суд указал, что установленное п. 4 ст. 89 НК РФ общее трехлетнее ограничение в отношении периода проведения выездной налоговой проверки не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.
Аналогичный подход представлен и в ряде иных материалов судебной практики (постановления Пятнадцатого ААС от 07.11.2018 N 15АП-16143/18, Второго ААС от 05.03.2018 N 02АП-410/18, Семнадцатого ААС от 03.11.2017 N 17АП-14994/17, Четвертого ААС от 05.10.2017 N 04АП-5148/17, АС Западно-Сибирского округа от 27.06.2017 N Ф04-1440/17, Двенадцатого ААС от 30.06.2017 N 12АП-6382/17).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шестова Юлия
Ответ прошел контроль качества
11 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"