ООО является оператором по приему платежей и состоит на учете в Росфинмониторинге, а также управляющей организаций по управлению МКД (многоквартирными домами). Данное ООО планирует передать ведение бухгалтерского учета компании, оказывающей бухгалтерские и юридические услуги (другому ООО) на основании договора.
Возможно ли заключение договора об оказании услуг по передаче ведения бухгалтерского учета данным экономическим субъектом с учетом видов деятельности? Существуют ли специальные требования к такому договору с учетом видов деятельности? Какой субъект должен назначить лицо, ответственное за учет в Росфинмониторинге оператора по приему платежей? Работником какого ООО должно являться данное должностное лицо? Может ли руководитель организации-оператора по приему платежей являться одновременно специальным должностным лицом? Должностные лица какого субъекта должны пройти обязательное соответствующее обучение Росфинмониторинга? Подлежит ли ООО, которое планирует оказывать бухгалтерские и юридические услуги, постановке на учет в Росфинмониторинге?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не ограничивает для организаций - операторов по приему платежей возможность передать ведение бухгалтерского учета стороннему лицу и не устанавливает специальных требований к соответствующему договору.
Каждая из упомянутых организаций (ООО - оператор по приему платежей и ООО, оказывающее услуги по ведению бухгалтерского учета, в случае, если оно совершает определенные операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в законе) исполняет обязанности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения самостоятельно (независимо от другой организации). В каждой из организаций должно быть назначено специальное должностное лицо, являющееся работником этой организации. Функции специального должностного лица могут быть возложены в том числе на руководителя организации.
Организация, оказывающая юридические и бухгалтерские услуги, не встает на учет в Росфинмониторинге, но в соответствующих случаях обязана получить доступ в личный кабинет, размещенный на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет.
Исходя из существующих нормативных требований, обязательное обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны пройти работники организации - оператора по приему платежей.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено этой частью.
Той же частью предусмотрено, что руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера, руководители отдельных категорий экономических субъектов могут принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Иных нормативных требований, которые исключали бы возможность юридического лица передать ведение бухгалтерского учета сторонней организации, в том числе в связи с применением Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), законодательство не содержит.
Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемом случае общество, являющееся оператором по приему платежей, вправе передать ведение бухгалтерского учета иному лицу, заключив с ним соответствующий договор. Законодательство не устанавливает специальных требований к такому договору в связи с исполнением заказчиком услуг (оператором по приему платежей) обязанностей, которые установлены Законом N 115-ФЗ.
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Эти организации подлежат постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга (п. 2 ст. 9.1 Закона N 115-ФЗ, подп. "в" п. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58, далее - Положение).
В отличие от них лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, не включены, и обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге на них не распространяется (смотрите п. 2 Положения, постановление Двенадцатого ААС от 29.08.2018 N 12АП-8926/18). Круг обязанностей таких организаций описан в ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ. В частности, в соответствии с п. 1 этой статьи организации, оказывающие бухгалтерские услуги в рамках осуществления предпринимательской деятельности, обязаны выполнять требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подп. 1, 1.1, 2, 6 п. 1, пп. 2 и 4 ст. 7, подп. 1, 3, 5 п. 1, пп. 3 и 4 ст. 7.3, п. 5 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ, однако лишь в тех случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
В этой связи организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны получить доступ в личный кабинет, размещенный на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет по адресу: п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ (пп. 2, 5 Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.04.2021 N 569, подп. 1.3 п. 1, п. 2 Порядка доступа к личному кабинету и его использования (приложение N 2 к приказу Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175).
Таким образом, общество, которое оказывает бухгалтерские и юридические услуги, не обязано вставать на учет в Росфинмониторинге, однако в случае, если при оказании соответствующих услуг оно будет совершать операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ, на него возлагаются обязанности, предусмотренные этой статьей, в частности, по организации внутреннего контроля, что предопределяет необходимость назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля (абзац девятый ст. 3 Закона N 115-ФЗ, смотрите также Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждены Росфинмониторингом 25.04.2018, далее - Рекомендации).
Обратим внимание, что при наличии условий, обозначенных в п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ, у общества, которое оказывает юридические и бухгалтерские услуги, возникают самостоятельные основания для организации внутреннего контроля и назначения упомянутого выше специального должностного лица, то есть независящие от того обстоятельства, что она оказывает бухгалтерские услуги именно оператору по приему платежей. Принадлежность клиента такого ООО к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сама по себе не меняет объем прав и обязанностей ООО, который определен Законом N 115-ФЗ.
Иными словами, в настоящей ситуации оператор по приему платежей и ООО, оказывающее ему бухгалтерские услуги, будут выполнять обязанности, предусмотренные Законом N 115-ФЗ, независимо друг от друга. Оператор по приему платежей принимает меры по организации внутреннего контроля и назначает специальное должностное лицо в силу того факта, что законом он отнесен к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, а ООО, которому передается ведение бухгалтерского учета, совершает аналогичные действия постольку, поскольку оно является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, и совершает от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ (при условии, что таковые будут совершены). Как следствие, в рассматриваемом случае нет оснований назначать работника ООО - исполнителя бухгалтерских услуг специальным должностным лицом организации - оператора по приему платежей. В каждой из организаций должно быть назначено отдельное специальное должностное лицо.
Ни Закон N 115-ФЗ, ни постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492, установившее квалификационные требования к специальным должностным лицам*(1), не исключают возможности возложения обязанностей специального должностного лица на руководителя организации. Примеры, когда руководитель юридического лица, деятельность которого подпадает под требования Закона N 115-ФЗ, возлагает такие обязанности на себя, встречаются в правоприменительной практике (решение АС Пензенской области от 21.06.2011 N А49-2043/2011, решение АС Чувашской Республики от 27.05.2009 N А79-4127/2009, решение Московского городского суда от 26.09.2017 по делу N 7-13273/2017).
В осуществление внутреннего контроля входит, помимо прочего, подготовка и обучение кадров (абзац десятый ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Однако в настоящее время нормативные требования к обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены только для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, то есть для лиц, указанных в ст. 5 Закона N 115-ФЗ (п. 3 постановления Правительства РФ от 29.05.2014 N 492, пп. 1, 2, 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждено приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, далее - Приказ N 203). Что касается организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, соответствующие нормы существуют лишь в проекте*(2). Поэтому формально их работники не должны проходить такое обучение. Подпунктом 5.2 п. 5 Рекомендаций определено, что специальные должностные лица лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, проходят обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом N 203. Но это указание имеет лишь рекомендательный характер.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
17 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
*(2) Смотрите проект приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения" (подготовлен Росфинмониторингом 02.06.2020).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"