Само по себе осуществление закупки у ед. поставщика НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением антимонопольного законодательства |
Необоснованное включение в положение о закупке оснований для осуществления закупки у ед.поставщика ЯВЛЯЕТСЯ нарушением антимонопольного законодательства |
Исходя из требований ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, чч. 2 - 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (их взаимосвязи) правила ст. 17 Закона N 135-ФЗ применяются к конкурентным закупкам, осуществляемым по Закону N 223-ФЗ. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки у единственного поставщика не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
- Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
Заключение договоров с единственным поставщиком не является конкурентным способом определения поставщика, что исключает возможность квалификации рассматриваемого лица по ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Сам факт заключения договоров с единственным поставщиком не свидетельствует о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства.
- Решение Якутского УФАС России от 20.11.2019 по делу N 014/01/17-2636/2019 |
Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Заказчик незаконно ограничил доступ к возможному участию в соответствующей закупке на конкурентной основе юридических и физических лиц.
- Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-13581
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор неконкурентного способа размещения заказа представляет собой злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
- Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 30.12.2021 по делу N А80-439/2021
В удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о нарушении Закона N 223-ФЗ отказано, так как установление предприятием в положении о закупке возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг без проведения публичных процедур, у единственного поставщика путем продления (пролонгации) ранее заключенных договоров приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.06.2022 N Ф02-2371/2022 по делу N А33-10536/2021 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Учебно-методические материалы Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Института госзакупок). Практика применения антимонопольного законодательства к закупкам у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ (утв. 02.08.2022)
Справочный материал размещен на сайте Института госзакупок в Internet (www.roszakupki.ru)