Вправе ли заказчик (социально-реабилитационный центр, больница) осуществить закупку на поставку продуктов питания на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи со сложившимися обстоятельствами (резкое повышение цен, проблемы с логистикой и отсутствием у поставщиков продуктов питания товарных запасов на складе, например, сахара)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае заказчик не вправе осуществить закупку на поставку продуктов питания на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок применяют либо конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент, контрагенты), либо осуществляют закупки у единственного контрагента. При этом по общему правилу закупки у единственного контрагента могут осуществляться заказчиком только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Так, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ позволяет осуществить закупку у единственного контрагента:
- при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы,
- для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ позволяют осуществить закупку товара у единственного контрагента в количестве, которое необходимо для предупреждения, ликвидации последствий, возникших, в частности, вследствие непреодолимой силы, либо для оказания гуманитарной помощи. При этом положения приведенной нормы не выделяют в качестве самостоятельного основания для осуществления закупки у единственного контрагента наличие у заказчика (включая лечебные учреждения, социально-реабилитационные центры, прочие учреждения, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойным питанием пациентов, подопечных) острой потребности в продуктах питания (в том числе, например, сахар).
Следует отметить, что ст. 401 ГК РФ определяет понятие "непреодолимой силы" чрезвычайными и непредотвратимыми в сложившихся условиях для исполнения обязательств обстоятельствами*(1). В то же время, в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств*(2). В приведенной ситуации наличие обстоятельств непреодолимой силы формально не усматривается, несмотря на непростую актуальную повестку экономической ситуации*(3).
Таким образом, сами по себе текущие экономические обстоятельства не позволяют заказчику осуществить закупку на поставку продуктов питания на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
К сведению:
С 8 марта 2022 года действует ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ, в соответствии с которой до 31 декабря 2022 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. Правительство РФ вправе устанавливать названные случаи и порядок закупок для государственных и (или) муниципальных нужд, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ - для государственных и (или) муниципальных нужд в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ. Так, правительством РФ дополнительные случаи закупок у единственного контрагента установлены постановлением от 10.03.2022 N 339, в силу которого заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно актом Правительства Российского Федерации, актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации, изданными в соответствии с указанным постановлением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
18 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подробнее Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления.
*(2) Нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017 по делу N А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск.
*(3) Для сравнения можно привести пример признания распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в п. 1 письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020 NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 обстоятельством непреодолимой силы. В п. 2 названного письма указано, что, с учетом того, что распространение этой инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС), вправе осуществить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика, требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС). Однако для текущей ситуации подобных разъяснений еще не было дано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"