ООО-1 и ООО-2 реорганизуются в форме присоединения (ООО-2 присоединяется к ООО-1). Законодательством предусмотрено, что в процессе реорганизации в форме присоединения реорганизуемое общество обязано: подать уведомление о реорганизации в Федресурс; письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации.
Заменяет ли подача уведомления в Федресурс рассылку писем-уведомлений кредиторам, или обязательно необходимо подавать и уведомление в Федресурс, и отдельно письменно уведомлять всех кредиторов? Можно ли обойтись без рассылки уведомлений кредиторам, осуществив только публикацию уведомления в Федресурс? Будут ли все кредиторы надлежащим образом уведомлены посредством только направления уведомления в Федресурс? Может ли ООО-1 письменно уведомлять не только своих кредиторов, но и кредиторов ООО-2, или каждое ООО должно уведомлять только своих кредиторов (ООО-1 - только своих, ООО-2 - только своих)? Если ООО-1 письменно уведомит о реорганизации не только своих кредиторов, но и кредиторов ООО-2, будет ли это считаться надлежащим уведомлением кредиторов ООО-2?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В судебной практике не сформировалась единая позиция по поводу необходимости направления письменных уведомлений кредиторам реорганизуемого юридического лица, помимо публичного размещения информации о реорганизации. Согласно первому подходу направлять письменные уведомления кредиторам вообще не нужно, обязанность по уведомлению считается соблюденной в случае размещения информации о реорганизации в СМИ. В соответствии со вторым подходом, помимо публичного размещения информации о реорганизации реорганизуемое общество должно письменно уведомить известных ему кредиторов.
При направлении письменных уведомлений в адрес известных реорганизуемому обществу кредиторов следует учитывать, что такие уведомления не может заменить размещение информации о реорганизации на Федресурсе.
Если ООО-1 уведомит кредиторов ООО-2 (или наоборот), то формально обязанность по письменному уведомлению известных кредиторов исполнена не будет.
Обоснование вывода:
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Соответствующему юридическому лицу также необходимо размещать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. "н.6" п. 7, п. 8, п. 8.3, абзац второй п. 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
Кроме того, законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации (абзац третий п. 1 ст. 60 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Ранее Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ, Закон об ООО) содержал прямое указание на необходимость персонального уведомления кредиторов. В действующей редакции указанного закона содержится указание лишь на необходимость опубликования с периодичностью один раз в месяц сообщения о реорганизации общества в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (п. 5 ст. 51 Закона N 14-ФЗ).
В связи с этим в судебной практике сложился подход, что Закон об ООО устанавливает специальный порядок уведомления кредиторов, нежели предусмотренный ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, поэтому отдельного письменного уведомления кредиторов хозяйственных обществ не требуется и обязанность по уведомлению кредиторов считается соблюденной в случае двукратного размещения информации о реорганизации в средствах массовой информации. Помимо этого, суды отмечают, что кредитор не лишен возможности предъявить свои требования к правопреемникам реорганизованных юридических лиц (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2013 N Ф04-6026/13, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2015 N Ф05-7556/15, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 N 03АП-710/16, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 N 09АП-4091/16, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 N 13АП-26913/19). Таким образом, согласно данному подходу закон вообще не требует направления отдельных письменных уведомлений в адрес кредиторов реорганизуемого общества, а обязанность по уведомлению считается соблюденной в случае размещения информации о реорганизации в СМИ.
В то же время в судебной практике встречается и иной подход, согласно которому реорганизуемое общество не только обязано разместить информацию о реорганизации в СМИ, но и письменно уведомить известных ему кредиторов об этом (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2017 N Ф03-3700/17 (определением Верховного Суда РФ от 15.03.2018 N 303-КГ18-669 было отказано в передаче жалобы на данное постановление для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ)).
В этой связи отметим, что размещение информации о реорганизации на Федресурсе не может заменить собой направление письменных уведомлений в адрес известных реорганизуемому обществу кредиторов, поскольку такое направление может служить дополнительной гарантией защиты прав кредиторов, законодательно отделенной от публичного размещения соответствующей информации. Кроме того, согласно буквальному толкованию абзаца третьего п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ каждое участвующее в реорганизации лицо должно уведомить своих известных ему кредиторов. Иными словами, ООО-1 должно уведомить своих известных кредиторов, ООО-2 - своих известных. Следовательно, если ООО-1 уведомит кредиторов ООО-2 (или наоборот), то формально соответствующая обязанность исполнена не будет. К сожалению, судебной практики, где рассматривался бы данный вопрос, найти не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Ответ прошел контроль качества
2 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"