Вправе ли государственное учреждение здравоохранения заключить договор субподряда с другой медицинской организацией на оказание платных медицинских услуг, которые само учреждение не может предоставить в связи с отсутствием лицензии?
В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ правила главы 39 Кодекса, регулирующие договор возмездного оказания услуг, применяются в том числе к договорам оказания медицинских услуг.
Согласно ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Буквальное толкование приведенной нормы свидетельствует о том, что стороны договора возмездного оказания услуг вправе включить в него условие, предоставляющее исполнителю право привлекать к исполнению договора соисполнителей, неся при этом перед заказчиком ответственность за совершаемые таким соисполнителем действия (ст. 403 ГК РФ).
При этом нормы п. 3 ст. 49 ГК РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, устанавливающие требования к наличию лицензии у организации, осуществляющей медицинскую деятельность, не содержат прямого запрета на непосредственное оказание заказчику (потребителю) медицинских услуг соисполнителем, имеющим соответствующую лицензию, на основании договора соисполнителя с лицом, которое заключило договор с заказчиком и у которого такая лицензия отсутствует.
Более того, из содержания норм гражданского законодательства следует, что заключение договора на оказание определенных услуг, требующих наличия лицензии, лицом, которое такой лицензии не имеет, не является основанием для признания указанного договора недействительным, а лишь предоставляет заказчику право отказаться от договора в одностороннем порядке (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, п. 89 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Также следует учитывать, что по смыслу п. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности составляют непосредственно работы и услуги, перечисленные в соответствующем положении о лицензировании.
В свою очередь, под медицинской услугой в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Медицинское же вмешательство предполагает совершение в отношении пациента определенных видов обследований и манипуляций (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ).
При этом медицинская деятельность в п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Совокупное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что медицинская деятельность осуществляется посредством оказания услуг, состоящих в ряде медицинских вмешательств в отношении пациента в рамках оказания ему медицинской помощи, проведения экспертиз, освидетельствования и т.п.
Следовательно, исходя из изложенного, само по себе заключение медицинской организацией договора на оказание медицинских услуг, не предусмотренных ее лицензией, нельзя расценивать как осуществление медицинской деятельности в части этих услуг, если фактически эти услуги были оказаны привлеченным организацией соисполнителем. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 N 01АП-11511/19, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 N 11АП-15042/16, решение Арбитражного суда Амурской области от 16.08.2017 по делу N А04-5379/2017, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2006 по делу N А75-7057/06). Следует отметить, что схожие решения выносились судами и в отношении иных видов лицензируемой деятельности, не относящейся к медицинской (смотрите, например, решение Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2014 по делу N А51-12652/2014, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2014 по делу N А81-6309/2013, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.07.2010 по делу N А19-11736/10).
Вместе с тем нельзя не учитывать, что такая точка зрения разделяется не всеми судами. В частности, некоторые из них полагают, что факт заключения договора (даже без получения оплаты по нему) уже сам по себе является событием осуществления медицинской деятельности, если предмет такого договора составляют услуги, относящиеся к медицинским (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 N 17АП-13992/14).
В связи с этим мы не можем совершенно исключить того, что учреждение при заключении им с заказчиком указанного в вопросе договора может быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, следует помнить и о том, что к договору об оказании медицинских услуг помимо общих положений главы 39 ГК РФ в силу ч. 7 ст. 84 Закона N 323-ФЗ и ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) подлежат применению специальные нормы, установленные Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила). При этом ряд положений данных Правил сформулирован недостаточно четко, что не позволяет толковать их однозначным образом.
В частности, из п. 3 Правил следует, что платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
В свою очередь, согласно абзацу второму п. 2 Правил основанием для предоставления медицинских услуг является договор, который в силу подп. "а" и "в" п. 17 Правил должен содержать перечень предоставляемых по нему услуг, а также указание на номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дату ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.
Совокупное прочтение данных норм может быть истолковано в том смысле, что предметом заключаемого медицинской организацией договора на оказание медицинских услуг могут быть только те услуги, которые указаны в ее лицензии. Данный вывод находит свое косвенное подтверждение и в иных положениях Правил.
Так, например, подп. "б" п. 14 Правил предусматривает обязанность медицинской организации перед заключением договора предоставить заказчику (потребителю) по их требованию информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации). Очевидно, что при исполнении услуги привлеченным медицинским организацией соисполнителем данное требование соблюсти проблематично.
Помимо этого, в силу п. 28 Правил исполнитель по договору перед оказанием услуги должен получить информированное добровольное согласие потребителя (законного представителя потребителя), данное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В свою очередь, из совокупного толкования положений ст. 20 Закона N 323-ФЗ и Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства [...], утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1177н, следует, что такое согласие дается именно той организации, которая непосредственно осуществляет медицинское вмешательство.
В связи с изложенным, нельзя исключить того, что включение в предмет договора услуг, не указанных в лицензии указанного в вопросе учреждения, может повлечь за собой привлечение этого учреждения к ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания таких услуг.
Наконец, необходимо иметь в виду, что при привлечении соисполнителя медицинская организация, заключающая договор, будет обязана при его заключении донести до потребителя информацию о том, кто будет являться непосредственным исполнителем услуги, в отношении которой у организации отсутствует лицензия, и информацию о лицензии такого соисполнителя (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона N 2300-I).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
11 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"