Электронные документы и электронный документооборот (ЭДО): разбираем 3 актуальных вопроса организаций бюджетной сферы
ноябрь 2022 г.
Близится конец 2022 года. А это означает, что уже совсем скоро организации бюджетной сферы в обязательном порядке должны будут начать применять в своей работе формы электронных документов и смогут пользоваться возможностями ЭДО. Многие организации пока не готовы к такому переходу. В связи с этим мы прокомментируем 3 основных момента, связанных с ЭДО и электронными документами, которые волнуют бухгалтеров бюджетной сферы.
1. С 01.01.2023 обязательно нужно перейти на ЭДО
Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Электронный документооборот (ЭДО) - это обмен электронными документами между участниками электронного взаимодействия.
Важно разграничивать эти два понятия. С 01.01.2023 организации бюджетной сферы в обязательном порядке должны работать с унифицированными формами электронных документов - формировать их в электронном виде либо на бумаге, если нет технической возможности или это прямо предусмотрено законом.
В свою очередь, пользоваться ЭДО возможно только после решения определенных организационных моментов: получения электронных подписей, настройки бухгалтерского программного продукта, внесения изменений в график документооборота (определения, кто за какой документ отвечает, кто формирует, согласовывает, утверждает и отражает в учете, в какие сроки и в какой последовательности это должно производиться) и т.д. Подробнее о том, как перейти на ЭДО смотрите здесь.
Таким образом, внедрение унифицированных форм электронных документов не говорит о том, что все организации бюджетной сферы должны "забыть о бумаге и ручке". Вместе с тем, законодательством предусмотрено создание субъектами учета условий по переходу с 2023 года на электронный документооборот. Соответственно, при наличии технической возможности и отсутствии ограничений со стороны закона применение ЭДО в организациях бюджетной сферы становится неизбежным.
Итак, рассмотрим подробнее виды ЭДО.
В зависимости от участников электронного взаимодействия ЭДО можно разделить на следующие виды:
1. ЭДО внутри организации бюджетной сферы (внутренний ЭДО).
2. ЭДО в рамках взаимодействия между организацией бюджетной сферы и центром компетенции (централизованной бухгалтерией);
3. Межсистемный ЭДО.
Под внутренним рассматривается ЭДО, организованный при оформлении фактов хозяйственной жизни внутри организации бюджетной сферы. Например, с помощью внутреннего ЭДО могут оформляться такие операции, как внутреннее перемещение нефинансовых активов между структурными подразделениями, выдача имущества в личное пользование, для хозяйственных нужд, инвентаризация и т. п.
Под ЭДО в рамках взаимодействия между организацией бюджетной сферы и центром компетенции (централизованной бухгалтерией) понимается электронный документооборот, организованный между организацией, передавшей полномочия по ведению учета, и централизованной бухгалтерией, осуществляющей такие полномочия. Иными словами, это способ передачи информации в электронном виде от субъекта учета субъекту, выполняющему централизованные функции.
Под межсистемным рассматривается ЭДО, возникающий при обработке фактов хозяйственной жизни в рамках информационного взаимодействия между информационными системами. Например, в качестве межсистемного ЭДО может рассматриваться выгрузка/загрузка акта приемки из ЕИС в бухгалтерскую программу или отправка отчетности в ФНС, ФСС.
Таким образом, ЭДО можно разделить на два крупных блока: внешний (с контролирующими органами, сторонними контрагентами и информационными системами) и внутренний (бухгалтерский и внутриучрежденческий).
Участниками внешнего ЭДО являются сама организация бюджетной сферы, контрагенты и оператор ЭДО. Предметом внешнего ЭДО является структурированный файл электронного документа, передаваемый между участниками электронного взаимодействия по определенному формату.
Участниками внутреннего ЭДО являются сотрудники одного юридического лица: бухгалтерия, сотрудники договорного, планового отделов, лица, ответственные за сохранность имущества, подотчетные лица, члены инвентаризационных комиссий, комиссии по поступлению и выбытию активов, руководители подразделений, а также другие работники организации бюджетной сферы, ответственные за совершение факта хозяйственной жизни и его документальное оформление.
Как внутренний, так и внешний ЭДО направлены на достижение следующих целей:
- сокращение временных затрат на работу с документами;
- оптимизация непроизводственных расходов;
- исключение "человеческого фактора";
- однократный ввод данных и т.д.
Единые правила формирования и применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены двумя нормативными актами: Приказами NN 52н и 61н.
Унифицированные формы электронных первичных учетных документов и регистров, утвержденные Приказом N 52н, должны применять все организации бюджетной сферы согласно принятой ими учетной политике и по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2021 года.
Подробнее смотрите в материале Применение форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных Приказом N 52н.
Для унифицированных форм электронных первичных учетных документов и регистров, утвержденных Приказом N 61н, предусмотрены иные сроки. Так, Федеральное казначейство, а также организации, передавшие ему полномочия по ведению учета на основании решения Правительства РФ, должны работать с новыми электронными документами с 1 января 2022 года, а с некоторыми формами - с 1 января 2023 года.
Остальные государственные (муниципальные) учреждения должны применять новые электронные формы и регистры с 1 января 2023 года, а некоторые формы - с 1 января 2024 года. Электронные документы могут применяться и ранее этих дат, если соответствующие положения будут закреплены в учетной политике. Это предусмотрено п. 6 Приказа N 61н.
Учреждения, не применяющие электронный документооборот, вправе применять новые электронные формы на бумажном носителе (письмо Минфина России от 18.03.2021 N 02-07-10/19776).
Письмом Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-07/98091 доведены методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов .
В отличии от Приказа N 52н, положения Приказа N61н содержат детальное описание порядка заполнения разделов и граф унифицированных форм электронных первичных документов и регистров. Кроме того, Методические указания, утвержденные Приказом N61н, содержат описание бизнес-процессов, применяемых при оформлении электронных документов, а именно:
- перечень должностных лиц, участвующих в составлении и подписании электронного документа;
- зоны ответственности подписантов документа. Например, информацию, указанную в разделе 1 "Расчет (обоснование) размера аванса" Заявки-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521), формирует и подписывает ответственное лицо контрактной службы (контрактный управляющий) или ответственное лицо комиссии по осуществлению закупок, а в части финансовой информации подписывает ответственное лицо финансово-экономического подразделения. Информацию в других разделах этой формы формируют и подписывают другие ответственные лица;
- вид электронной подписи каждого подписанта - простая (ЭП) или усиленная квалифицированная (ЭЦП);
- бизнес процессы некоторых документов содержат описание возможности интеграции с внешними информационными системами. Например, формирование Ведомости группового начисления доходов (ф. 0510431) осуществляется субъектом учета средствами модуля формирования начислений и квитирования оплат подсистемы управления доходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", ведомственной информационной системы главного администратора доходов бюджета или иной информационной системы, обеспечивающей администрирование доходов бюджетов и (или) ведение бухгалтерского учета;
- бланки форм ряда документов содержат реквизиты, предусматривающие согласование с руководителями сторонних учреждений. Например, Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436) содержит гриф согласования руководителя (уполномоченного лица) главного администратора доходов бюджета (Учредителя).
Также важным нововведением Приказа N 61н является следующее. Ответственное лицо при оформлении электронного документа не заполняет отметки бухгалтерии о принятии объекта к бухгалтерскому учету или о его выбытии, а также иные поля, предусмотренные для отражения бухгалтерских записей (отметки бухгалтерии). Сделать это может только бухгалтер или иное уполномоченное на ведение бухгалтерского учета лицо. Поэтому в случае, когда оформленный электронный первичный документ не содержит отметок бухгалтерии, к нему дополнительно оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) в виде электронного бухгалтерского документа, в котором отражены проводки. Бухгалтер подписывает Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) ЭЦП (п. 6 Методических указаний, утв. Приказом N 61н).
Некоторые унифицированные формы первичных документов дополнены Листами ознакомления, согласования и голосования. В частности, Лист согласования прилагается к Решению о проведении инвентаризации (ф. 0510439) и Изменению Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447), если актом субъекта учета предусмотрено согласование этих форм должностными лицами. Лист ознакомления также прилагается к указанным формам в целях подтверждения ознакомления должностными лицами со сроками и объектами инвентаризации. В свою очередь, Лист голосования прилагается ко всем электронным формам, предусматривающим их подписание членами комиссии. В Листе голосования члены профильных комиссий организации бюджетной сферы отражают итоги обсуждения ("за" или "против") фактов хозяйственной жизни, содержащихся в соответствующих электронных документах.
Создание альбома унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета предусматривает включение в положения Приказа N 61н унифицированных формы документов, утвержденных Приказом N 52н. Это означает, что документы из Приказа N 52н будут постепенно заменяться новыми унифицированными электронными формами.
Советы и примеры по заполнению электронных документов смотрите в нашем Путеводителе.
Мы подготовили таблицу с перечнем унифицированных форм электронных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, перечнем ответственных лиц, подписывающих эти документы, и типом подписи.
Унифицированная форма электронного документа |
Перечень ответственных лиц |
Тип подписи |
Приказ N 52н | ||
электронные первичные документы | ||
Решение о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512)
Изменение Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513)
Решение о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515)
Изменение Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516) |
ответственное лицо кадровой службы |
ЭП |
подотчетное лицо | ||
бухгалтер | ||
руководитель структурного подразделения, в котором работает подотчетное лицо | ||
руководитель финансово-экономического подразделения | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
руководитель учреждения, осуществляющего в соответствии с переданными полномочиями оплату расходов по командировке работнику, состоящему в штате другого учреждения, передавшего такие полномочия и направившего работника в командировку | ||
Решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, |
подотчетное лицо |
ЭП |
бухгалтер | ||
руководитель структурного подразделения, в котором работает подотчетное лицо | ||
руководитель финансово-экономического подразделения | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518) |
ответственное лицо контрактной службы (контрактный управляющий) |
ЭП |
руководитель структурного подразделения, в котором работает подотчетное лицо | ||
подотчетное лицо | ||
бухгалтер | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) |
подотчетное лицо |
ЭП |
руководитель структурного подразделения, в котором работает подотчетное лицо | ||
руководитель финансово-экономического подразделения | ||
ответственный за принятие и проверку документов-оснований | ||
бухгалтер | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
электронные регистры | ||
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093) |
ответственный исполнитель бухгалтерского подразделения |
ЭЦП |
Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, |
работник бухгалтерского подразделения, ответственный за составление регистра |
ЭП |
работник бухгалтерского подразделения, ответственный за проведение контроля |
ЭЦП |
|
Приказ N 61н | ||
электронные первичные документы | ||
Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431)
Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432)
Ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837)
Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838) |
ответственный исполнитель |
ЭЦП |
Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436)
Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445)
Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836) |
члены комиссии |
ЭП |
ответственный исполнитель из состава комиссии | ||
председатель комиссии |
ЭЦП |
|
руководитель главного администратора доходов бюджета (Учредителя) | ||
руководитель | ||
Решении о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446) |
ответственный исполнитель |
ЭП |
ответственный исполнитель финансово-экономической службы | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433)
Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440)
Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442)
Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435)
Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441)
Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета________ (ф. 0510437) |
члены комиссии
|
ЭП |
ответственный исполнитель из состава комиссии | ||
председатель комиссии
|
ЭЦП |
|
руководитель | ||
Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434) |
лицо, передающее имущество в пользование (получающее из пользования) |
ЭЦП |
лицо, получающее имущество в пользование (возвратившее имущество) |
ЭП |
|
Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)
Изменение Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447) |
ответственный исполнитель |
ЭП |
согласующие лица (если это предусмотрено актом субъекта учета) - в Листе согласования | ||
члены инвентаризационной комиссии - в Листе ознакомления | ||
ответственное лицо - в Листе ознакомления | ||
бухгалтер - в Листе ознакомления | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453) |
ответственный исполнитель, подготовивший документ |
ЭП |
бухгалтер | ||
ответственные лица стороны трансферта, составившей документ | ||
руководитель |
ЭЦП |
|
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448) |
ответственный исполнитель передающей стороны |
ЭП |
лицо передающей стороны, ответственное за сдачу объекта | ||
ответственный исполнитель принимающей стороны | ||
лицо принимающей стороны, ответственное за получение объекта | ||
члены комиссии принимающей стороны | ||
председатель комиссии принимающей стороны |
ЭЦП |
|
руководитель принимающей стороны | ||
руководитель передающей стороны | ||
Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450) |
ответственный исполнитель (сотрудник структурного подразделения-отправителя, передающего материальные ценности, или сотрудник иного структурного подразделения, уполномоченного формировать первичные документы по движению материальных ценностей) |
ЭП |
ответственное лицо, передающее материальные ценности (сотрудник подразделения-отправителя) |
ЭЦП |
|
ответственное лицо, получающее материальные ценности (сотрудник подразделения-получателя) | ||
Требование-накладная (ф. 0510451) |
ответственный исполнитель (сотрудник структурного подразделения-отправителя, передающего материальные ценности, или сотрудник иного структурного подразделения, уполномоченного формировать первичные документы по движению материальных ценностей) |
ЭП |
сотрудник, затребовавший материальные ценности | ||
ответственное лицо, получающее материальные ценности (сотрудник подразделения-получателя) | ||
лицо, санкционировавшее выдачу материальных ценностей (руководитель или иное уполномоченное лицо) |
ЭЦП |
|
ответственное лицо, отпускающее материальные ценности (сотрудник подразделения-отправителя) | ||
Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) |
ответственное лицо из состава приемочной комиссии, принявшее товары, работы, услуги |
ЭП |
члены приемочной комиссии | ||
председатель приемочной комиссии |
ЭЦП |
|
руководитель | ||
уполномоченное лицо заказчика, если получатель товара, работы, услуги не является заказчиком по государственному контракту или договору | ||
представитель поставщика (подрядчика) |
собственноручная подпись на копии электронного документа |
|
Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521) |
ответственное лицо контрактной службы (контрактный управляющий) или ответственное лицо комиссии по осуществлению закупок |
ЭП |
ответственное лицо финансово-экономического подразделения | ||
подотчетное лицо | ||
руководитель структурного подразделения, в котором работает подотчетное лицо | ||
бухгалтер | ||
руководитель учреждения, осуществляющего в соответствии с переданными полномочиями оплату расходов по закупке подотчетному лицу, состоящему в штате субъекта учета, передавшего такие полномочия |
ЭЦП |
|
руководитель | ||
электронные регистры | ||
Журнал операций по забалансовому счету_______________ (ф. 0509213) |
ответственный исполнитель |
ЭП |
главный бухгалтер |
ЭЦП |
|
Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095)*(1) |
работник бухгалтерского подразделения, ответственный за составление регистра |
ЭП |
работник бухгалтерского подразделения, ответственный за проведение контроля |
ЭЦП |
|
Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097) |
ответственный исполнитель (лицо, осуществляющее контроль за обеспечением имуществом) |
ЭП |
Карточка капитальных вложений (ф. 0509211)
Карточка учета права пользования нефинансовым активом (ф. 0509214) |
ответственный исполнитель |
ЭП |
2. Переход на ЭДО требует дополнительных расходов
Как говорится: "Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, это расходы".
Без сомнений, применение новых форм электронных документов и переход на ЭДО требует дополнительных финансовых вложений. Мы постарались собрать основные направления расходов, которые потребуют от организации бюджетной сферы дополнительных затрат:
1. Расходы на приобретение ЭЦП
Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного ЭЦП либо в установленных случаях ЭП. Это предусмотрено п. 32 Стандарта "Концептуальные основы".
ЭП является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (ст. 5 Закона N 63-ФЗ). Иными словами ЭП содержится либо в самом электронном документе, либо для ее использования необходимо пройти регистрацию у оператора информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа (п. 1 ст. 9 Закона N 63-ФЗ). Примером использования ЭП является ввод определенных логинов и паролей при осуществлении различных операций в онлайн-режиме либо при формировании документов в бухгалтерских программах. Как правило, ЭП в программах бухгалтерского учета проставляется посредством настройки и идентификации соответствующих пользователей. Это не требует дополнительных затрат.
Понятие ЭЦП содержится в п. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ. Основное ее отличие от ЭП состоит в том, что у ЭЦП имеется ключ электронной подписи (уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи) и ключ проверки электронной подписи (уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи), указанный в соответствующем сертификате.
ЭЦП можно получить только в аккредитованном удостоверяющем центре (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 17 Закона N 63-ФЗ).
В целях применения ЭДО ЭЦП нужна следующим сотрудникам:
- руководителю организации бюджетной сферы;
- главному бухгалтеру;
- председателям профильной комиссий учреждения;
- бухгалтеру, ответственному за проведение контроля;
- лицам, санкционирующим выдачу, отпускающим и получающим материальные ценности;
- иным лицам, ответственным за формирование электронных документов.
С 1 января 2022 года должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации могут бесплатно получать квалифицированную электронную подпись в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства (п. 1 ч. 3 ст. 17.2 Закона N 63-ФЗ).
Однако не исключено, что порядком функционирования локальной информационной системы (созданной на уровне субъекта РФ, муниципалитета или непосредственно учреждения) будет предусмотрена возможность доступа к ней только с использованием ЭЦП, созданных определенным удостоверяющим центром. Соответственно, в этом случае оформление ЭЦП может потребовать финансовых вложений.
2. Расходы на техническое обеспечение
Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы. Для определения объема расходов организации бюджетной сферы нужно провести инвентаризацию IT-структуры. При необходимости может потребоваться создание дополнительных компьютерных рабочих мест и модернизация существующих рабочих мест. Также важно запланировать расходы на поддержание IT-структуры в соответствующем состоянии.
3. Расходы на программное обеспечение
Если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами публично-правового образования, организации бюджетной сферы нужно определиться с информационной системой бухгалтерского учета (программным обеспечением), в которой будут формироваться электронные документы. Важно, чтобы бухгалтерская программа удовлетворяла всем требованиям законодательства в части формирования электронных документов и ЭДО: содержала набор унифицированных форм первичных электронных документов и регистров бухгалтерского учета, их своевременное обновление, возможность добавления в программу электронных подписей и подписания ими электронных документов (в том числе подписание одного документа ЭП и ЭЦП одновременно), возможность хранения электронных документов, возможность внутреннего и внешнего ЭДО, интеграция с внешней средой и т. д.
Если есть возможность, организацией бюджетной сферы может быть произведен апгрейд существующей версии программного на более актуальную.
В качестве примера программного продукта, соответствующего всем требованиям законодательства в части электронных документов и ЭДО, можно привести "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 ПРОФ" для небольших учреждений. Если речь идет о крупном учреждении - больнице, ВУЗе, где много ответственных лиц, сложная маршрутизация оформления и согласования документов; головном учреждении с филиальной сетью; централизованной бухгалтерии и субъектах централизованного учета; о технологической централизации, когда оператор облака и группа учреждений работают в выделенных областях ведомственного облака, в качестве бухгалтерского программного продукта может быть рассмотрена "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 КОРП".
4. Расходы на внедрение программного продукта
В этой части расходов могут потребоваться дополнительные финансовые затраты на создание рабочей группы для внедрения программного продукта. Сюда можно отнести настройку бизнес-шаблонов в соответствии с утвержденным графиком документооборота, настройку справочников, добавление новых пользователей в программу и т.д.
5. Расходы на обучение новых пользователей работе с программой
В этой части расходов могут потребоваться дополнительные финансовые затраты на обучение пользователей работе с программой, сопровождение и консультации пользователей разработчиком программного продукта или его партнером и т. п.
Мы привели не ограниченный перечень расходов, которые могут потребоваться организации бюджетной сферы при переходе на применение унифицированных форм электронных документов и ЭДО. Объем этих расходов может варьироваться в зависимости от размера организации, ее материальной и технической базы, наличия квалифицированного персонала и др.
3. Как организовать работу в информационной базе
Применение унифицированных форм электронных документов и ЭДО предполагает участия большого количества ответственных лиц при формировании электронного документа. Если ранее при бумажном документообороте от ответственных лиц требовалась только их собственноручная подпись, при переходе на ЭДО каждое ответственное лицо должно иметь доступ к бухгалтерскому программному продукту и возможность подписывать электронные документы своими ЭП и ЭЦП.
Таким образом, самый эффективный способ - пустить всех ответственных лиц в бухгалтерскую программу, установив всем соответствующие роли и права.
При этом важно обеспечить конфиденциальность в части входа каждого пользователя в программу, а также присвоение пароля в соответствии с требованиями безопасности и защиты информации. Такие требования могут быть установлены на ведомственном уровне*(2) или оператором информационной системы.
Особенно актуален вопрос организации работы ответственных лиц в информационной базе в централизованных бухгалтериях и субъектах централизованного учета. Как вариант, централизованная бухгалтерия может предоставить ответственным лицам субъекта централизованного учета удаленный доступ к общему рабочему компьютеру с информационной базой.
Итак, мы прокомментировали 3 основных момента, связанных с ЭДО и электронными документами, которые волнуют бухгалтеров бюджетной сферы. Анализируя изменения законодательства, все ведет к тому, что бухгалтерский учет без ЭДО будет невозможен. Следовательно, перейти на ЭДО нужно уже сейчас.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна
______________________________
*(1) Методическими указаниями не описан бизнес процесс подписания Ведомости доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095). Полагаем, этот документ может быть подписан аналогично форме Ведомости дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0504094) из Приказа N 52н.
*(2) Смотрите, к примеру, Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14.07.2015 N 97 "Об утверждении Положения по организации парольной защиты в Федеральной службе по интеллектуальной собственности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.