Ограничения в проведении проверок налоговыми органами и СФР в отношении мобилизованных предпринимателей
Смотрите в этом материале:
- на кого распространяется приостановление проверок;
- как налоговый орган узнаёт о мобилизованных лицах;
- период приостановления проверок в отношении мобилизованных;
- какие налоговые проверки приостановят в отношении мобилизованных;
- ограничения в проведении камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля;
- применение налоговым органом обеспечительных мер и санкций;
- какие еще проверки не будут проводиться налоговыми органами;
Правительством РФ принято постановление от 20.10.2022 N 1874 "О мерах поддержки мобилизованных лиц" (далее - Постановление N 1874). Постановлением помимо урегулирования вопросов уплаты налогов и сдачи отчетности теми, кто призван в действующую армию, также приостановлено проведение проверок в отношении мобилизованных лиц.
Разберемся, что это означает и какие проверки приостанавливаются.
Прежде всего напомним, что в 2022 году был введен запрет на проведение выездных налоговых проверок только в отношении аккредитованных IT-организации - на период до 03.03.2025 включительно (абз. 5 пп. "г" п. 1 Указа Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации", письма Минфина России от 18.03.2022 N 03-02-06/21331, ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@, от 15.04.2022 N ЕД-18-2/882@).
На налоговые проверки не распространяются положения "антисанкционных" мораториев, установленных постановлениями Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства...". Ведь указанными Постановлениями приостановлены только проверки, регулируемые федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
К налоговому контролю положения этих федеральных законов не применяются (п. 1 ч. 5 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, письма Минфина России от 15.06.2022 N 03-02-07/56732, ФНС России от 09.09.2022 N ЕА-2-15/1188@).
Поэтому для мобилизованных лиц являются актуальными вводимые Постановлением N 1874 меры поддержки.
На кого распространяется приостановление проверок
Меры, предусмотренные Постановлением N 1874, установлены в отношении:
- граждан РФ, призванных в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ N 647) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ (далее - мобилизованные лица),
- а также организаций, в которых мобилизованное лицо на дату его призыва в соответствии с Указом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа (далее - организации).
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 20.10.2022 N 404-ФЗ с 20.10.2022) призванным на военную службу по мобилизации гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) организаций, а также осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа, предоставлено право оставаться собственниками дела и заниматься бизнесом как лично, так и через доверенных лиц. Ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающиеся занятия предпринимательской деятельностью, на них не распространяются.
Такие граждане получат отсрочку в пять рабочих дней для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе для оформления нотариальной доверенности.
Правительству РФ предоставлено право установить особенности, касающиеся решения указанных вопросов.
Постановление N 1874 вступило в силу с 22 октября 2022 г. (даты опубликования), при этом действие мер, касающихся переноса сроков уплаты налогов (взносов), представления отчетности, а также приостановления проверок распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г.
Соответственно, установленные Постановлением N 1874 касается мобилизованных с 21 сентября 2022 г:
- граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей (в том числе, самозанятых);
- индивидуальных предпринимателей;
- организаций, в которых мобилизованные являются единственным учредителем и одновременно руководителем.
Как налоговый орган узнаёт о мобилизованных лицах
Согласно п. 7 Постановления N 1874 мобилизованные лица, в отношении которых осуществляется проведение мероприятий, предусмотренных постановлением, определяются на основании сведений, представляемых Минобороны России в ФНС России не реже чем один раз в 7 календарных дней (в том числе сведений о дате получения мобилизованным лицом статуса военнослужащего по частичной мобилизации и дате увольнения мобилизованного лица с военной службы по основаниям, установленным Указом).
Таким образом, для применения перечисленных в Постановлении N 1874 мер поддержки мобилизованным лицам не требуется обращаться в налоговые органы, так как сведения о них еженедельно передаются в рамках межведомственного информационного взаимодействия Минобороны России и ФНС России.
В свою очередь, ФНС России направляет информацию о таких мобилизованных лицах и об организациях в Федеральную таможенную службу, в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (до 31.12.2022 - в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ) (п. 7 Постановления N 1874).
С 23.11.2022 на ФНС России также возложена обязанность по запросу кредитора подтверждать факт мобилизации заемщика на основании данных, полученных от Минобороны РФ, с целью реализации положений Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей..." (см. письма ФНС России от 26.12.2022 N 09-06-01/15105@, от 05.12.2022 N СД-4-3/16438@).
Период приостановления проведения проверок в отношении мобилизованных
Сроки приостановления проверок - на весь период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ и до 28-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения с военной службы по основаниям, установленным Указом (см. информацию ФНС России от 22.10.2022).
В период частичной мобилизации основанием увольнения с военной службы мобилизованных граждан могут быть следующие обстоятельства (п. 5 Указа N 647):
а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Какие налоговые проверки приостановят в отношении мобилизованных
Пунктом 5 Постановления N 1874 в отношении мобилизованных лиц и организаций, в которых мобилизованное лицо является единственным учредителем и одновременно руководителем, приостановлены:
- назначение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пп. "а" п. 5);
- проведение уже назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пп. "б" п. 5);
- течение сроков, установленных НК РФ в отношении таких проверок (пп. "г" п. 5);
- течение сроков рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренных статьями 100, 101 и 101.4 НК РФ (пп. "д" п. 5).
Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также ценовых проверок, в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.
То есть, указанные выше налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля не будут проводиться весь период прохождения военной службы мобилизованных "плюс" 2 месяца и 28 дней.
Очевидно, что приостановление проверок и течения сроков, установленные Постановлением N 1874, а также их последующее возобновление производятся в "автоматическом" режиме и не требуют оформления решением налогового органа, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ (как и ранее, в периоде действия "коронавирусного" моратория на проверки - см. письмо ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@).
На этот период также установлены ограничения:
- в проведении камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля;
- в применении обеспечительных мер и налоговых санкций
Ограничения в проведении камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля в отношении мобилизованных
Согласно пп "в" п. 5 Постановления N 1874 на этот же период приостанавливается проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных НК РФ, за исключением:
- мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках камеральных налоговых проверок в отношении налоговых деклараций по НДС с суммами налога, заявленными к возмещению, деклараций по акцизам с суммой акциза, заявленной к возмещению (уменьшению), налоговых деклараций по НДФЛ с суммой налога, заявленной к возврату;
- мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, проводимых в рамках камеральных налоговых проверок деклараций по НДС, не указанных в предыдущем абзаце.
Что это означает?
Прежде всего отметим, что камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком самостоятельно в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 09.09.2022 N ЕА-2-15/1188@).
Пунктом 1 Постановления N 1874 продлены сроки не только уплаты налогов, сборов, страховых взносов, в том числе, страховых взносов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ (п. п. "а" и "б" п. 1 и п. 4), но и сроки предоставления налоговых деклараций (расчетов) (см. письма ФНС России от 03.11.2022. N БС-19-21/251@, от 24.10.2022 N БС-4-21/14257@).
На период прохождения военной службы и до 25 числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения со службы, продлены приходящиеся на этот период сроки представления (пп. "в" п. 1):
- налоговых деклараций (кроме деклараций по НДС);
- налоговых расчетов о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах;
- расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами;
- расчетов по авансовым платежам;
- бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для физических лиц также продлены сроки представления в налоговые органы деклараций и отчётных документов в рамках валютного контроля. Кроме того, для самозанятых, которые утратили право на применение налога на профессиональный доход (НПД), и предпринимателей, которые перешли на НПД, продлены сроки соответствующего уведомления налоговых органов - на период несения военной службы и вплоть до конца четвертого месяца, следующего за месяцем окончания мобилизации или увольнения (пп. "г" п. 1 Постановления N 1874). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Соответственно, камеральные налоговые проверки по прежнему будут проводиться в общеустановленном порядке только в отношении налоговых деклараций:
- по НДС - если в них сумма налога заявлена к возмещению;
- по акцизам - если в них сумма акциза заявлена к возмещению (уменьшению);
- по НДФЛ - если в них сума налога заявлена к возврату.
В рамках камеральной налоговой проверки на основании иных деклараций по НДС налоговые органы вправе потребовать пояснения в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ в случае, если выявлены ошибки в декларации, противоречия или несоответствия между представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа сведениями, а также при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. Иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны.
В иных случаях (кроме обозначенных) мероприятия налогового контроля в отношении мобилизованных лиц и организаций проводиться не должны ни в рамках камеральных налоговых проверок, ни вне рамок проверок. То есть, налоговые органы не должны:
- вызывать в налоговый орган по пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ (в том числе с целью получения пояснений, документов);
- запрашивать у налогоплательщика и его контрагентов документы (информацию), касающиеся его деятельности, по ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ,
- запрашивать документы (информацию) о контрагентах или о конкретных сделках по ст. 93.1 НК РФ;
- проводить допросы свидетелей (ст. 90 НК РФ), осмотры (ст. 92 НК РФ), выемку документов (ст. 94 НК РФ), экспертизу (ст. 95 НК РФ);
- проводить инвентаризации (п. 13 ст. 89 НК РФ) и т. п.
Применение налоговым органом обеспечительных мер и санкций в отношении мобилизованных
На период прохождения военной службы и до 28 числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения со службы, в отношении мобилизованного лица, организации:
- приостановлено вынесение решений о приостановлении операции по счетам в банках и переводов электронных денежных средств в соответствии с п.п. 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ (пп. "е" п. 5 Постановления N 1874);
- не применяются налоговые санкции за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 119, 126, 126.1, 129.1, 129.4 и 129.6 НК РФ, совершенные в указанный период, производство по таким нарушениям не осуществляется (п. 6 Постановления N 1874).
Предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на шесть месяцев (п. 8 Постановления N 1874).
Какие еще проверки не будут проводиться налоговыми органами
Также на период прохождения военной службы и до 28 числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения со службы, в отношении мобилизованного лица, организации приостановлено приостанавливается:
- проведение и назначение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ (пп. "ж" п. 5 Постановления N 1874);
- инициирование и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (пп. "з" п. 5 Постановления N 1874).
Проверки по страховым взносам на ОСС от НС и ПЗ
Постановлением N 1874 установлены ограничения и в отношении проверок страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - ОСС от НС и ПЗ), проводимых с 2023 года Социальным фондом России (а до 2023 года - ФСС РФ) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ).
На период прохождения военной службы и до 28 числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения со службы, в отношении мобилизованных лиц и организаций, в которых мобилизованное лицо является единственным учредителем и одновременно руководителем, приостанавливаются:
- уже начатые выездные (повторные выездные) проверки страхователя по ОСС от НС и ПЗ, а новые проверки не могут быть назначены (пп. пп. "а", "б" п. 5).
- течение сроков, установленных Законом N 125-ФЗ в отношении таких проверок (пп. "г" п. 5);
- течение сроков, предусмотренных ст. ст. 26.19 и 26.20 Закона N 125-ФЗ для оформления результатов таких проверок и вынесения решений по результатам рассмотрения материалов по ним (пп. "д" п. 5).
Кроме того, не применяется ответственность, предусмотренная статьями 26.30 и 26.31 Закона N 125-ФЗ (непредставление расчета по форме 4-ФСС или непредставление документов страховщику) за правонарушения, совершенные в этот период, производство по таким нарушениям не осуществляется (пп. "б" п. 6 Постановления N 1874).
Постановлением N 1874 не предусмотрено приостановление проверок полноты и достоверности представляемых сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), проводимых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Представление статотчетности в органы статистики
Помимо вышеперечисленных мер, согласно пп. "и" п. 5 Постановления в отношении мобилизованного лица, организации на этот же период приостановлено проведение федеральных статистических наблюдений в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Соответственно, для мобилизованных индивидуальных предпринимателей, организаций в этот период отсутствует обязанность представлять статотчетность в органы статистики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах