Возможно ли применение положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 к муниципальным контрактам, которые заключены на срок менее одного года, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, с учетом позиции, изложенной в письме Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной в вопросе ситуации изменение существенных условий строительного контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе изменение цены такого контракта с учетом положений постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, не допускается. При возникновении спорной ситуации окончательное решение по данному вопросу может принять только суд.
Обоснование позиции:
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом положения ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).
В свою очередь, п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить по соглашению сторон существенные условия контракта, предметом которого, в частности, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительный контракт), если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Общий порядок внесения в контракт таких изменений установлен указанной нормой Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее - Постановление N 1186). При этом существенные условия строительного контракта, в том числе цена такого контракта, могут быть изменены в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при одновременном соблюдении совокупности предусмотренных ими условий. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360.
В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также разъяснено, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ "независящие от сторон контракта обстоятельства" предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.
Вместе с тем, в связи с существенным ростом в 2021 году стоимости строительных ресурсов, был принят рад мер, в том числе правового характера, направленных на поддержку заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях. В частности, в Постановление N 1186 внесены изменения, которыми предельный размер цены контрактов, при которой или при превышении которой существенные условия таких контрактов могут быть изменены в установленном п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ порядке, был снижен до одного миллиона рублей для контрактов, заключенных до 01.07.2021 (постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, от 01.12.2021 N 2151), а с 8 января 2022 года - для контрактов, заключенных до 01.01.2022 (постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594). Таким образом, для указанных контрактов Постановлением N 1186 было предусмотрено исключение из общего правила о предельном (минимальном) размере цены контракта, необходимом для применения положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) была установлена возможность изменять по соглашению сторон цену строительного контракта, в связи с ростом цен на строительные ресурсы и порядок внесения таких изменений (смотрите подробнее об этом материал: Информация ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 23.08.2021 "Главгосэкспертиза создала портал по Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов").
Порядок обоснования изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов установлен Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр и от 07.10.2021 N 728/пр). Напомним, что указанный порядок предусматривает несколько алгоритмов расчета обоснования существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, который подрядчик направляет заказчику, в частности, для контрактов от 100 млн рублей и выше предусмотрено проведение дополнительной проверки правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы (смотрите также письмо Минстроя России от 04.10.2021 N 42594-СМ/09).
С 30 декабря 2021 года Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена пунктом 70, согласно которому в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021 и 2022 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 указанного Закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. В этой связи Минстроем России в письме от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 даны дополнительные разъяснения, в частности, по применению Постановления N 1315, согласно которым в постановление также внесены изменения, которыми установлена возможность применения его положений к контрактам, заключенным до 01.01.2022 на срок менее одного года (пп. а п. 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
При этом ведомство напомнило, что высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 рекомендовано самостоятельно принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно.
Также в вышеуказанном письме отмечено, что в п. 45(14) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594) установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в отношении строительных контрактов с ценой 100 млн рублей и более, заключенных до 01.01.2022, в отношении объектов, указанных в п. 2 этого постановления.
Обратим особое внимание на то, что положения Постановления N 1315 распространяются на случаи исполнения контракта для обеспечения федеральных нужд, что следует из п. 2 данного постановления, и на заказчиков, указанных в специальном перечне (приложение к Постановлению N 1315). При этом, исходя из содержания п. 3 Постановления N 1315, положения этого постановления не распространяются на региональных и муниципальных заказчиков (смотрите также решение УФАС по Челябинской области от 24.08.2021 N 074/06/104-2200/2021).
Исходя из сказанного выше и буквального толкования ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которой положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ применяются к строительным контрактам, заключенным на срок менее одного года в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, а также п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которому предусмотренные этим пунктом изменения вносятся в контракты на основании решения Правительства РФ при осуществлении закупки для федеральных нужд, на наш взгляд, следует, что применять положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ к строительным контрактам, заключенным на срок менее одного года, вправе только федеральные заказчики, указанные в приложении к Постановлению N 1315.
Таким образом, по нашему мнению, изменение по соглашению сторон на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ существенных условий строительного контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок менее одного года, в том числе цены такого контракта с учетом положений Постановления N 1315, не допускается и может повлечь для должностных лиц заказчика административную ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Отметим, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика, где бы рассматривалась ситуация, аналогичная описанной в вопросе, в настоящее время отсутствует. Соответственно, при возникновении спорной ситуации окончательный ответ на вопрос о допустимости применения положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ к муниципальным контрактам, заключенным до 01.01.2022 на срок менее одного года, может дать только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
11 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"