30 сентября 2021 г.
Pipeline industrial valves. Gate valves . General specifications
Дата введения 1 июля 2003 г.
Взамен ГОСТ 5762-74
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на задвижки общепромышленного назначения на номинальное давление не более PN 250 и может быть использован для целей сертификации.
Стандарт не распространяется на задвижки из неметаллических материалов и футерованные.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в разделах 5-9, 11.
Раздел 2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-2013* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
______________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019
ГОСТ 2.602-2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защита от коррозии и старения материалов и изделий. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие технические требования
ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82, ИСО 2128-76, ИСО 2177-85, ИСО 2178-82, ИСО 2360-82, ИСО 2361-82, ИСО 2819-80, ИСО 3497-76, ИСО 3543-81, ИСО 3613-80, ИСО 3882-86, ИСО 3892-80, ИСО 4516-80, ИСО 4518-80, ИСО 4522-1-85, ИСО 4522-2-85, ИСО 4524-1-85, ИСО 4524-3-85, ИСО 4524-5-85, ИСО 8401-86) Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.063-2015 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.001-88* Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ 356-80 Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные пробные и рабочие. Ряды
ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 2822-78 Концы цапковые и штуцерные судовой арматуры и соединительных частей трубопроводов. Основные параметры, размеры и технические требования
ГОСТ 2874-82** Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством
ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 3706-93 Задвижки. Строительные длины
ГОСТ 4666-2015 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке
ГОСТ 5890-78 Соединения труб штуцерно-торцовые. Технические условия
ГОСТ 6527-68 Концы муфтовые с трубной цилиндрической резьбой. Размеры
ГОСТ 7505-89 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски
ГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия
ГОСТ 8908-81** Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные углы и допуски углов
_____________________________
** В Российской Федерации в части пункта 1.2 действует ГОСТ Р 53441-2009 (ИСО 2538:1998) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм"
ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу
ГОСТ 9142-2014 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия
ГОСТ 9150-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Профиль
ГОСТ 9399-81 Фланцы стальные резьбовые на 20-100 МПа (200-1000 ). Технические условия
ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов
ГОСТ 10198-91 Ящики деревянные для грузов массой св. 500 до 20000 кг. Общие технические условия
ГОСТ 10549-80 Выход резьбы. Сбеги, недорезы, проточки и фаски
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16037-80 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 16093-2004 (ИСО 965-1:1998, ИСО 965-3:1998) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Допуски. Посадки с зазором
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17433-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности
ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 21752-76 Система "человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24054-80 Изделия машиностроения и приборостроения. Методы испытаний на герметичность. Общие требования
ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
ГОСТ 24642-81* Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения
_____________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2015 (ИСО 1101:2012) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения"
ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения
ГОСТ 24705-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры
Взамен ГОСТ 24705-81 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 марта 2005 г. N 36-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ 24705-2004
ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определения
ГОСТ 25136-82 Соединения трубопроводов. Методы испытаний на герметичность
ГОСТ 26304-84 Арматура промышленная трубопроводная для экспорта. Общие технические условия
ГОСТ 26349-84 Соединения трубопроводов и арматура. Давления номинальные. Ряды
ГОСТ 26663-85 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования
ГОСТ 28338-89 (ИСО 6708-80) Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры. Ряды
ГОСТ 29329-92** Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
_____________________________
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания"
ГОСТ 30893.1-2002 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками
ГОСТ 30893.2-2002 (ИСО 2768-2-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Допуски формы и расположения поверхностей, не указанные индивидуально
ГОСТ 33257-2015 Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний
ГОСТ 33259-2015 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования
ГОСТ 33272-2015 Безопасность машин и оборудования. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы и срока хранения. Основные положения
ГОСТ 33857-2016 Арматура трубопроводная. Сварка и контроль качества сварных соединений. Технические требования
ГОСТ 34287-2017 Арматура трубопроводная. Приводы вращательного действия. Присоединительные размеры
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Наименование изменено с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
3 Термины и сокращения
Пункт 3.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ 24642*, ГОСТ 24856.
_____________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2015 (ИСО 1101:2012) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения".
Пункт 3.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;
КД - конструкторская документация;
НД - нормативный документ;
РЭ - руководство по эксплуатации;
ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;
ТУ - технические условия;
ЭД - эксплуатационные документы.
4 Классификация, основные параметры и размеры
Пункт 4.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
4.1 Задвижки подразделяют по следующим основным признакам:
- типу формообразования корпуса: литые, сварные, кованые, штампованные, комбинированные (литосварные, кованосварные, кованолитые, штампосварные);
- типу затвора: с клиновым запирающим элементом (с жестким клином, упругим клином, составным клином); с параллельным запирающим элементом (однодисковым, двухдисковым, шиберным);
- типу шпинделя: с выдвижным шпинделем, невыдвижным шпинделем;
- типу уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды: сальниковые, сильфонные, с жидкометаллическим, графитоармированным и прочим уплотнением;
- типу присоединения к трубопроводу: фланцевые, муфтовые, цапковые, штуцерные, под приварку;
- типу конструкции проточной части корпуса: полнопроходные, неполнопроходные;
- исходному положению запирающего элемента задвижек с автоматическим управлением: нормально-открытые - управляющая среда закрывает; нормально-закрытые - управляющая среда открывает;
- типу основного разъема "корпус - крышка": с фланцевым соединением, с бесфланцевым соединением;
- типу передачи усилия управления от элемента управления к задвижке: с приводом вращательного типа, с приводом поступательного типа;
- типу уплотнения в затворе: по материалам - с эластичным уплотнением, уплотнением "металл по металлу";
- направлению подачи управляющей среды в привод задвижки:
а) с односторонним направлением (на открытие или на закрытие);
б) с двусторонним направлением (попеременно, на открытие и на закрытие или наоборот);
- форме уплотнения в соединении "корпус - крышка": с круглой, с некруглой;
- типу уплотнения неподвижных элементов: с плоским уплотнением, с уплотнением "выступ - впадина", "шип - паз", промежуточным кольцом;
- типу сальника (с сальником без самоуплотнения, с самоуплотняющимся сальником, с верхним уплотнением (затвором), с гидрозатвором, с гидрозатвором и верхним уплотнением (затвором);
- типу бесфланцевого соединения корпуса с крышкой: с самоуплотняющимся соединением, с резьбовым соединением;
- типу управления: с ручным управлением, с пневмо- или гидроприводом, с электроприводом.
4.2 Номинальные давления PN - по ГОСТ 26349. В настоящем стандарте (ТУ, КД на конкретную задвижку) могут по требованию заказчика предусматриваться нестандартные ряды номинальных давлений.
Пункт 4.3 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
4.3 Номинальные диаметры DN - по ГОСТ 28338.
4.4 Давления пробные и рабочие - по ГОСТ 356.
4.5 Значение рабочего давления приводят в технических требованиях (технической характеристике) сборочного чертежа задвижки, а также, по усмотрению разработчика задвижки, в других документах основного комплекта КД. Пример записи рабочего давления 80 : "".
4.6 Пробное давление приводят в технических требованиях чертежей деталей (сборочных единиц), подлежащих испытаниям на соответствие 5.1.4.6.
Пример обозначения пробного давления 120 :
"".
4.7 Строительные длины - по ГОСТ 3706. В ТУ, КД на конкретную задвижку может по требованию заказчика предусматриваться нестандартная строительная длина.
4.8 Муфтовые концы - по ГОСТ 6527, цапковые и штуцерные - по ГОСТ 2822, штуцерно-торцовые - по ГОСТ 5890. В ТУ, КД на конкретную задвижку могут по требованию заказчика предусматриваться нестандартные штуцерные концы.
Пункт 4.9 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
4.9 Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев - по ГОСТ 33259, ГОСТ 9399 или по требованию заказчика в соответствии с КД на конкретную задвижку.
Пункт 4.10 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
4.10 Разделка концов патрубков под приварку к трубопроводу - по ГОСТ 16037, ГОСТ 33259, если иное не предусмотрено в КД на конкретную задвижку.
4.11 Коэффициент сопротивления и методы измерения этого коэффициента указывают в ТУ, КД на конкретную задвижку.
4.12 Толщину стенки основных корпусных деталей задвижек определяют конструктивно и (или) с подтверждением расчетом в случае необходимости (определяет разработчик).
4.13 Минимальные диаметры проходного сечения седел полнопроходных задвижек приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Минимальные диаметры проходного сечения седел полнопроходных задвижек
В миллиметрах
Номинальный диаметр DN |
Минимальные диаметры проходного сечения седел полнопроходных задвижек |
|||||
до PN 25 |
св. PN 25 до PN 50 |
св. PN 50 до PN 63 |
св. PN 63 до PN 100 |
св. PN 100 до PN 160 |
св. PN 160 до PN 250 |
|
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
18 |
18 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
22 |
22 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
37 |
37 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
46 |
46 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
62 |
62 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
77 |
74 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
96 |
90 |
125 |
125 |
125 |
125 |
125 |
120 |
120 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
144 |
134 |
200 |
200 |
200 |
200 |
197 |
187 |
175 |
250 |
250 |
250 |
250 |
244 |
234 |
218 |
300 |
300 |
300 |
300 |
293 |
277 |
259 |
350 |
331 |
331 |
327 |
321 |
306 |
284 |
400 |
380 |
380 |
374 |
368 |
350 |
324 |
450 |
432 |
432 |
430 |
414 |
394 |
365 |
500 |
478 |
475 |
471 |
457 |
437 |
409 |
600 |
581 |
574 |
566 |
550 |
524 |
490 |
700 |
680 |
674 |
656 |
637 |
612 |
574 |
800 |
780 |
710 |
760 |
750 |
- |
- |
1000 |
980 |
970 |
960 |
950 |
- |
- |
1200 |
1180 |
1170 |
1160 |
1150 |
- |
- |
1400 |
1380 |
- |
- |
- |
- |
- |
1600 |
1580 |
- |
- |
- |
- |
- |
4.14 Разработчик неполнопроходной задвижки может установить диаметр проходного сечения седел по таблице 2.
Таблица 2 - Рекомендуемые диаметры проходного сечения седел неполнопроходных задвижек
В миллиметрах
Рекомендуемые диаметры проходного сечения седел неполнопроходных задвижек | ||||||||||||
DN 15 |
DN 20 |
DN 25 |
DN 32 |
DN 40 |
DN 50 |
DN 65 |
DN 80 |
DN 100 |
DN 125 |
DN 150 |
DN 200 |
DN 250 |
10 |
15 |
20 |
25 |
32 |
40 |
50 |
65 |
80 |
100 |
125 |
175 |
200 |
Окончание таблицы 2
В миллиметрах
Рекомендуемые диаметры проходного сечения седел неполнопроходных задвижек | |||||||||||
DN 300 |
DN 350 |
DN 400 |
DN 450 |
DN 500 |
DN 600 |
DN 700 |
DN 800 |
DN 1000 |
DN 1200 |
DN 1400 |
DN 1600 |
250 |
300 |
350 |
400 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
1000 |
1200 |
1400 |
4.15 Размеры вспомогательных отверстий для крепления дополнительных деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек должны приниматься в соответствии с рисунком 1 и таблицей 3.
Таблица 3 - Размеры вспомогательных отверстий для крепления дополнительных деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек
В миллиметрах
Обозначение размеров отверстия |
Размеры вспомогательных отверстий для крепления дополнительных деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек диаметром |
||||||
DN 10 |
DN 15 |
DN 20 |
DN 25 |
DN 32 |
DN 40 |
DN 50 |
|
А |
17,5 |
22 |
27 |
34 |
43 |
49 |
61 |
Б |
5 |
5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
8 |
Т |
11 |
14 |
14 |
18 |
18 |
19 |
20 |
4.16 Материал задвижек устанавливают в ТУ, КД на конкретные задвижки.
4.17 В зависимости от условий эксплуатации и примененных материалов допускаются различные сочетания основных параметров, устанавливаемых в ТУ, КД на конкретные задвижки.
4.18 Рабочие среды и применимость задвижек для конкретных рабочих сред устанавливают в ТУ, КД на конкретные задвижки. Классификация рабочих сред - по ГОСТ 12.1.007.
5 Общие технические требования
5.1 Характеристики
5.1.1 Задвижки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов (ТУ и КД) на конкретные задвижки.
5.1.2 Требования на задвижки, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом - по ГОСТ 26304.
Пункт 5.1.3 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.3 Требования стойкости к внешним воздействиям
Подпункт 5.1.3.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.3.1 Задвижки должны быть стойкими к воздействию климатических факторов. Климатическое исполнение и категорию размещения задвижки принимают по ГОСТ 15150 или в соответствии с КД на конкретную задвижку.
Пункт 5.1.3 дополнен подпунктом 5.1.3.2 с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.3.2 Требования к вибростойкости, сейсмостойкости, ударостойкости, взрывопожаробезопасности, защищенности от воздействия окружающей среды, при необходимости, устанавливают в КД (ТУ) на конкретную задвижку.
5.1.4 Требования технологичности
5.1.4.1 Уплотнительные поверхности седел, запирающих элементов, корпусов, крышек, шпинделей, сальниковых и направляющих втулок должны в части наличия рисок, вмятин и других видимых дефектов, обнаруживаемых визуальным контролем, соответствовать контрольному образцу (эталону).
Подпункт 5.1.4.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.4.2 Сварку, сварные соединения и контроль сварных соединений выполняют в соответствии с требованиями КД с учетом требований ГОСТ 33857. Методы контроля сварных соединений - по ГОСТ 33857, ГОСТ 3242, если иное не предусмотрено в КД на конкретную задвижку.
5.1.4.3 Измерение твердости в определенном месте детали либо на образцах-свидетелях, изготовленных из материала той же плавки, что и детали, и термообработанных совместно с этими деталями, должно быть оговорено в КД на конкретные задвижки. При отсутствии таких указаний место измерения твердости - по усмотрению предприятия-изготовителя. Методы измерения твердости - по ГОСТ 9012 и ГОСТ 9013.
5.1.4.4 Методы контроля металлических и неметаллических неорганических покрытий деталей - по ГОСТ 9.302.
5.1.4.5 Детали, имеющие механические повреждения, загрязнения, следы коррозии, к сборке не допускаются. Признаки указанных дефектов - согласно КД на конкретные задвижки. Резьбы и трущиеся поверхности деталей, не соприкасающиеся с рабочей средой, должны быть смазаны. Вещества, применяемые для смазки, должны быть указаны в КД.
5.1.4.6 Материал деталей и сварных швов, работающих под давлением среды, должен быть прочным и плотным, обеспечивая соблюдение критериев, приведенных в 8.6.
5.1.4.7 Сальниковое уплотнение должно быть герметичным, обеспечивая соблюдение критериев, указанных в 8.7.
Герметичность должна обеспечиваться при условии, что втулка сальника входит в сальниковую камеру не более чем на 30% своей высоты, но не менее чем на 2 мм.
5.1.4.8 При перемещении запирающего элемента между крайними его положениями не допускается увеличение крутящего момента на шпинделе (усилия на рукоятке, маховике и т.п.) сверх указанного для этого перемещения в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
5.1.4.9 Задвижки должны быть герметичны относительно внешней среды, обеспечивая соблюдение критериев, приведенных в 8.7.
Подпункт 5.1.4.10 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.4.10 Герметичность затвора задвижек - по ГОСТ 9544. Класс герметичности и испытательная среда по ГОСТ 9544 указывают в ТУ, КД на конкретные задвижки.
5.1.4.11 Задвижки должны быть работоспособными, обеспечивая соблюдение критериев, приведенных в 8.7.4.
5.1.4.12 Массу задвижек указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
Подпункт 5.1.4.13 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.4.13 При всех видах испытаний следует применять средства измерений, имеющие действующие сертификаты и свидетельства о поверке.
5.1.5 Требования к конструкции
Подпункт 5.1.5.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.5.1 Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками - по ГОСТ 30893.1. Неуказанные допуски формы и расположения поверхностей - по ГОСТ 30893.2.
5.1.5.2 Для стальных штампованных поковок допуски, припуски и кузнечные напуски - по ГОСТ 7505.
Технические требования для поковок из конструкционной и легированной стали - по ГОСТ 8479, требования к прочим поковкам - по ТУ, КД на конкретную задвижку.
5.1.5.3 Основные размеры метрической резьбы - по ГОСТ 24705, профиль - по ГОСТ 9150, допуски для посадок с зазором - по ГОСТ 16093, сбеги, недорезы, проточки и фаски - по ГОСТ 10549.
5.1.5.4 Оси резьб на муфтовых, цапковых и штуцерных концах должны составлять угол 180° 1°.
Подпункт 5.1.5.5 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.5.5 Фланцы для задвижек должны соответствовать ГОСТ 33259, ГОСТ 9399.
5.1.5.6 Предельные отклонения параллельности и перпендикулярности уплотнительных поверхностей присоединительных фланцев задвижек приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Предельные отклонения параллельности и перпендикулярности уплотнительных поверхностей присоединительных фланцев задвижек
В микронах
Номинальное давление |
Условный проход (номинальный размер) |
Предельное отклонение на 100 мм диаметра фланца |
До PN 16 включительно |
До DN 200 включительно |
200 |
Св. DN 200 |
300 |
|
PN 25 и PN 40 |
Весь диапазон |
200 |
PN 64 и более |
До DN 200 включительно |
100 |
Св. DN 200 |
150 |
5.1.5.7 Материал уплотнительных поверхностей деталей узла затвора должен обладать износостойкостью, обеспечивающей ресурсные показатели надежности задвижек. Скорость коррозии материала уплотнительных поверхностей деталей узла затвора - не более 0,05 мм/год. Если материал седел корпуса и контактирующих с ними деталей узла затвора не обеспечивает указанную скорость коррозии и требуемую износостойкость, то в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки предусматривают наплавку уплотнительных поверхностей коррозионно-стойкими износостойкими сплавами.
5.1.5.8 Седла задвижек допускается выполнять в соответствии со стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки либо вместе с корпусом, либо вставными (с креплением на резьбе, запрессовкой, сваркой и другими методами).
5.1.5.9 Затяжку резьбовых соединений задвижек проводят стандартным или указанным в ТК, КД на конкретную задвижку специальным инструментом без применения удлинителей. Конструктивно обеспечивают выступание концов болтов и шпилек из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
5.1.5.10 Срезы соседних колец сальниковой набивки смещают при сборке на угол 90°5°.
5.1.5.11 Конструкция задвижки должна обеспечивать блокировку одновременной работы привода и ручного дублера.
5.1.5.12 Для задвижек массой более 16 кг в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки указывают места строповки.
5.1.5.13 Рабочее положение на трубопроводе указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
5.1.5.14 Требования к материалам деталей задвижек устанавливают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
Подпункт 5.1.5.15 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.5.15 Для сопрягаемых поверхностей элементов узла затвора, подвижных и неподвижных соединений предусматривают следующие отклонения геометрических параметров:
- отклонения линейных и угловых размеров;
- отклонения расположения поверхностей;
- отклонение формы;
- волнистость;
- шероховатость.
Допуски формы и расположения поверхностей - по ГОСТ 24643.
Параметры и характеристики шероховатости поверхности - по ГОСТ 2789.
Нормальные углы и допуски углов - по ГОСТ 8908*.
Отклонения геометрических параметров приводят в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
_____________________________
* В Российской Федерации в части пункта 1.2 действует ГОСТ Р 53441-2009 (ИСО 2538:1998) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм".
5.1.5.16 Усилие на рукоятке, штурвале или маховике ручного привода или ручного дублера должно отвечать требованиям ГОСТ 21752 с обеспечением заданной герметичности в затворе.
Пункт 5.1.5 дополнен подпунктом 5.1.5.17 с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.5.17 Присоединительные размеры задвижек к приводам - по ГОСТ 34287, если иное не предусмотрено в КД на конкретную задвижку. Допускается иное присоединение по требованию заказчика.
5.1.6 Требования надежности
Подпункт 5.1.6.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.6.1 Задвижки относят к классу ремонтируемых, восстанавливаемых изделий с нерегламентированной дисциплиной восстановления, если иное не оговорено в КД (ТУ).
Подпункт 5.1.6.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.6.2 Номенклатуру показателей надежности задвижек устанавливают в соответствии с ГОСТ 12.2.063:
- по долговечности:
1) средний срок службы до списания (в годах);
2) средний ресурс до списания (в циклах или часах);
- по безотказности: средняя наработка на отказ (в циклах или часах) или вероятность безотказной работы.
Дополнительно, по требованию заказчика, допускается применять следующие показатели долговечности:
- средний срок службы до капитального (среднего и т.п.) ремонта (в годах);
- средний ресурс до капитального (среднего и т.п.) ремонта (в циклах или часах)".
Примечание - Численные значения показателей долговечности и безотказности в ТУ, КД и ЭД указывают как: "не менее ... лет (циклов, часов).
5.1.6.3 Значения показателей надежности проводят в стандартах (ТУ) на конкретные задвижки. Показатели надежности рассчитывают на этапе проектирования, определяют при приемочных испытаниях и подтверждают при периодических испытаниях либо подконтрольной эксплуатацией, либо сбором информации об эксплуатационной надежности.
Подпункт 5.1.6.4 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.6.4 В обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и разработчиком задвижек допускается использовать показатели надежности, отличающиеся от оговоренных в 5.1.6.2, если они не противоречат ГОСТ 12.2.063.
Пункт 5.1.7 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.1.7 Требования к разработке и постановке на производство задвижек - по ГОСТ 15.001*.
_____________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".
5.2 Требования к материалам и комплектующим изделиям
Пункт 5.2.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.2.1 Верификация (входной контроль) материалов и комплектующих изделий - по ГОСТ 24297.
5.3 Комплектность
5.3.1 В комплект поставки, если в стандарте (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, входят:
- число задвижек, оговоренное контрактом (договором) на поставку;
- запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП (комплект ЗИП) на конкретную задвижку, если это предусмотрено контрактом (договором) на поставку;
- ЭД - согласно ведомости ЭД.
5.3.2 Задвижки, отгружаемые в один адрес по одному товаросопроводительному документу, сопровождают одним комплектом ЭД, если иное не оговорено в документе на поставку или в ТУ на конкретную задвижку.
Пункт 5.3.3 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.3.3 Перечень ЭД, подлежащих разработке, определяют в техническом задании, разрабатываемом в соответствии с ГОСТ 15.001*, либо договором на разработку конкретной задвижки из числа ЭД, предусмотренных ГОСТ 2.601**.
_____________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство";
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019.
5.4 Маркировка
Пункт 5.4.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.4.1 Маркировка задвижек - по ГОСТ 4666, если иное не оговаривается требованиями заказчика.
5.4.2 Маркировку запасных частей, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, располагают непосредственно на запасной части либо на бирке. Маркировка должна содержать данные, необходимые для идентификации конкретной запасной части.
5.4.3 Маркировка задвижек с односторонней подачей рабочей среды должна содержать стрелку, указывающую направление потока рабочей среды.
Пункт 5.4.4 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
5.4.4 Маркировка корпуса неполнопроходных задвижек должна содержать номинальный диаметр в числителе и диаметр проходного сечения седла - в знаменателе, например DN 100/80.
5.4.5 Маркировка должна содержать сведения об ограничении давления и температуры, в зависимости от материалов или конструкции отдельных элементов задвижек.
5.5 Упаковка
5.5.1 Упаковка должна обеспечивать сохранность задвижек при транспортировании и хранении.
5.5.2 Запирающие элементы задвижек должны быть установлены в положение "Открыто".
5.5.3 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, то наружные поверхности задвижки, являющиеся поверхностями деталей из углеродистой стали и чугуна, покрытие которых в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не предусмотрено, подвергают временной противокоррозионной защите по ГОСТ 9.014. Вариант защиты ВЗ-4. Вариант упаковки ВУ-0.
5.5.4 Транспортные средства - ящики по ГОСТ 2991, ГОСТ 9142, ГОСТ 10198 либо контейнеры по НД.
Способ крепления задвижек в транспортном средстве - по усмотрению изготовителя. Крепление должно исключать повреждение задвижек при транспортировании.
5.5.5 При упаковке допускается снимать с задвижек редукторы и приводы и упаковывать их в то же или другое транспортное средство. В этом случае редуктор и привод должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их сборку с задвижкой.
Маркировка транспортной тары - по ГОСТ 14192.
6 Требования безопасности и охраны окружающей среды
6.1 Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.063.
6.2 Для задвижек массой более 16 кг предусматривают специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места строповки, в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.
6.3 Запрещается:
- эксплуатировать задвижки при отсутствии ЭД;
- использовать задвижки на параметры, выходящие за пределы, указанные в ЭД на конкретную задвижку;
- проводить демонтаж и ремонт задвижек при наличии давления среды в трубопроводе, пневмо- и гидроприводе и неотключенном электроприводе.
Наименование изменено с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
6.4 Требования к показателям безопасности (назначенным показателям)
Пункт 6.4.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
6.4.1 Необходимость установления показателей безопасности (назначенных показателей) для задвижек, их отдельных деталей, узлов и комплектующих элементов определяют в соответствии с ГОСТ 12.2.063.
Пункт 6.4.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
6.4.2 Устанавливают следующую номенклатуру назначенных показателей:
- назначенный срок службы (в годах),
- назначенный ресурс (в циклах или часах).
Назначенные показатели приводят по согласованию с разработчиком задвижек в НД, регламентирующей эксплуатацию систем, в которых применяются задвижки, либо непосредственно в ТУ, КД на конкретные задвижки.
6.4.3 В стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки приводят:
- детали, сборочные единицы, комплектующие элементы, имеющие ограниченный срок службы (ресурс) и требующие замены, независимо от их технического состояния либо по мере выхода из строя;
- критерии отказов;
- предельные состояния деталей, сборочных единиц, комплектующих элементов, предшествующие возникновению критических отказов задвижек.
Пункт 6.4.4 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
6.4.4 При достижении конкретной задвижкой одного из назначенных показателей ее эксплуатацию прекращают с последующим проведением экспертизы промышленной безопасности либо технического диагностирования с целью определения остаточного срока службы (ресурса) и возможности продления назначенных показателей. Работы по продлению назначенных показателей проводят с учетом требований ГОСТ 33272.
6.4.5 Критерии отказов приводят по согласованию с разработчиком задвижек в НД, регламентирующей эксплуатацию систем, в которых применяют задвижки, либо непосредственно в ТУ, КД на конкретные задвижки.
6.5 Возможные отказы, признаки дефектов, а также параметры, по которым оценивается техническое состояние задвижек, в том числе с помощью технических средств диагностики, приведены в приложении А.
7 Правила приемки
Пункт 7.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
7.1 Серийно выпускаемые задвижки подвергают приемо-сдаточным, периодическим, квалификационным и типовым испытаниям в соответствии с ГОСТ 15.309 и ГОСТ 15.001*.
_____________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".
7.2 Приемосдаточные испытания
7.2.1 Каждую задвижку, если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, подвергают:
7.2.1.1 Визуальному контролю (5.1.1).
7.2.1.2 Испытаниям на прочность и плотность материала деталей и сварных швов, работающих под давлением среды (5.1.4.6).
7.2.1.4 Испытаниям на герметичность затвора (5.1.4.10).
7.2.2 Приемосдаточные испытания проводит предприятие-изготовитель и при положительных результатах испытаний оформляет "Свидетельство о приемке" в паспорте задвижки.
7.2.3 Если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, то приемосдаточные испытания проводят до нанесения лакокрасочного покрытия задвижки.
7.3 Периодические и квалификационные испытания
7.3.1 Периодические и квалификационные испытания проводит предприятие-изготовитель в объеме и порядке, предусмотренных программами и методиками испытаний разработчика. Допускается:
- проведение квалификационных испытаний по программе и методике периодических;
- разработка предприятием-изготовителем программы и методики квалификационных и периодических испытаний при условии согласования их с разработчиком.
7.3.2 Периодические испытания, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не оговорено иное, проводят не реже одного раза в три года.
7.3.3 Положительными результатами периодических испытаний подтверждаются качество задвижек контролируемого периода выпуска или контролируемой партии, а также возможность дальнейшего изготовления и приемки задвижек по той же КД, по которой изготовлены задвижки, прошедшие периодические испытания, до получения результатов очередных периодических испытаний.
7.3.4 Если перерыв в серийном производстве задвижек превышает периодичность, оговоренную в 7.3.2, то возобновлению производства должны предшествовать периодические испытания.
7.3.5 Результаты периодических испытаний конкретной задвижки по решению предприятия-изготовителя, согласованному с разработчиком и заказчиком, допускается распространять на группу однотипных задвижек, изготовляемых по той же технологии.
7.3.6 Если задвижка не выдержала периодических испытаний, то предприятие-изготовитель обязано приостановить приемку и отгрузку ранее принятых изделий, проанализировать причины отказа, наметить и выполнить мероприятия по их устранению и, в зависимости от характера дефекта, продолжить испытания с момента выявления дефекта либо повторить испытания в полном объеме.
7.3.7 Образцы для периодических испытаний отбирают из числа задвижек, прошедших приемосдаточные испытания, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, при годовом выпуске или размере группы (см. 7.3.5) в количестве: 1 шт. - до 50 задвижек, 2 шт. - свыше 50 задвижек.
7.3.8 Квалификационным испытаниям подвергают прошедшую приемосдаточные испытания специально изготовленную установочную серию либо задвижки, отобранные от первой промышленной партии.
7.3.9 Размер установочной серии либо количество образцов, отбираемых от первой промышленной партии, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не оговорено иное, - по 7.3.7.
7.4 Исключен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
7.5 Коэффициент сопротивления задвижек определяют в ходе приемочных испытаний. Допускается по разрешению разработчика задвижек, согласованному с заказчиком и предприятием-изготовителем, определять коэффициент сопротивления в ходе квалификационных либо первых периодических испытаний.
7.6 Показатели надежности задвижек, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, подтверждают в ходе приемочных и периодических испытаний. Допускается подтверждать показатели сбором и анализом данных, полученных в процессе эксплуатации. В этом случае методику сбора и анализа данных определяет разработчик задвижек и согласовывает ее с организацией, эксплуатирующей задвижки.
7.7 Типовые испытания задвижек проводят либо по программе разработчика, либо по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с разработчиком задвижек.
Раздел 7 дополнен пунктом 7.8 с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
7.8 Оформление результатов периодических, квалификационных и типовых испытаний - в соответствии с ГОСТ 33257 протоколом и (или) актом.
8 Методы контроля
8.1 Испытательное оборудование, в том числе установленные на нем контрольно-измерительные приборы, должны обеспечивать условия испытаний, регламентированные настоящим стандартом, стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
Испытательное оборудование не должно оказывать на задвижки механического воздействия, не предусмотренного в ЭД на задвижки.
Пункт 8.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.2 Требования, предъявляемые к условиям, обеспечению и проведению испытаний, требования к испытательным стендам и средам, средствам измерений, а также критерии положительной оценки результатов испытаний - по ГОСТ 33257.
Пункт 8.3 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.3 В качестве испытательной среды, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, применяют воду, сжатый воздух, керосин по НД, действующей на предприятии-изготовителе.
Качество испытательных сред должно исключать коррозионное воздействие на задвижки и испытательные устройства, вредное воздействие на персонал.
Качество сжатого воздуха должно быть не хуже регламентированного ГОСТ 17433 для класса 9 (кроме испытаний на герметичность затвора) и в соответствии с ГОСТ 9544 (при испытании на герметичность затвора).
Качество керосина указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки. Допускается многократное использование в качестве испытательной среды питьевой воды по ГОСТ 2874*.
Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, пробное вещество (воздух, воду или керосин) выбирает изготовитель.
_____________________________
* В Российской Федерации действуют МУ 2.1.5.1183-03 "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий".
8.4 Задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, располагают так, чтобы при заполнении задвижки водой (керосином) обеспечивалось максимальное вытеснение воздуха из ее полостей. Объем невытесненного из полостей воздуха не должен при пробном давлении превышать 0,010 , а произведение объема вытесненного воздуха в кубических метрах на пробное давление в мегапаскалях, - 0,008 . В противном случае значение невытесненного объема воздуха обеспечивают испытательным устройством.
Подраздел 8.5 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.5 Визуальный и измерительный контроль
Пункт 8.5.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.5.1 При визуальном контроле проверяют соответствие задвижки сборочному чертежу, комплектность, полноту и правильность маркировки, наличие заглушек или других защитных средств, обеспечивающих защиту патрубков от проникания загрязнений в полости арматуры, а также отсутствие повреждений на наружных и уплотнительных поверхностях.
Подраздел 8.5 дополнен пунктом 8.5.2 с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.5.2 При измерительном контроле проверяют габаритные и присоединительные размеры, массу задвижек. Контроль размеров проводят с помощью универсального измерительного инструмента.
Подраздел 8.5 дополнен пунктом 8.5.3 с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.5.3 Массу задвижек подтверждают при испытании первой партии задвижек одного типоразмера, изготовленной в текущем году, а также при проведении периодических испытаний. В случае внесения изменений в КД, влияющих на массу изделия, проводят контроль массы при типовых испытаниях.
Массу задвижек контролируют на весах для статического взвешивания по ГОСТ 29329**.
_____________________________
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".
Подраздел 8.5 дополнен пунктом 8.5.4 с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.5.4 Масса не должна превышать значений, указанных в КД на конкретную задвижку. Отклонение фактической массы конкретной задвижки не должно быть больше 5% от массы, указанной в КД.
8.6 Испытания на прочность и плотность материала деталей и сварных швов, работающих под давлением среды (5.1.4.6)
8.6.1 Испытаниям подвергают собранную задвижку.
8.6.2 Испытания проводят водой, подавая ее в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.
Пункт 8.6.3 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.6.3 Задвижку выдерживают при пробном давлении , указанном в КД на конкретную задвижку (испытание на прочность), в течение времени, указанного в ГОСТ 33257. После выдержки давление снижают до номинального (рабочего) (испытание на плотность) и проводят визуальный контроль в течение времени, необходимого для осмотра, но не менее 1 мин.
Допускается не снижать давление до номинального (рабочего), а осматривать задвижку при пробном давлении при условии соблюдения правил техники безопасности.
8.6.4 Задвижки, предназначенные для газообразных, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред (характеристики - по НД на среды), дополнительно подвергают испытаниям воздухом на плотность материала деталей и сварных швов. Давление и время выдержки для испытания на плотность - по 8.6.3. Группа методов испытаний - газовые, метод - пузырьковый, способ реализации - компрессионный или обмыливанием в соответствии с ГОСТ 24054.
8.6.5 Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить керосином в соответствии с 8.6.1-8.6.3, при этом дополнительные испытания на плотность материала и сварных швов воздухом (8.6.4) допускается не проводить.
8.6.6 По усмотрению предприятия-изготовителя, испытаниям собранной задвижки могут предшествовать испытания деталей (сборочных единиц), в чертежах которых указано пробное давление (). Требования к испытаниям должны соответствовать требованиям к испытаниям собранной задвижки, направление подачи среды и элементы, которые должны быть заглушены, - по усмотрению предприятия-изготовителя.
8.6.7 Испытания корпусных деталей, имеющих рубашки для обогрева (охлаждения), проводят до сборки задвижки, причем испытания должны обеспечить контроль тех элементов, контроль которых при испытании собранной задвижки невозможен.
8.6.8 Пробное давление при испытаниях пневмо- и гидроприводов, предусмотренных спецификацией задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, должно быть в полтора раза больше рабочего давления пневмо- и гидроприводов.
8.6.9 Допускается замена воды воздухом при испытаниях по 8.6.1-8.6.3, при этом должны соблюдаться требования безопасности по НД, действующей у предприятия-изготовителя. Методы и способы реализации согласно 8.6.4.
8.6.10 Материал деталей и сварных швов считается прочным, если после испытаний при визуальном контроле не обнаружено механических разрушений либо остаточных деформаций.
8.6.11 Материал деталей и сварных швов считается плотным, если при испытании водой или керосином не обнаружено течей и "потений", а при испытании воздухом - пропуска воздуха.
8.7 Испытания на герметичность относительно внешней среды соединений (5.1.4.7, 5.1.4.9)
8.7.1 Задвижки испытывают:
- воздухом - для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред;
- водой - для прочих сред.
Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить вместо воды керосином.
Пункт 8.7.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.7.2 Испытательная среда подают в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.
Пункт 8.7.3 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.7.3 Давление испытательной среды должно соответствовать номинальному давлению и (или) рабочему давлению, если это предусмотрено в КД на конкретную задвижку.
8.7.4 Герметичность сальникового уплотнения испытывают после трехкратного подъема и опускания запирающего элемента на открытие и закрытие усилием (крутящим моментом), указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку. Перед испытанием сальник затягивают согласно требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
При наличии ручного дублера привода для приводной задвижки совершают по три цикла перемещения запирающего элемента соответственно: от ручного дублера и от привода. При этом подтверждается работоспособность задвижки (5.1.4.11).
Критерием работоспособности является перемещение шпинделя (штока) без рывков и заеданий при постоянном усилии (крутящем моменте).
Пункт 8.7.5 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.7.5 Время выдержки при установившемся давлении должно быть не менее значений, приведенных в ГОСТ 33257.
Пункт 8.7.6 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.7.6 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, утечку через сальниковое уплотнение контролируют в зазоре между втулкой (гайкой) сальника и штоком (шпинделем) и между штоком (шпинделем) и коробкой сальника.
Пункт 8.7.7 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.7.7 Метод контроля - визуальный. Утечки не допускаются.
8.7.8 Методы и способы контроля:
- при испытании водой и керосином - гидростатический метод по ГОСТ 25136, способ реализации - компрессионный по ГОСТ 24054;
- при испытании воздухом - пузырьковый метод по ГОСТ 25136, способы реализации - компрессионный или обмыливанием по ГОСТ 24054.
8.7.9 Если конструкцией задвижки предусмотрено отверстие для организованного отвода протечки через основной (первый со стороны давления) сальник либо отверстие для подачи жидкости в камеру сальника (при гидроуплотнении) и в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, протечку контролируют на выходе указанного отверстия.
Герметичность сальников, следующих за основным (при их наличии), контролируют по требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
8.7.10 Допускается замена воды на воздух, при этом должны соблюдаться требования безопасности согласно НД, действующим на предприятии-изготовителе. Методы и способы реализации - согласно 8.6.4.
8.8 Испытания на герметичность затвора (5.1.4.10)
Пункт 8.8.1 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.8.1 Испытательные среды - по 8.7.1.
8.8.2 Методы испытаний на герметичность - по ГОСТ 9544, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное.
8.8.3 Испытания задвижек допускается проводить с технологическим приводом либо без привода. При этом должны выполняться требования 8.8.1.
8.8.4 Методику испытаний задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, разрабатывает предприятие-изготовитель по согласованию с разработчиком.
8.8.5 Состояние уплотнительных поверхностей затвора задвижки перед испытанием проверяют на соответствие требований стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
8.8.6 Перед испытанием запирающий элемент поднимают на 25-35% полного (условного) хода, полость задвижки заполняют испытательной средой под давлением по 8.7.3, после чего задвижку закрывают усилием (крутящим моментом) для герметизации затвора, указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
8.8.7 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, то при испытании задвижек с односторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество подают под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 во входной патрубок, а герметичность затвора контролируют у выходного патрубка; при испытании задвижек с двусторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 подают поочередно в каждый патрубок, а герметичность затвора контролируют у другого патрубка.
Пункт 8.8.8 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.8.8 При наличии на корпусах и крышках задвижек дополнительных отверстий последние могут быть использованы для подачи и контроля давления испытательной среды.
Пункт 8.8.9 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.8.9 Задвижки считают выдержавшими испытания, если утечки испытательной среды в затворе не превышают значений, указанных в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
Пункт 8.8.10 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
8.8.10 Время выдержки при контроле герметичности затвора задвижки - по ГОСТ 33257.
8.10 Предприятие-изготовитель, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, имеет право:
- совмещать испытания, перечисленные в настоящем разделе;
- изменять методику испытаний согласно действующим НД и ТД;
- устанавливать задвижку на испытательном стенде по своему усмотрению.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Задвижки перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.
9.2 Условия транспортирования и хранения:
- задвижек с электроприводом - 4 (Ж2) по ГОСТ 15150;
- остальных - 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.
Допускаются другие условия транспортирования и хранения, если это оговорено в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
Для задвижек, упакованных в крытые транспортные средства (ящики по ГОСТ 2991, ГОСТ 9142, ГОСТ 10198 или контейнеры по НД), условия транспортирования в части воздействия климатических факторов - по группе 5 (ОЖ4) ГОСТ 15150.
Требования в части воздействия механических факторов по ГОСТ 23170.
9.3 Допускается транспортировать задвижки DN 300 и более без тары, предусмотренной в 5.5.2. В этом случае предприятие-изготовитель или поставщик должны обеспечить установку и крепление задвижек на другом транспортном средстве, исключающие возможность механических повреждений и загрязнений внутренних поверхностей задвижек и уплотнительных поверхностей фланцев.
9.4 Допускается транспортирование задвижек пакетами. Формирование пакетов - в соответствии с КД или НД, отвечающей требованиям ГОСТ 26663.
9.5 Допускается транспортировать задвижки со снятыми ответными фланцами, укладывая их вместе с крепежными деталями в общую тару с задвижкой.
9.6 Привод задвижки, являющийся покупным изделием, транспортируют по усмотрению изготовителя задвижки в таре поставщика привода либо в таре предприятия-изготовителя задвижек.
10 Гарантии изготовителя
10.1 Гарантийный срок эксплуатации, хранения и гарантийная наработка - по ТУ на конкретные задвижки.
11 Указания по эксплуатации
11.1 При эксплуатации задвижек проводят техническое обслуживание в соответствии с РЭ на конкретную задвижку.
Пункт 11.2 изменен с 1 марта 2022 г. - Изменение N 1
11.2 Средний и капитальный ремонты задвижек проводят по ремонтной КД, в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602.
11.3 ТОиР задвижек проводят в соответствии с принятой на конкретном предприятии-изготовителе стратегией ТОиР, определяющей правила и управляющие воздействия, объединенные единой целью обеспечения безопасности, надежности и эффективной эксплуатации трубопроводных систем с уточнением ее в случае необходимости для конкретных задвижек с учетом реальных условий их эксплуатации (параметров рабочей среды, режимов работы в системе, выработанного ресурса, доступности, ремонтопригодности, опасности потенциально возможных отказов, опыта эксплуатации) по РЭ на конкретные задвижки.
11.4 При достаточном информационном, методическом и техническом обеспечении, оснащении арматуры внешними и внутренними средствами технической диагностики в технически и экономически обоснованных случаях при условии согласования с разработчиком ТД допускается применять стратегию по фактическому состоянию арматуры, ее деталей, сборочных единиц, комплектующих элементов.
______________________________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".
** В Российской Федерации действуют МУ 2.1.5.1183-03 "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий".
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50779.74-99.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 5762-2002 "Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более РN 250. Общие технические условия" (введен в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 27 декабря 2002 г. N 527-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов (Москва, 2003 г.)
Дата введения 1 июля 2003 г.
1 Разработан Закрытым акционерным обществом "Независимый технический и испытательный центр по управлению качеством и сертификации в арматуростроении ЗАО "НТИЦ"; ЗАО "Центр метрологического обеспечения"
Внесен Госстандартом России
2 Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 30 мая 2002 г.)
За принятие проголосовали
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 декабря 2002 г. N 527-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5762-2002 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.
4 Настоящий стандарт гармонизирован со стандартом американского нефтяного института API-6D и стандартами других стран (DIN 3211, DIN 3230, DIN 3352 и др.)
5 Взамен ГОСТ 5762-74
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Государственные стандарты", 2009, N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2021 г. N 1357-ст
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.