Имел ли право работодатель (Иркутская область) отстранить от работы сотрудника, являющегося муниципальным служащим (казначей по обработке платежных поручений), за отказ от вакцинации против коронавирусной инфекции, если его работа не входит в Перечень работ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если муниципальным служащим не выполняются работы, поименованные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, то отстранение муниципального служащего по причине его отказа от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача региона будет являться незаконным.
Обоснование вывода:
Работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Однако в ряде случаев, предусмотренных законодательством, работодатель обязан отстранить работника от работы или не допускать его к работе. Перечень оснований, по которым работник отстраняется от работы (не допускается к работе), приведен в ст. 76 ТК РФ. Такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама ст. 76 ТК РФ не содержит. При этом названная статья обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Так, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень N 825).
Постановлением главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15.10.2021 N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление N 69) установлено, что на территории Иркутской области профилактические прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) проводятся гражданам, подлежащим вакцинации, в том числе обязательной, включая категории, предусмотренные п. 1 постановления. Согласно п. 7 Постановления N 69 руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям рекомендовано: организовать взаимодействие с медицинскими учреждениями по предоставлению списков работников из категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной иммунизации, указанных в п. 1 постановления; организовать проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) с охватом категорий (групп) граждан, указанных в п. 1 постановления; в срок до 25.11.2021 обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 25.12.2021 обеспечить проведение профилактических прививок вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников; оказать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) сотрудников.
Вместе с тем постановления главных государственных санитарных врачей субъектов РФ не относятся к федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, которыми могут быть предусмотрены случаи, когда работник должен быть отстранен от выполнения трудовых обязанностей. Поэтому, по нашему мнению, отказ от вакцинации - если санитарным врачом региона принято решение о ее проведении, - чреват отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в утвержденном Правительством РФ Перечне N 825. Дополнительное основание для отстранения от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, предусмотрено п. 2 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Однако оснований для отстранения работников, отказывающихся от вакцинации, данный закон не содержит.
Следовательно, мы считаем, что в случае отстранения работодателем от работы отказавшихся от вакцинации работников (в том числе муниципальных служащих), выполняющих работы, не поименованные в Перечне N 825, такие действия работодателя будут являться незаконными.
При этом чиновники придерживаются другой позиции: в случае вынесения постановления главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам отказавшиеся от вакцинации граждане должны быть отстранены от работы на период эпиднеблагополучия, в том числе и в случаях, когда выполняемые виды работ, не поименованы в Перечне N 825 (смотрите письмо Минтруда России и Роспотребнадзора от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532, письмо Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
В немногочисленной судебной практике не выработано единого подхода к решению вопроса правомерности отстранения работников в подобных ситуациях. Так, одни суды приходят к выводу, что работники, осуществляющие работы в сферах, предусмотренных постановлением главного санитарного врача субъекта РФ, должны проходить обязательную вакцинацию, а при отсутствии прививки должны быть отстранены от работы (решения Пролетарского районного суда г. Тулы Тульской области от 29.09.2021 N 2-1927/2021, N 2-1918/2021, Осташковского городского суда Тверской области от 21.09.2021 N 2-2-165/2021, Углегорского городского суда Сахалинской области от 22.09.2021 N 2-677/2021, Красноармейского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 21.12.2021 N 2-3063/2021, Ковровского городского суда Владимирской области от 24.12.2021 N 2-3160/2021). Другие считают отстранение работников, выполняющих работы, не поименованные в Перечне N 825, не соответствующим закону (постановление Моршанского районного суда Тамбовской области от 30.09.2021 N 5-581/2021, решения Заднепровского районного суда города Смоленска от 19.10.2021 N 2-1710/2021, Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28.10.2021 N 2-1111/2021, от 24.11.2021 N 2-1181/2021, Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2021 N 2-3113/2021).
Обращаем внимание, что высказанная нами позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Не исключено, что контролирующие и судебные органы будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Титов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
13 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"