Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в соответствии с ФСБУ 28/2023 Смотрите в этом материале: - общие требования к инвентаризации активов и обязательств; - порядок проведения инвентаризации; - мероприятия, проводимые перед инвентаризацией; - проверка фактического наличия активов и обязательств организации; - оценка и отражение в бухучете результатов инвентаризации; - основные требования к документальному оформлению процесса инвентаризации Приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация" (далее - ФСБУ 28/2023). Данным федеральным стандартом определены требования к инвентаризации, проводимой экономическими субъектами. Новый ФСБУ 28/2023 обязателен к применению с 1 апреля 2025 года. С этой даты утрачивают силу Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Положения иных НПА, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023. При этом организация может принять решение о применении ФСБУ 28/2023 до указанного срока. В этом случае при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности. ВниманиеИнвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по "старым" правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно (см. сообщение Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44). Организации бюджетной сферы не применяют ФСБУ 28/2023. Кроме того, положения данного стандарта не распространяются на инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней.
Общие требования к инвентаризации активов и обязательств при применении ФСБУ 28/2023
ФСБУ 28/2023 устанавливает следующие общие требования к инвентаризации: 1) полнота инвентаризации (п. 3 ФСБУ 28/2023); 2) определенность способов выявления фактического наличия объектов инвентаризации (п. 4 ФСБУ 28/2023); 3) документальное оформление инвентаризации (п.п. 5-6 ФСБУ 28/2023); 4) обеспечение условий проведения инвентаризации (п. 7 ФСБУ 28/2023); 5) своевременность и обоснованность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете (пп. 8-14 ФСБУ 28/2023). Данные требования подлежат исполнению, как при обязательном проведении инвентаризации, так и в случаях проведения инвентаризации, определяемых организациями самостоятельно.
В соответствии с п. 18 ФСБУ 28/2023 к объектам инвентаризации относятся: а) активы; б) обязательства; в) источники финансирования деятельности организации; г) объекты бухгалтерского учета (в частности, имущество, имущественные права, в том числе других лиц), которые не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности; д) имущество, имущественные права, обязательства, не учтенные организацией.
Общий порядок проведения инвентаризации при применении ФСБУ 28/2023
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
В соответствии с п. 15 ФСБУ 28/2023 проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: 1) при составлении годовой бухгалтерской отчетности; 2) при передаче (возврате) активов, имущественного комплекса в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов организации; 3) при смене работника, на которого возложена материальная ответственность; 4) при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности); 5) при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов; 6) в случае пожара, аварии, стихийного или иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация; 7) при реорганизации организации (кроме случаев реорганизации в форме преобразования); 8) при ликвидации организации.
Сроки инвентаризации, то есть даты начала и окончания ее проведения, устанавливаются руководителем организации (п. 17 ФСБУ 28/2023).
Для обязательного проведения инвентаризации, в общем случае, создается инвентаризационная комиссия (п. 19 ФСБУ 28/2023). В свою очередь, при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации нескольких объектов может быть создано несколько инвентаризационных комиссий. В этом случае распределение обязанностей между комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются руководителем организации. Лица, которые несут материальную ответственность за проверяемые объекты, не могут входить в состав инвентаризационной комиссии (п. 20 ФСБУ 28/2023). ПримечаниеФСБУ 28/2023 нормативно закрепил понятие материально ответственное лицо. Так, материально ответственными лицами признаются работники, на которых возложена материальная ответственность, а также руководители коллектива (бригадиры) и члены коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности. Отметим, если при проведении инвентаризации отсутствует 1/5 и более членов инвентаризационной комиссии, то это является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 21 ФСБУ 28/2023). В некоторых случаях инвентаризационная комиссия может не создаваться, например: - если работниками организации являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер), либо только руководитель; - если инвентаризации проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, с которыми заключен договор об оказании таких услуг; - если инвентаризация проводится ревизионной комиссией организации. При этом уставом данной организации должно быть предусмотрено создание такого органа, а также на ревизионную комиссию уставом либо иными документами должны быть возложены полномочия по проведению инвентаризации (п. 22 ФСБУ 28/2023).
Инвентаризация активов, относящихся к основным средствам и капитальным вложениям в них, запасам, наличным денежным средствам и денежным документам, и иных аналогичных активов проводится по местонахождению этих активов и каждому материально ответственному лицу.
Инвентаризация производится при обязательном присутствии материально ответственных лиц. При этом не допускается определять фактическое наличие активов со слов материально ответственных лиц или по данным регистров бухгалтерского учета (п. 23 ФСБУ 28/2023).
Мероприятия, проводимые перед инвентаризацией
ФСБУ 28/2023 не устанавливает обязанность руководителя организации издавать приказ о проведении инвентаризации. По нашему мнению, для проведения обязательной инвентаризации необходимо издать приказ, в котором следует определить: - перечень проверяемых активов и обязательств; - состав и обязанности инвентаризационной комиссии (если таковая имеется); - сроки проведения инвентаризации. Для приказа можно использовать типовую унифицированную форму ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, или разработать на ее основе собственную.
До начала проведения инвентаризации и проверки фактического наличия активов необходимо провести следующие мероприятия: 1) инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации первичные учетные документы, на основании которых отражается движение активов в регистрах бухгалтерского учета (например, приходные и расходные документы, отчеты о движении активов). Председатель инвентаризационной комиссии должен завизировать такие документы (п. 26 ФСБУ 28/2023); 2) материально ответственные лица должны предоставить расписки о том, что к началу инвентаризации все первичные учетные документы сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, а все вверенные им активы оприходованы, выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, получившие денежные средства в подотчет или доверенности на получение активов (п. 27 ФСБУ 28/2023). ПримечаниеФорма расписки законодательством не утверждена, однако ее текст включен в типовые унифицированные формы актов и описей инвентаризации отдельных видов имущества. Например, основных средств (форма ИНВ-1), нематериальных активов (форма ИНВ-1а), товарно-материальных ценностей (форма ИНВ-3), имущества, принятого на ответственное хранение (форма ИНВ-5), и т. д. Если в используемой организацией форме инвентаризационной описи (акта) для того или иного вида имущества такая расписка не предусмотрена, то ее можно разработать самостоятельно. Как провести проверку фактического наличия активов и обязательств организации
При проведении инвентаризации необходимо проверить фактическое наличие активов и обязательств организации. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у организации (п. 3 ФСБУ 28/2023). Фактическое наличие объектов инвентаризации определяется (п. 4 ФСБУ 28/2023): - путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра (в отношении активов, а также объектов бухгалтерского учета, которые не учитываются в составе активов, но подлежат отражению на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности, а также имущества, не учтенного организацией). При этом, если применение традиционных способов выявления фактического наличия отдельных видов активов невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов (например, фото- или видеофиксация). Условием применения альтернативных способов является то, что они должны обеспечивать реализацию цели инвентаризации; - путем проверки документов, выполнения расчетов (в отношении активов, относящихся к НМА и капитальным вложениям в них, денежным средствам на счетах, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, и иных аналогичных активов, обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, источников финансирования деятельности организации, объектов бухгалтерского учета, которые не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению на забалансовых счетах и (или) в бухгалтерской отчетности, а также не учтенных имущественных прав и обязательств). Организация самостоятельно решает, каким способом определять фактическое наличие конкретного объекта инвентаризации. Основным фактором при принятии такого решения является вид (характер) инвентаризируемого объекта. В расчет также может приниматься удаленность нахождения объекта, ограничения доступа к нему для применения традиционных способов, затратность проведения инвентаризации конкретным традиционным способом.
Оценка и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета, т.е. результаты инвентаризации, подлежат отражению в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.п. 8, 10 ФСБУ 28/2023). Результаты инвентаризации отражаются в учете на основании их квалификации, утвержденной руководителем организации (п. 9 ФСБУ 28/2023). Под квалификацией результатов инвентаризации понимается определение: а) объектов инвентаризации, оказавшихся в излишке; б) утраченных активов и активов, оказавшихся испорченными (поврежденными) (т.е. недостача активов) в пределах, сверх или в отсутствие норм естественной убыли; в) возможности использования активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), либо их продажи; г) наличия пересортицы активов; д) наличия оснований для возмещения недостачи активов организации, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, а также для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в оценке, определяемой на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация, в следующем порядке (пп. 11, 12 ФСБУ 28/2023): - стоимость активов, оказавшихся в излишке, включается в доходы организации по их справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов; ПримечаниеСправедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости", введ. в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета. - стоимость утраченных активов, а также активов, оказавшихся испорченными (поврежденными) и не подлежащих использованию или продаже, по балансовой стоимости таких активов относится на виновных лиц (при наличии оснований для ее возмещения) или на расходы (при отсутствии оснований для ее возмещения); - стоимость активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), но подлежащих использованию либо продаже, корректируется на сумму обесценения в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета; - выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности и обязательств, по которым срок исковой давности истек, а также иных долгов, нереальных для взыскания, списываются с бухгалтерского баланса в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов; - выявленные при инвентаризации расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, отличных от указанных выше, а также отложенных налоговых активов и обязательств доначисляются или досписываются в порядке, определенном федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов. ПримечаниеРасхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств оцениваются в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженность, обязательства и признаваемых правильными организацией. В свою очередь, расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств оцениваются в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами (подп. "в" и "г" п. 11 ФСБУ 28/2023, сообщение Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44). Что касается недостачи активов, для которых установлены нормы естественной убыли, то она подлежит отражению на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: 1) убыль активов в пределах норм относится на затраты, относящиеся к производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) или расходы на продажу при осуществлении торговой деятельности. При этом: - нормы убыли применяются только в случае выявления фактической недостачи активов; - убыль активов в пределах норм определяется после зачета недостач активов излишками по пересортице. При наличии недостачи активов после зачета по пересортице нормы естественной убыли применяются только по тому наименованию активов, по которому установлена недостача; 2) убыль активов сверх норм отражается в порядке, установленном подпунктом "б" пункта 12 ФСБУ 28/2023, а именно: при наличии виновных лиц и оснований для ее возмещения относится на виновных лиц, при отсутствии оснований для ее возмещения - на расходы (п. 14 ФСБУ 28/2023).
Основные требования к документальному оформлению процесса инвентаризации
В соответствии с п. 5 ФСБУ 28/2023 сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации должны быть оформлены документами инвентаризации. Однако стандартом не установлен конкретный состав документов инвентаризации, следовательно, этот вопрос отнесен к компетенции самой организации. Как правило, сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации оформляются инвентаризационными описями и актами инвентаризации. В свою очередь, сопоставление сведений о фактическом наличии объектов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета отражается в сличительных ведомостях. Также ФСБУ 28/2023 допускает использование документов, в которых объединены показатели документов, содержащих сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, и документов, содержащих результаты инвентаризации. В качестве инвентаризационных документов можно использовать унифицированные формы инвентаризационных описей (формы ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-5), сличительных ведомостей (формы ИНВ-18, ИНВ-19) или инвентаризационных описей (актов), объединяющих показатели описей (актов) и сличительных ведомостей (формы ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16), либо самостоятельно разработать формы инвентаризационных документов. В соответствии с п. 31 ФСБУ 28/2023 документ, содержащий сведения о фактическом наличии активов, относящихся к запасам, и иных аналогичных активов, должен содержать, в частности: 1) наименования активов и сведения, идентифицирующие их, их количество по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете; 2) количество (прописью) порядковых номеров активов и общее количество (прописью) таких активов в натуральных единицах измерения, записанных на каждой странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (в том числе, штуках, килограммах, метрах) эти активы показаны (на каждой странице документа); 3) отметку о проверке цен, таксировки и подсчета итогов на последней странице документа с подписями лиц, производивших эту проверку; 4) расписку материально ответственного лица, подтверждающую проверку фактического наличия активов инвентаризационной комиссией в его присутствии, отсутствие претензий к инвентаризационной комиссии и принятие перечисленных в документе активов для хранения или использования (в конце документа); 5) в случае смены материально ответственных лиц подписи лица, принявшего актив, и лица, сдавшего этот актив; 6) подписи всех членов инвентаризационной комиссии и соответствующего материально ответственного лица. К документам инвентаризации приобщаются, в частности (п. 35 ФСБУ 28/2023): - акты обмеров, технические расчеты, а также документы, оформляющие результаты перевеса весовых товаров; - предоставленные материально ответственными лицами объяснения о допущенной пересортице; - предоставленные инвентаризационной комиссии объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц. Отметим, материально ответственное лицо вправе требовать предоставления документа, содержащего сведения о фактическом наличии активов. В этом случае инвентаризационная комиссия должна обеспечить предоставление такого документа. В свою очередь, если после инвентаризации материально ответственное лицо обнаружило ошибку в данном документе, то оно должно немедленно заявить об этом членам комиссии. После проверки инвентаризационной комиссией данного заявления и в случае его подтверждения осуществляется исправление ошибки в соответствующем документе (п. 30 ФСБУ 28/2023). Исправление ошибок в документе инвентаризации, содержащем сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, должно быть удостоверено подписями всех членов инвентаризационной комиссии и соответствующего материально ответственного лица (п. 34 ФСБУ 28/2023). ВниманиеВсе инвентаризационные документы составляются, хранятся и исправляются в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета следующими нормативными актами: - Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ; - ФСБУ 27/2021, утв. приказом Минфина России от 16.04.2021 N 62н. Документы инвентаризации могут составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. Решение по данному вопросу организация принимает самостоятельно. ФСБУ 28/2023 не содержит ограничений применения электронных документов инвентаризации (см. также сообщение Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44). В документе на бумажном носителе, который содержит сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, не должно быть незаполненных строк. В случае если на последней странице такого документа остаются незаполненные строки, то они должны быть прочеркнуты (п. 33 ФСБУ 28/2023). ПримечаниеНа такие объекты инвентаризации, как объекты бухгалтерского учета, которые не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению на забалансовых счетах или в бухотчетности, а также неучтенное имущество, имущественные права и обязательства, составляются отдельные документы инвентаризации (п. 32 ФСБУ 28/2023).
|
Тема
См. также Бухгалтерский учет доходов в виде стоимости излишков, выявленных при инвентаризации Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации (в целях налогообложения прибыли) Налоговый учет убытков в виде недостачи материальных ценностей Формы документов Пример заполнения приказа о проведении инвентаризации (ф. ИНВ-22) Расписка материально ответственного лица при проведении инвентаризации Пример заполнения Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (Форма N ИНВ-3) Пример заполнения Инвентаризационной описи нематериальных активов (Форма N ИНВ-1а) Пример заполнения Инвентаризационной описи основных средств (Форма N ИНВ-1) Объяснительная записка о недостаче товаров на складе Объяснительная записка об образовании излишков товаров на складе Приказ о списании недостающих основных средств, выявленных при инвентаризации
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.