В адрес учреждения 28.12.2021 посредством электронного документооборота поступил договор теплоснабжения. 18.02.2022 учреждение в адрес теплоснабжающей организации направило подписанный договор с протоколом разногласий. Теплоснабжающая организация выразила письменный отказ от подписания протокола разногласий, сославшись на ст. 445 ГК РФ, пояснив, что учреждение в течение 30 дней не направило какие-либо возражения по тексту контракта, и, по мнению теплоснабжающей организации, договор считается заключенным на первоначальных условиях.
Верно ли, что моментом заключения договора о теплоснабжении (любого публичного договора) между юридическими лицами является правило, установленное ст. 433 ГК РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По общему правилу договор следует считать заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Однако фактическое потребление тепловой энергии оценивается судами как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией.
Обоснование позиции:
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). По общему правилу договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, то есть в момент достижения сторонами соглашения по условиям договора (смотрите ст. 432 и п. 1 ст. 433 ГК РФ). В частности, в случае заключения договора в письменной форме путем составления единого документа он считается заключенным в момент его подписания обеими сторонами или уполномоченными ими лицами (смотрите абзац первый п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом акцепт должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК РФ). Как указано в ст. 443 ГК РФ, ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой. Если после получения оферентом акцепта на иных условиях адресат первоначальной оферты предлагает заключить договор на первоначальных условиях, такое предложение также считается новой офертой, если оно отвечает требованиям, предъявляемым к оферте (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 440, 441 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения. По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, далее - Правила организации теплоснабжения).
Отношения, связанные с приобретением тепловой энергии по договору теплоснабжения, регулируются Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения.
Правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст. 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ). Поскольку правила об энергоснабжении распространены и на отношения по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть, договор теплоснабжения следует рассматривать как разновидность энергоснабжения, однако отношения по договору теплоснабжения урегулированы в первую очередь не ГК РФ, а Законом о теплоснабжении и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Существенные условия договора теплоснабжения приведены в ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении и п. 21 Правил организации теплоснабжения. Кроме того, если договор заключается с единой теплоснабжающей организацией в ценовой зоне теплоснабжения, он должен содержать условия, предусмотренные ч. 5 ст. 23.8 Закона о теплоснабжении. Если стороны не согласовали все существенные условия договора теплоснабжения, такой договор считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Однако если одна из сторон приняла полное или частичное исполнение по договору или иным образом подтвердила его действие, она не вправе требовать признания такого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ, смотрите также: постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 N 10АП-23184/21 по делу N А41-1281/2021).
Отметим, что фактическое пользование потребителем услугами стороны, обязанной заключить договор, следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептом оферты, предложенной стороной, оказывающей соответствующие услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.09.2018 N А26-3085/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 N 09АП-48135/19).
Таким образом, по общему правилу договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Вместе с тем фактическое потребление тепловой энергии оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией. Отсутствие письменного договора с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п. 3 ст. 438 ГК РФ, п. 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел контроль качества
9 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"