За какой период рассчитывается среднесписочная численность при изменении категории предприятия (из среднего в крупное)?
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ должно учитываться три календарных года подряд.
Насколько это положение актуально и соответствует судебной и правоприменительной практике?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Статус субъекта МСП может быть потерян с начала года, следующего за годом, по итогам которого доход от предпринимательской деятельности превысит 2 млрд. рублей и (или) среднесписочная численность сотрудников превысит 250 человек.
Обоснование вывода:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Отметим, что Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об ИП в реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из данного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с чч. 5-6.4 и 7.1 той же статьи.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
- микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
- малые предприятия;
- средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Однако в рассматриваемом случае вопрос стоит не об изменении категории в рамках законодательства о малом и среднем предпринимательстве, а об утрате самого статуса малого (среднего) предприятия.
Поэтому в данном случае подлежит применению норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об ИП исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в частности, в случае, если такие юридические лица, ИП не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него.
Подтверждается данный вывод и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая споры об исключении организаций из Единого реестра, указывает, что в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ идет речь об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанная норма права применяется в случаях, когда одна из указанных категорий меняется на другую. При рассмотрении вопроса об исключении общества из реестра или его включении в реестр положение ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не применяется (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-32308/18, от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, от 28.04.2017 N 09АП-15465/17 (постановлением АС Московского округа от 08.08.2017 N Ф05-10294/17 данное постановление оставлено без изменения)).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.12.2020 N 13АП-32023/20 по делу N А56-41625/2020 отметил, что исключение сведений о лице из реестра, предусмотренное п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, и изменение его категории как субъекта МСП, предусмотренное п. 4 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, являются различными механизмами, и изменение категории субъекта не тождественно исключению сведений о нем из реестра. Превышение лицом показателей (их несоответствие) предельных критериев, установленных для субъектов среднего предпринимательства (средних предприятий), влечет отсутствие общей возможности включения сведений о нем в реестр с последующим отнесением его к той или иной категории субъекта МСП.
Смотрите также постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.11.2020 N Ф01-14557/20 по делу N А28-18117/2019, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
24 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Исключение - вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.