Обзор основных изменений в сфере госрегистрации недвижимости, предусмотренных Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ
2021 г.
Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о госрегистрации). Также подверглись изменениям Основы законодательства о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате), ЖК РФ, Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), другие законодательные акты.
Как отмечается в информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.05.2021 (далее - Информация Росреестра от 05.05.2021), изменения направлены на упрощение оформления сделок с недвижимостью, повышение качества и доступности услуг ведомства, обеспечение их дальнейшей цифровизации в интересах клиентов; позволят также сделать более прозрачной работу государственных регистраторов.
Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля 2021 года, часть вступает в силу с 28 октября 2021 года и с 1 января 2023 года. Они в первую очередь касаются:
- предоставления сведений из ЕГРН;
- оснований государственного кадастрового учета (государственной регистрации);
- осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав;
- круга заявителей при государственном кадастровом учете и государственной регистрации;
- цифровизации;
- возврата заявления о государственном кадастровом учете (государственной регистрации) без рассмотрения;
- приостановления государственного кадастрового учета (государственной регистрации) и отказ в их осуществлении;
- нотариального удостоверения сделок с недвижимостью;
- межведомственного информационного взаимодействия;
- особенностей государственного кадастрового учета и государственной регистрации при создании, реконструкции, прекращении существования объекта недвижимости;
- особенностей государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков;
- особенностей государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве;
- государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на основании решения суда;
- исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН;
- выездного приема;
- подачи заявления о государственной регистрации через нотариуса;
- требований к техническому плану;
- особенностей осуществления государственной регистрации ипотеки;
- геодезической и картографической основ;
- сведений, подлежащих внесению в реестры;
- иных вопросов.
Остановимся на них подробнее.
I. Изменения, вступившие в силу 30 апреля 2021 года
1. Предоставление сведений из ЕГРН
1.1. Из ч. 1 ст. 3 и п. 6 ч. 3 ст. 3 Закона о госрегистрации исключено полномочие органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН. Эти полномочия теперь осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное органу регистрации прав и осуществляющее полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (п. 2 ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 62 Закона о госрегистрации). Это Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Федеральная кадастровая палата).
1.2. Установлено, что запрос о предоставлении сведений из ЕГРН, представленный не по форме и (или) с нарушением порядка предоставления, считается неполученным и не рассматривается (ч. 5 ст. 62 Закона о госрегистрации).
1.3. Срок передачи МФЦ принятых запросов и срок направления в МФЦ документов, содержащих сведения ЕГРН, сокращены с двух до одного рабочего дня (ч. 11 ст. 62 Закона о госрегистрации).
1.4. Установлено, кому может быть предоставлена копия содержащегося в межевом плане акта согласования местоположения границ земельных участков. Это правообладатели земельных участков, чьи личные подписи содержатся в акте, их представители, а также лица, к которым права на земельные участки перешли в порядке универсального правопреемства (ч. 15.1 ст. 62 Закона о госрегистрации).
1.5. Установлен запрет на:
- предоставление третьим лицам за плату сведений, содержащихся в ЕГРН и полученных органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями или гражданами (ч. 24 ст. 62 Закона о госрегистрации);
- создание и использование сайтов в сети "Интернет" и программ для ЭВМ (в том числе мобильных приложений), посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (исключение составляют официальные сайты органа регистрации прав и Федеральной кадастровой палаты) (ч. 25 ст. 62 Закона о госрегистрации).
Как разъясняется в Информации Росреестра от 05.05.2021, рынок перепродаж сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра, а принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).
Введенные запреты не распространяются на предоставление информации, которая одновременно:
- по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует формам предоставления сведений из ЕГРН;
- не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) Федеральной кадастровой палаты (ч. 27 ст. 62 Закона о госрегистрации).
2. Основания государственного кадастрового учета (государственной регистрации)
2.1. В качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации) дополнительно названы решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы, а также эти исполнительные листы (п. 2.1 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации).
2.2. Уточнены формулировки о предоставлении для государственного кадастрового учета (государственной регистрации) межевого плана, карты-плана территории, технического плана, акта обследования (п. 7, 7.2, 7.3, 7.4 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации).
В частности, установлено, что:
- межевой план по общему правилу предоставляется при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади;
- карта-план территории предоставляется, если были выполнены комплексные кадастровые работы;
- технический план по общему правилу предоставляется при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении;
- акт обследования предоставляется при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места.
3. Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав
3.1. Установлен еще один случай, в которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. Это случай, в котором правообладатель земельного участка, здания или сооружения выбирает вид разрешенного использования такого объекта недвижимости (если он вправе это сделать в соответствии с законом) (п. 12 ч. 5 ст. 14 Закона о госрегистрации).
3.2. Предусмотрено исключение из правила о том, что государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. Это случаи, когда в отношении образуемых земельных участков непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации (п. 9 ч. 5 ст. 14 Закона о госрегистрации).
4. Заявители при государственном кадастровом учете и государственной регистрации
4.1. Уточнена формулировка п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации, устанавливающая, кто кроме собственника земельного участка может обратиться с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
4.2. Установлено, что собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, может обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН прав на них, если собственник объектов - исключенное из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо. Если собственник земельного участка - исключенное из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо, заявителем является орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 4.1, 4.2 ч. 1, ч. 10 ст. 15 Закона о госрегистрации).
4.3. В перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав включены:
- принявший наследство наследник физического лица, которому принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, помещение или машино-место в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в ЕГРН прав на них);
- лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела таких земельных участков или в результате объединения с другими земельными участками);
- нотариус или его работник (при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки, в результате которой образованы новый объект недвижимости либо несколько новых объектов недвижимости)
(п. 4.3, 4.4, 4.5 ч. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации).
4.4. Установлено, что собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП, может обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объектов недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости - исключенное из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо. Если собственник земельного участка - исключенное из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо, заявителем является орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2.1, 2.2 ч. 2, ч. 10 ст. 15 Закона о госрегистрации).
4.5. В перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав включены:
- принявший наследство наследник физического лица, которому принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, помещение или машино-место в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН);
- орган государственной власти или орган местного самоуправления, на которые на основании федерального закона возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах (при государственном кадастровом учете земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах);
- лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или в безвозмездное пользование на срок, превышающий пять лет (при государственном кадастровом учете земельного участка в связи с уточнением границ земельного участка);
- лицо, обладающее объектом недвижимости на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления либо аренды или безвозмездного пользования на срок, превышающий пять лет (при государственном кадастровом учете в отношении здания, сооружения, помещения или машино-места в них, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на указанном праве);
- правообладатель здания, сооружения или земельного участка (при государственном кадастровом учете в связи с выбором правообладателем вида разрешенного использования объекта недвижимости, если он вправе это сделать в соответствии с законом);
- лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду или в безвозмездное пользование (при государственном кадастровом учете в связи с разделом или объединением земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории);
- орган государственной власти или орган местного самоуправления (при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и который не предоставлен гражданам или организациям, если на нем отсутствуют здания, сооружения, либо если границы земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, и на снятие земельного участка с кадастрового учета согласны лица, которым принадлежат расположенные на земельном участке здания, сооружения)
(п. 2.3, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 5.1 ч. 2 ст. 15 Закона о госрегистрации).
4.6. Статья 15 Закона о госрегистрации дополнена частью 4.1, устанавливающей особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации при общей долевой собственности на объект недвижимости. Если объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность или находится в общей долевой собственности, то с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости по общему правилу обращаются все лица, в собственности которых такой объект находится либо в собственность которых он приобретается.
4.7. В ст. 15 Закона о госрегистрации включена часть 9, регулирующая вопросы государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, принадлежащий ликвидированному или исключенному из ЕГРЮЛ недействующему юридическому лицу. В этом случае государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости осуществляется на основании заявления покупателя, выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей ликвидацию или исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, и предусмотренных договором купли-продажи документов, подтверждающих исполнение сторонами договора своих обязательств.
5. Цифровизация
Как указывается в Информации Росреестра от 05.05.2021, вносимые изменения позволят реализовать проект "Стоп-бумага", направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации.
5.1. Заявление о государственном кадастровом учете (государственной регистрации прав) на бумажном носителе не может быть представлено посредством личного обращения напрямую в Росреестр, а подается через Федеральную кадастровую палату или МФЦ (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации).
5.2. Установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов (ч. 1.4 ст. 18 Закона о госрегистрации).
5.3. Установлено, что в случае представления заявления о государственном кадастровом учете (государственной регистрации прав) и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе, такие заявление и документы по общему правилу переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов, документы на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронных образов документов передаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав). Если документы подавались через МФЦ, орган регистрации прав направляет их в МФЦ; если заявитель не получит их в течение 45 дней, они возвращаются обратно в орган регистрации прав (ч. 13 ст. 18 Закона о госрегистрации). Раньше эта норма также предусматривала возврат заявителю документов, но за исключением подлежащих помещению в реестровое дело заявлений, документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах (ч. 13 ст. 18 Закона о госрегистрации в предыдущей редакции).
5.4. Внесены изменения в ч. 3, 5 ст. 21 Закона о госрегистрации, посвященные требованиям к представляемым для государственной регистрации документам на бумажном носителе, выражающие содержание сделки и к иным документам, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Если ранее необходимо было представить два экземпляра-подлинника таких документов, то теперь это требование из ч. 3, 5 ст. 21 Закона о госрегистрации исключено; предусмотрено предоставление одного экземпляра-подлинника, который с отметкой о переводе в форму электронного образа документа возвращаются заявителю после государственной регистрации прав. При этом копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, как и раньше, представляются в одном экземпляре, который после сканирования возвращается заявителю (ч. 5 ст. 21 Закона о госрегистрации).
5.5. В ст. 21 включена часть 12, позволяющая при определенных условиях представить в орган регистрации прав электронные образы документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица кредитной организации, с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав.
5.6. Предусмотрено, что если совершена сделка между органом государственной власти (органом местного самоуправления) и физическим или юридическим лицом в форме документа на бумажном носителе, этот орган без взимания платы осуществляет перевод документа в форму электронного образа документа путем сканирования и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Изготовленный должностным лицом органа государственной власти (органа местного самоуправления) электронный образ документа имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе (ч. 2.1 ст. 19 Закона о госрегистрации). Как подчеркивается в Информации Росреестра от 05.05.2021, необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.
5.7. Установлено, что выписка из ЕГРН, удостоверяющая проведенные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, может быть выдана МФЦ в форме документа на бумажном носителе, составленного МФЦ и подтверждающего содержание электронного документа, направленного в МФЦ по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав (ч. 18 ст. 29 Закона о госрегистрации).
5.8. Предусмотрено, что заявление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (ч. 2.1 ст. 61 Закона о госрегистрации).
6. Возврат заявления о государственном кадастровом учете (государственной регистрации) без рассмотрения
6.1. Уточнен срок, в течение которого орган регистрации прав ожидает поступления информации об уплате государственной пошлины в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Пятидневный срок исчисляется в рабочих днях (п. 3 ст. 25 Закона о госрегистрации).
6.2. Установлено еще одно основание возврата заявления о государственном кадастровом учете (государственной регистрации) без рассмотрения. Это случай, когда в ЕГРН содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или об обременении такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ (п. 4.1 ст. 25 Закона о госрегистрации).
7. Приостановление государственного кадастрового учета (государственной регистрации) и отказ в их осуществлении
7.1. Внесены изменения в формулировки:
- Пункта 11 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации, который предусматривает приостановление осуществления государственной регистрации, если ранее уже были поданы документы на государственную регистрацию права иного лица на этот же объект недвижимости или сделки с ним, ограничения права либо обременения объекта недвижимости, и по данным документам еще не принято решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации. Установлено исключение из этого правила: случай, когда государственная регистрация прав обоих заявителей может быть осуществлена одновременно (последовательно) и (или) независимо друг от друга, либо если документ, на основании которого подано более раннее заявление, признан судом недействительным, либо если судом признано недействительным (отсутствующим) право, о государственной регистрации которого заявлено ранее.
- Пункта 40 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации, который предусматривает приостановление осуществления государственной регистрации, если при продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся участником общей долевой собственности, не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, и не истек месячный срок со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности. Установлено исключение из этого правила: случай продажи доли в праве общей собственности на основании сделок, совершенных в нотариальной форме.
7.2. Из перечня оснований приостановления осуществления государственной регистрации прав исключено основание, предусмотренное п. 16 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации: если не представлено совместное заявление сторон сделки по отчуждению или обременению жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных средств либо средств целевого займа, с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).
7.3. Установлены дополнительные основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации). Это случаи, когда:
- в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором вида разрешенного использования объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении (п. 33.1 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации);
- в орган регистрации прав поступило уведомление Росфинмониторинга о включении лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо судебный акт о приостановлении операций с имуществом (п. 37.1 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации). В этом случае осуществление государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав) приостанавливается до поступления в орган регистрации прав уведомления Росфинмониторинга об исключении лица из названных перечней либо решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма об отмене своего решения, либо судебного акта об отмене ранее принятого судебного акта (ч. 6.1 ст. 26 Закона о госрегистрации).
7.4. Статья 26 Закона о госрегистрации дополнена частью 10, в соответствии с которой в случае устранения причин, повлекших за собой приостановление осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав), течение срока их осуществления возобновляется не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав документов, подтверждающих устранение причин, повлекших за собой приостановление. Срок осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав) продлевается на срок, оставшийся (неистекший) на дату приостановления.
7.5. Установлено, что уведомление о невозможности возобновления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав) направляется заявителю органом регистрации прав не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения документов, дополнительно представленных в орган регистрации прав в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав) (ч. 5.1 ст. 29 Закона о госрегистрации).
7.6. Статья 27 дополнена частью 2, регулирующей последствия признания судом незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (государственной регистрации). В этом случае государственный кадастровый учет (государственная регистрация осуществляется без подачи заявления на основании решения суда, поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело. В течение трех рабочих дней со дня поступления решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя о поступлении решения и о сроке окончания осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав).
8. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью
8.1. Установлено исключение из правила о том, что сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена, если заявление о государственном кадастровом учете (государственной регистрации прав) и прилагаемые к нему документы представлены посредством почтового отправления. Нотариальное удостоверение не требуется, если документы предоставляются в орган регистрации прав нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписей заявителей в порядке, установленном ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате (п. 2 ч. 12 ст. 18 Закона о госрегистрации).
8.2. Одновременно в ст. 80 Основ законодательства о нотариате включена часть третья, предоставляющая нотариусу, засвидетельствовавшему подлинность подписи на заявлении об осуществлении государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав), полномочий в рамках одного нотариального действия направить в орган регистрации прав это заявление и прилагаемые к нему документы. Документы направляются в орган регистрации прав по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение двух рабочих дней со дня свидетельствования подписи на заявлении.
8.3. Переформулирована и перенесена в ч. 1.1 ст. 42 Закона о госрегистрации норма об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или договоров ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. В перечень исключений, в которых нотариальное удостоверение сделки не обязательно, дополнительно включен случай заключения сделки по отчуждению долей в праве общей собственности в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 6 ч. 1.1 ст. 42 Закона о госрегистрации).
9. Межведомственное информационное взаимодействие
9.1. Установлен еще один случай направления в орган регистрации прав информации в рамках межведомственного взаимодействия. В соответствии с ч. 13.1 ст. 32 Закона о госрегистрации арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (о признании гражданина банкротом) направляет в орган регистрации прав заверенную копию этого решения в целях погашения в ЕГРН записи об аресте имущества должника (гражданина) в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
9.2. Предусмотрены дополнительные основания направления органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения в ЕГРН полученных в рамках межведомственного взаимодействия сведений (п. 6-10 ч. 2 ст. 34 Закона о госрегистрации). Это случаи, когда:
- для внесения сведений в ЕГРН не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством РФ;
- форма и (или) содержание документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, не соответствуют требованиям законодательства РФ;
- имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом объекте, содержащимися в ЕГРН (за исключением случаев, когда вносятся изменения в сведения ЕГРН об этом объекте недвижимости);
- поступившие документы представлены в отношении объекта недвижимости, сведения о котором в ЕГРН отсутствуют;
- сведения о зоне или территории, в отношении которых представлены документы (содержащиеся в них сведения), не подлежат внесению в реестр границ в соответствии с законодательством РФ.
9.3. Установлен порядок действий органа регистрации прав при получении документов, необходимых для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества (ч. 3 ст. 34 Закона о госрегистрации).
10. Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации при создании, реконструкции, прекращении существования объекта недвижимости
10.1. Предусмотрено, что истечение срока действия договора аренды земельного участка (договора безвозмездного пользования земельным участком), предоставленного для цели строительства объекта недвижимости, не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права на создаваемый на земельном участке объект незавершенного строительства, разрешение на строительство которого на момент представления документов является действующим (ч. 2.1 ст. 40 Закона о госрегистрации).
10.2. Установлено, что государственный кадастровый учет многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нем помещений осуществляется соответственно на основании заявления представителя собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченного на подачу такого заявления решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо лица, осуществившего перепланировку помещений, повлекшую за собой изменение характеристик многоквартирного дома (ч. 6.1 ст. 40 Закона о госрегистрации).
Одновременно в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ включен пункт 3.6, в соответствии с которым к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе принятие решений об определении лица, уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме на подачу заявления о государственном кадастровом учете многоквартирного дома в связи с изменением его характеристик в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нем помещений.
10.3. Предусмотрено, что если помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам, их государственный кадастровый учет в связи с изменением параметров осуществляется на основании заявления представителя собственников помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении, уполномоченного решением общего собрания собственников, либо на основании заявления лица, осуществившего изменение помещений, при наличии согласия всех собственников помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (ч. 6.2 ст. 40 Закона о госрегистрации).
10.4. В ст. 40 включены нормы, регулирующие соотношение записей в ЕГРН в отношении здания, сооружения, и расположенных в них помещений, машино-мест:
- После государственной регистрации права собственности на здание, сооружение допускается снятие с учета всех помещений и (или) машино-мест, расположенных в здании, сооружении, на основании заявления собственника здания, сооружения; при этом представление акта обследования, не требуется (ч. 7.1 ст. 40 Закона о госрегистрации).
- Если помещения и (или) машино-места в здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам, государственный кадастровый учет здания, сооружения в связи с прекращением существования всех расположенных в них помещений и (или) машино-мест осуществляется на основании заявления представителя собственников помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении, уполномоченного на подачу заявления собственниками помещений и (или) машино-мест (ч. 7.3 ст. 40 Закона о госрегистрации).
- Наличие в ЕГРН записей о государственной регистрации вещных прав на здание, сооружение с одновременной государственной регистрацией вещных прав на помещения, машино-места в здании, сооружении не допускается (ч. 19 ст. 40 Закона о госрегистрации).
10.5. Аналогичная норма установлена в отношении квартир и расположенных в них комнат: при государственной регистрации права собственности на квартиру орган регистрации прав одновременно снимает с государственного кадастрового учета комнаты в квартире и осуществляет государственную регистрацию прекращения прав на комнаты без соответствующего заявления (ч. 7.2 ст. 40 Закона о госрегистрации).
10.6. Установлено переходное положение, в соответствии с которым при отсутствии государственной регистрации права собственности на нежилое здание, сооружение, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 января 2017 года, государственный кадастровый учет всех помещений (машино-мест) в этом здании, сооружении может осуществляться на основании заявления застройщика или лица, уполномоченного собственниками помещений (машино-мест) или лицами, у которых возникают права на них, на основании технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета помещений (машино-мест) (ч. 2.1 ст. 70 Закона о госрегистрации).
10.7. Установлено переходное положение, в соответствии с которым государственный кадастровый учет (государственная регистрация прав) на помещение или машино-место в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию до 13 июля 2015 года, могут осуществляться при отсутствии в ЕГРН сведений о многоквартирном доме в случае, если до дня вступления в силу Закона о госрегистрации был осуществлен государственный кадастровый учет хотя бы одного жилого или нежилого помещения либо машино-места, расположенных в многоквартирном доме, или если государственный кадастровый учет многоквартирного дома был осуществлен без государственного кадастрового учета помещений или машино-мест в нем (ч. 15 ст. 70 Закона о госрегистрации). А государственный кадастровый учет расположенных в этом многоквартирном доме помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого многоквартирного дома (ч. 16 ст. 70 Закона о госрегистрации; также названной нормой урегулирован порядок осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного дома в этом случае).
11. Особенности государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
11.1. Установлено, что государственный кадастровый учет при уточнении границ земельных участков может осуществляться и в случае, когда в содержащемся в ЕГРН описании местоположения границ земельного участка выявлена реестровая ошибка (ч. 2 ст. 43, ч. 3 ст. 61 Закона о госрегистрации).
11.2. Статья 43 дополнена частью 2.1, в соответствии с которой уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в законе лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, а также на основании документов, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Кроме того, указанная норма устанавливает требования, предъявляемые к межевому плану в этой ситуации.
12. Особенности государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве
12.1. Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве при определенных условиях необходимо также предоставление согласия залогодержателя (п. 8 ч. 2, ч. 3.1 ст. 48 Закона о госрегистрации).
12.2. Установлены требования к проведению правовой экспертизы при государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (ч. 3.2 ст. 48 Закона о госрегистрации). В частности, предусмотрено, что:
- План создаваемого объекта недвижимости и проектная декларация проверяются государственным регистратором прав исключительно на наличие в них сведений об объекте долевого строительства, являющемся предметом договора; на соответствие содержащихся в плане и декларации сведений о виде объекта долевого строительства, назначении объекта, об этаже, на котором он расположен, о площади объекта, сведениям, указанным в договоре.
- Государственным регистратором прав не осуществляется проверка законности выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в проектной декларации и (или) плане создаваемого объекта недвижимости, сведениям, указанным в проектной документации.
12.3. Утратил силу п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона о госрегистрации, предусматривавший необходимость предоставления для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства договора участия в долевом строительстве (договора об уступке прав требований по нему).
13. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на основании решения суда
13.1. В сферу регулирования ст. 58 Закона о госрегистрации теперь включено не только осуществление государственной регистрации прав на основании судебного решения, но и осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с решением суда.
13.2. Установлено, что если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда, представление вместе с судебным решением межевого плана или технического плана либо акта обследования не требуется в случае, когда решение суда о необходимости государственного кадастрового учета (либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков, контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет), содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объекте недвижимости, (ч. 4 ст. 58 Закона о госрегистрации).
13.3. В ст. 58 Закона о госрегистрации включены правила, касающиеся решения суда о сносе самовольной постройки или ее части:
- Решение суда о сносе самовольной постройки (если сведения о такой постройке содержатся в ЕГРН) является основанием для подготовки после сноса постройки акта обследования, снятия объектов с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на них (ч. 5 ст. 58 Закона о госрегистрации).
- Решение суда о сносе части самовольной постройки или ее реконструкции, является основанием для подготовки технического плана в связи с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением (ч. 6 ст. 58 Закона о госрегистрации).
13.4. Уточнено, что если решением суда установлено отсутствие существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН, снятие с государственного кадастрового учета этих объектов осуществляется без представления акта обследования (ч. 7 ст. 58 Закона о госрегистрации).
13.5. Предусмотрено, что если решением суда установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, то он подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него; при этом подготовка каких-либо иных документов не требуется (ч. 8 ст. 58 Закона о госрегистрации).
14. Исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН
14.1. Регламентированы действия органа регистрации прав при отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица (ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации). В этом случае орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока на исправление ошибки, обязан отказать в ее исправлении, направив уведомление об этом с указанием причин отказа. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки может быть обжаловано в судебном порядке.
14.2. Установлен порядок исправления реестровой ошибки в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (п. 1-3 ч. 3 ст. 61 Закона о госрегистрации).
14.3. Предусмотрено право органа регистрации прав осуществить перерасчет координат характерных точек всех границ объекта недвижимости в местную систему координат и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН в случае, если выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием иной системы координат (ч. 7.5 ст. 61 Закона о госрегистрации).
15. Прочие изменения
15.1. В Законе о госрегистрации теперь закреплены полномочия Федеральной кадастровой палаты, в которые в том числе входит (п. 2 ч. 2 ст. 3.1 Закона о госрегистрации):
- выездной прием заявлений о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав, выдача посредством курьерской доставки документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, а также уведомлений о приостановлении, прекращении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав;
- предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН;
- ведение реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон и прочих зон, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о госрегистрации;
- выполнение функций оператора федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;
- перевод документов, содержащихся в реестровых делах, в форму электронных образов.
Ранее эти полномочия закреплялись за Федеральной кадастровой палатой не законом, а решениями органа регистрации прав на основании ч. 4 ст. 3 Закона о госрегистрации, которая утратила силу с 30 апреля 2021 г. (см., например, приказ Росреестра от 18.10.2016 N п/0515).
15.2. Введено правило о том, что если на момент представления заявления о государственном кадастровом учете (государственной регистрации прав) и прилагаемых к нему документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав и документ о ее уплате не представлен вместе с заявлением, исчисление срока осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации начинается с даты получения органом регистрации прав сведений об уплате государственной пошлины (ч. 7 ст. 18 Закона о госрегистрации).
15.4. Установлены основания для возвращения поступивших в орган регистрации прав:
- заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия;
- заявления о внесении в ЕГРН записи о наличии права требования в отношении зарегистрированного права;
- заявления о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты (почтовом адресе), по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- заявления о внесении в ЕГРН сведений о назначении единого недвижимого комплекса;
- заявления о внесении в ЕГРН сведений о назначении предприятия как имущественного комплекса
(ч. 4 ст. 39 Закона о госрегистрации).
15.5. Требование о предоставлении в орган регистрации прав вместе с заявлением документов, подтверждающих либо извещение продавцом остальных участников долевой собственности о намерении продать долю, либо отказ остальных участников долевой собственности от реализации преимущественного права покупки доли, теперь распространяется только на случаи, когда доля в общей собственности продается на основании сделки, совершенной в простой письменной форме (ч. 4 ст. 42, п. 40 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации).
15.6. Для государственных регистраторов прав предусматривается экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав (ч. 2 ст. 64 Закона о госрегистрации).
15.7. Установлены требования к содержанию и порядок рассмотрения заявлений о внесении в ЕГРН сведений о наименовании здания, сооружения или помещения либо об изменении их наименования, если изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения (ч. 18 ст. 70 Закона о госрегистрации) и порядок исключения этих сведений из ЕГРН (ч. 19 ст. 70 Закона о госрегистрации).
15.8. Установлен порядок исключения из ЕГРН записей об объектах, которые не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением объектов из числа недвижимых вещей при внесении изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету (ч. 20 ст. 70 Закона о госрегистрации).
15.9. Предусмотрено, что если в отношении жилого дома (садового дома), созданных на садовом земельном участке (земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта), до 4 августа 2018 года осуществлен государственный кадастровый учет, то государственная регистрация прав на жилой дом (садовый дом) осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены эти объекты. В случае, если право заявителя на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, представление правоустанавливающего документа на него не требуется. При этом не требуется уведомление о планируемых строительстве или реконструкции жилого дома (садового дома) и уведомление об окончании строительства или реконструкции жилого дома (садового дома) (ч. 22 ст. 70 Закона о госрегистрации; аналогичная норма внесена в Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ (ч. 6.1 ст. 16).
II. Изменения, вступающие в силу с 28 октября 2021 года
1. Цифровизация
1.1. Реестровые дела с 28 октября 2021 года ведутся исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 11 Закона о госрегистрации). Ранее реестровые дела велись также на бумажном носителе, если заявления и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета (государственной регистрации прав) документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, и оригиналы этих документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах; теперь ч. 4 ст. 11 Закона о госрегистрации, устанавливавшая это требование, утрачивает силу.
1.2. В ст. 70 Закона о госрегистрации включено переходное положение, в соответствии с которым до перевода хранящихся в реестровых делах документов в форму электронных документов (электронных образов документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица и имеющих ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе, такие дела ведутся на бумажном носителе. С момента перевода хранящихся в реестровых делах документов в форму электронных документов (электронных образов документов) дела, ведение которых осуществлялось на бумажном носителе, не являются составной частью ЕГРН (ч. 28 ст. 70 Закона о госрегистрации).
1.3. Установлено, что при согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц - участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (ч. 7 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).
В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде:
- допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования (ч. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности);
- местоположение границ земельного участка считается согласованным в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (ч. 2 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности);
возражения заинтересованного лица при этом оформляются в виде электронного документа, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью и прилагаются к акту согласования местоположения границ (ч. 4 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности).
2. Государственная регистрация договоров участия в долевом строительстве
Сокращены сроки осуществления государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве (заключенных после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства объекта недвижимости), с 28 октября 2021 года они составляют:
- 5 рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации;
- 3 рабочих дня, следующие за днем поступления заявления в электронной форме;
- 7 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления о государственной регистрации
(п. 13, 14 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации).
3. Выездной прием
Регламентировано осуществление Федеральной кадастровой палатой выездного приема.
Подробнее о выездном приеме см. в Информации Росреестра от 05.05.2021.
3.1. Установлено, что представление заявления о государственном кадастровом учете (государственной регистрации прав) и прилагаемых к нему документов посредством выездного приема по общему правилу осуществляется за плату.
Выездной прием осуществляется без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей:
- ветеранов Великой Отечественной войны,
- инвалидов Великой Отечественной войны,
- детей-инвалидов,
- инвалидов с детства I группы,
- инвалидов I и II групп
(ч. 1.1 ст. 18 Закона о госрегистрации).
3.2. Порядок осуществления Федеральной кадастровой палатой выездного приема и размеры платы за его осуществление устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Порядок осуществления МФЦ выездного приема, размеры платы за его осуществление, а также случаи, при которых такая плата не взимается, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 1.1 ст. 18 Закона о госрегистрации).
4. Подача заявления о государственной регистрации через нотариуса
Предусмотрено, что заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе либо форме электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями заявителей, либо в форме электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, могут передаваться в орган регистрации прав через нотариуса (ч. 1.5 ст. 18 Закона о госрегистрации). Таким способом подачи документов смогут воспользоваться заявители, перечисленные в ч. 1-3 ст. 15 Закона о госрегистрации (за исключением кадастровых инженеров).
Ранее законодательство предусматривало представление нотариусом в качестве заявителя заявления о государственной регистрации в тех случаях, когда основанием возникновения права на объект недвижимости являлась сделка, заверенная этим нотариусом (часть вторая ст. 55 Основ законодательства о нотариате, п. 4.5 ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 15 и ч. 11 ст. 21 Закона о госрегистрации). С 30 апреля 2021 г. нотариус также направляет в орган регистрации прав заявление об осуществлении государственной регистрации, если подлинность подписи заявителя удостоверена нотариусом, независимо от нотариального удостоверения сделки (часть третья ст. 80 Основ законодательства о нотариате, ч. 12 ст. 18 Закона о госрегистрации).
5. Требования к техническому плану
5.1. Уточнено, что максимально допустимый размер машино-места не ограничивается (ч. 6.2 ст. 24 Закона о госрегистрации).
5.2. Установлена специальная норма, применяющаяся в случае, если подготовка технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 года здания, сооружения, объекта незавершенного строительства осуществляется исключительно для целей внесения в ЕГРН сведений о местоположении этих объектов на земельном участке. Тогда для подготовки технического плана не требуется использование проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов или разрешения на строительство, а в состав технического плана не включаются их копии и планы всех этажей здания, сооружения либо планы здания, сооружения (ч. 9.1 ст. 24 Закона о госрегистрации).
5.3. Частью 14 ст. 24 Закона о госрегистрации предусмотрен случай, в котором в состав технического плана не включаются планы всех этажей здания, сооружения (при отсутствии у них этажности - планы здания, сооружения). Это случай, когда ранее эти планы были включены в технический план здания, сооружения, на основании которого был осуществлен его государственный кадастровый учет. Если же планы всех этажей здания, сооружения (при отсутствии у них этажности - планы здания, сооружения) не были включены в технический план, на основании которого был осуществлен его государственный кадастровый учет, то тогда в технический план здания, сооружения в связи с образованием его части включаются планы тех этажей здания, сооружения, на которых расположена образуемая часть здания или сооружения.
6. Межведомственное информационное взаимодействие
6.1. В ст. 32 Закона о госрегистрации включены дополнительные случаи, в которых в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляются документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН, в том числе:
- об установлении или изменении разрешенного использования здания, сооружения;
- о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
- об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков;
- об изменении назначения здания, сооружения, помещения
(п. 2, 5.1 ч. 1 ст. 32 Закона о госрегистрации).
6.2. Установлен срок, в течение которого органы государственной власти (органы местного самоуправления) обязаны направить в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы, которые орган регистрации прав запрашивает у них, получив заявление заинтересованного лица о внесении сведений в ЕГРН. Он составляет 3 рабочих дня со дня получения запроса органа регистрации прав (ч. 3 ст. 33 Закона о госрегистрации).
6.3. Установлены последствия непредоставления в порядке межведомственного информационного взаимодействия органами государственной власти (органами местного самоуправления) по запросу регистрирующего органа документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН. Если эти органы уведомляют об отсутствии этих документов либо не отвечают на запрос органа регистрации прав в срок, орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, о чем уведомляет заявителя (ч. 4 ст. 33 Закона о госрегистрации).
7. Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования объекта недвижимости
7.1. Предусмотрена возможность осуществления одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения, и государственного кадастрового учета помещений, машино-мест в связи с прекращением существования помещений, машино-мест (в результате частичного сноса или демонтажа), если государственный кадастровый учет этих помещений, машино-мест был осуществлен ранее. При этом представление акта обследования не требуется (ч. 6 ст. 40 Закона о госрегистрации).
7.2. В ст. 40 включена ч. 17, предусматривающая порядок государственного кадастрового учета (государственной регистрации) в случае, если строительство (реконструкция) ведется этапами. Если в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрены его строительство, реконструкция этапами, каждый из которых представляет собой соответственно строительство, реконструкцию части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства), то осуществляются государственный кадастровый учет (государственный учет и государственная регистрация прав) на здание, сооружение с характеристиками, соответствующими первому этапу строительства. В дальнейшем, при вводе в эксплуатацию второго и последующих этапов строительства (реконструкции) осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест.
8. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
8.1. Законом о госрегистрации предусмотрено уведомление залогодержателя о поступлении документов на государственную регистрацию перехода права, ограничения права на заложенное имущество, обременения заложенного имущества, а также о проведенной в этих случаях государственной регистрации (ч. 4 ст. 53 Закона о госрегистрации).
8.2. Законом об ипотеке предусмотрено уведомление органом регистрации прав залогодателя и залогодержателя о погашении регистрационной записи об ипотеке (п. 1 ст. 25 Закона об ипотеке).
9. Предоставление сведений из ЕГРН
9.1. Установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, размещаются на официальном сайте органа регистрации прав, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, и сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных (ч. 1.1 ст. 62 Закона о госрегистрации).
9.2. Предусмотрено, что если запрос о предоставлении сведений ЕГРН подается в МФЦ, он передается МФЦ в Федеральную кадастровую палату в форме электронных документов (электронных образов документов), заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного сотрудника МФЦ. Если заявитель попросил выдать подготовленные Федеральной кадастровой палатой документы через МФЦ, эти документы направляются Федеральной кадастровой палатой в МФЦ также в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 10 ст. 62 Закона о госрегистрации).
III. Изменения, вступающие в силу с 1 января 2023 года
1. Геодезическая и картографическая основы
Установлено, что сведения о геодезической и картографической основах вносятся в ЕГРН в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч. 3 ст. 6 Закона о госрегистрации). ЕГРН состоит в том числе из перечней координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов (п. 7 ч. 2, ч. 3 ст. 7 Закона о госрегистрации).
2. Сведения, подлежащие внесению в реестры
2.1. В реестр прав на недвижимость будут вноситься сведения о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ (п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации).
2.2. В реестр границ будут вноситься в том числе:
- перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренные градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, положением об особо охраняемой природной территории (п. 12 ч. 1 ст. 10 Закона о госрегистрации);
- сведения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (ч. 8 ст. 10 Закона о госрегистрации).
2.3. В кадастр недвижимости будут вноситься в том числе сведения о:
- решении об изъятии земельного участка (расположенного на нем объекта недвижимости) для государственных или муниципальных нужд (п. 27 ч. 5 ст. 8 Закона о госрегистрации); одновременно эти сведения исключены из реестра прав на недвижимость (п. 8 ч. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации);
- расположении земельного участка (расположенного на нем объекта недвижимости) в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (п. 28 ч. 5 ст. 8 Закона о госрегистрации).
3. Цифровизация
3.1. Заявление о государственном кадастровом учете (государственной регистрации прав) и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов (электронных образов документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с 1 января 2023 г. могут представляться в орган регистрации прав через региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Уточнено, что при представлении заявления через официальный сайт органа регистрации прав может быть использован сервис "Личный кабинет", размещенный на официальном сайте (п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации).
3.2. Установлено, что заявление в форме электронного документа, подаваемое посредством использования личного кабинета, не должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя, если подается в том числе:
- заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
- заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
- заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
- заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя;
- заявления о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты (почтовом адресе), по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости
(ч. 1.2 ст. 18 Закона о госрегистрации).
3.3. Правообладателю объекта недвижимости предоставлена возможность посредством использования личного кабинета представить в форме электронного документа в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав, возникающих, изменяющихся, прекращающихся или переходящих к другому лицу на основании сделки, заключенной в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости. Заключение этой сделки может осуществляться с применением примерных условий соответствующих договоров, разработанных органом регистрации прав, размещенных на официальном сайте и опубликованных в печати в соответствии со ст. 427 ГГК РФ (ч. 1.3 ст. 18 Закона о госрегистрации).
3.4. Расширен функционал электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" (ст. 20 Закона о госрегистрации).
4. Межведомственное информационное взаимодействие
В ч. 1 ст. 32 Закона о госрегистрации включены дополнительные случаи, в которых органы государственной власти (органы местного самоуправления) обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН. Это случаи, когда принимаются решения:
- об изъятии земельного участка (расположенных на нем объектов недвижимого имущества) для государственных или муниципальных нужд (п. 23 ч. 1 ст. 32 Закона о госрегистрации);
- о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, об отмене решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (п. 24 ч. 1 ст. 32 Закона о госрегистрации).
Бадалян Юлия
эксперт компании "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.