Организация занимается реализацией тканей специального назначения юридическим лицам. Однако бывают единичные случаи реализации ткани физическим лицам. У организации есть ККТ для формирования чеков. При выставлении счета физическим лицам по распоряжению главного бухгалтера организация запрашивает паспорт РФ или водительское удостоверение и вносит эти данные в бухгалтерское программное обеспечение. Имеет ли организация на это право? Если нет, то какие документы необходимы от физического лица для выставления счета?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обработка данных паспорта или водительского удостоверения потребителя для целей заключения с ним договора является избыточной, а значит, нарушает законодательство о персональных данных.
Обоснование позиции:
Паспортные данные и реквизиты водительского удостоверения в привязке к Ф.И.О. их обладателя отвечают признакам персональных данных гражданина, как это понятие определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ). Последний предписывает определенные требования к обработке персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Так, Закон N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных должна либо с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), либо в случаях, исчерпывающим образом перечисленных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Кроме того, согласно ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Действующее гражданское законодательство не предписывает каких-либо требований к сведениям о сторонах, подлежащим включению в договор. В соответствии с п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Таким образом, для заключения договора достаточно указания Ф.И.О. стороны - физического лица. На практике контрагенты физических лиц считают необходимым для минимизации своих предпринимательских рисков при заключении договоров запрашивать данные документов, удостоверяющих личность. Однако ни из одного нормативного акта подобное общее требование не вытекает*(1). В частности, судебная практика подтверждает, что действующим законодательством не предусмотрен отказ в заключении договора розничной купли-продажи по такому основанию, как отсутствие документа, удостоверяющего личность (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2018 г. N Ф06-37172/18 по делу N А12-42514/2017).
Интересным в этой связи является вопрос о том, можно ли рассматривать норму п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ об обязательном указании в исковом заявлении юридического лица одного из идентификаторов гражданина-ответчика (страхового номера индивидуального лицевого счета, ИНН, серии и номера документа, удостоверяющего личность, ОГРНИП, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства), как требование к юридическим лицам в обязательном порядке обрабатывать такие данных контрагентов - физических лиц. К сожалению, судебная практика, в которой бы обсуждался этот вопрос, не обнаружена. Мы полагаем, что нормы ГПК РФ не могут устанавливать требования к заключению договоров. Более того, судебная практика исходит из того, что отсутствие в исковом заявлении идентификаторов гражданина-ответчика не должно рассматриваться как достаточное основание для отказа в принятии иска к производству без изучения приложенных к иску документов и оценки возможности рассмотрения иска по существу без таких идентификаторов; суд должен содействовать истцу в установлении достоверных идентифицирующих ответчика сведений, учитывая отсутствие законной возможности их получения истцом (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г. по делу N 8Г-2542/2021[88-4124/2021]). Иными словами, отсутствие идентификаторов физического лица у организации не должно ограничивать ее право на судебную защиту прав. Поэтому, на наш взгляд, норма п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ не возлагает на поставщика функции, полномочия и обязанности по обработке данных паспорта или водительского удостоверения покупателя. Поэтому обработка этих персональных данных в рассматриваемой ситуации не может подпасть под п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ*(2), а значит, на нее требуется согласие субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Но даже в том случае, если контрагент - физическое лицо добровольно предоставит поставщику соответствующие сведения и даст согласие на их обработку, на поставщике как операторе персональных данных лежат вышеуказанные обязанности по исключению избыточной обработки персональных данных. На наш взгляд, поскольку наличие у поставщика данных паспорта или водительского удостоверения потребителя не требуется для целей заключения с ним договора и его исполнения, есть риск признания обработки этих данных избыточной. Требований об указании паспортных данных покупателя (данных его водительского удостоверения) в выставляемом ему счете законодательство не предусматривает. Даже для формирования платежного поручения достаточно указание только ФИО плательщика - физического лица (смотрите перечень и описание реквизитов платежного поручения в Положении Банка России от 29 июня 2021 г. N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств")*(3).
К сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассматриваемому вопросу нам найти не удалось. Не исключено, что наше мнение может расходиться с позицией контролирующего органа государственной власти. Поэтому рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228. Обращение можно подать (от имени любого лица, необязательно организации-оператора персональных данных) на сайте ведомства: https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел контроль качества
8 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Оно существует применительно к отдельным договорам достаточно специфического характера: к примеру, смотрите п. 8.5 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814.
Конечно, при заключении договора организации нужно удостовериться в личности контрагента - физического лица. Для этого при очном заключении договора может предъявляться паспорт. При заключении договора конклюдентными действиями (выставлении счета и его оплате) запрос данных паспорта эту функцию в принципе не выполняет, поскольку сверить личность лица, предъявляющего паспорт, с фотографией в паспорте не представляется возможным. Поэтому, на наш взгляд, такой запрос бессмыслен. Кроме того, в ситуации, когда по условиям договора товар поставляется после оплаты, вопрос точного установления личности контрагента - физического лица стоит не так остро, как когда поставка товара предшествует его оплате.
*(2) Не требуется запрашивание данных паспортов и в соответствии с антиотмывочным законодательством. Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагает обязанности по установлению определенной информации о физических лицах только на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на иных лиц (адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг), к которым рассматриваемый поставщик не относится.
Нормативные акты иных отраслей права, которые бы возлагали на юридическое лицо обязанность обрабатывать данные о паспортах или водительских удостоверениях покупателей, нам не известны.
*(3) Только на случай возврата денег за товар из кассы (например, при отказе потребителя от договора) нормативные акты ЦБ РФ предусматривают предъявление паспорта: смотрите абзац 2 п. 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства". Но и эта норма не говорит об обязательной обработке данных паспорта или водительского удостоверения покупателя при заключении договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.