Платные медицинские услуги
Материал подготовлен на основании постановления Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг..." (далее - Правила N 736). Документ действует с 01.09.2023.
Смотрите в этом материале:
Медицинская помощь, оказываемая за плату
Оформление деятельности по оказанию платных услуг
1. Платные медицинские услуги: общие положения
Согласно нормам п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый гражданин, а также лица без гражданства имеют право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (далее - ДМС).
Доступность и качество медицинской помощи в РФ обеспечиваются за счет предоставления гарантированного объема медицинской помощи, обусловленного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ (далее - программа) и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой органом государственной власти субъекта РФ (далее - территориальная программа ОМС) (п. 5 ст. 10 Закона N 323-ФЗ, раздел VII, VIII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497).
Право на осуществление медицинскими казенными, бюджетными и автономными учреждениями государственной системы здравоохранения приносящей доход деятельности определено п. 3 ст. 161 БК РФ, ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ). Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг определяется Правительством РФ (п. 7 ст. 84 Закона N 323-ФЗ). В целях реализации данного требования постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила N 736).
Платные медицинские услуги учреждениями, участвующими в реализации программы и территориальной программы ОМС, оказываются в дополнении к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (ч. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ). Оказание услуг на платной основе не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы ОМС (п. 9 Правил N 736).
Взаимодействие между получателями медицинской услуги и медицинским учреждением схематично можно представить следующим образом:
Физические лица - получатели медицинской услуги | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Медицинское учреждение, участвующее в предоставлении гарантированного государством объема медицинской помощи | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оказание медицинской помощи в объемах, гарантированных государством |
|
Платные медицинские услуги |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
услуги, предоставляемые за счет средств ОМС, выделенных на реализацию программы и территориальной программы ОМС |
|
услуги, предоставляемые за счет средств субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя и иных средств бюджета |
|
услуги, оказываемые по договору ДМС |
|
услуги, оказываемые потребителям в рамках договоров платных медицинских услуг |
Стоит отметить, что не все услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения, являются медицинскими. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Медицинские услуги оказываются потребителям - физическим лицам (п. 2 Правил N 736). При этом заказчиками платных медицинских услуг, могут выступать, как физические, так юридические лица, имеющие намерение заказать или приобрести платные медицинские услуги либо приобретающие платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.
Правила оказания платных медицинских услуг, регламентирован следующими нормативно - правовыми актами:
Наименование нормативно - правового акта |
Сфера применения документа в части регулирования деятельности платных медицинских услуг |
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Используются нормы, устанавливающие: - право гражданина на получение медицинских услуг, в том числе за плату, а также установление общих требований к оказанию платных медицинских услуг (ст. 19, 84 Закона N 323-ФЗ); - требования, предъявляемые к добровольному согласию гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона N 323-ФЗ); - общие правила проведения экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи профессионального заболевания с профессией (ст. 63 Закона N 323-ФЗ) |
Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4.10.2012 N 1006" |
Положения данного документа используют: - органы, выполняющие функции и полномочия учредителя при разработке нормативно - правовых актов, устанавливающих правила оказания платных медицинских услуг подведомственными учреждениями; - учреждения, при осуществлении приносящей доход деятельности |
Приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" |
Учреждения применяют документ при разработке прейскуранта цен на платные медицинские услуги |
Нормативно-правовые акты субъектов РФ |
Государственные учреждения субъектов РФ руководствуются порядком оказания платных медицинских услуг и определения цен на такие услуги, установленные органом, выполняющим функции и полномочия учредителя и имеющие силу законодательного акта при осуществлении своей деятельности. На основании этих документов, разрабатывается внутренний локальный акт - Положение об оказании платных медицинских услуг |
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
Документ определяет, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (п. 46 ст. 12 данного закона) |
Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Используется учреждениями при оформлении лицензии на осуществлении медицинской деятельности |
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
Предоставляет право бюджетным учреждениям оказывать за плату услуги (п. 4 ст. 9.2 данного закона): - относящиеся к его основным видам деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания; - иные виды деятельности, не являющиеся основными (постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано) |
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" |
Предоставляет право автономным учреждениям по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности (ч. 6 ст. 4 данного закона) |
Бюджетный кодекс РФ |
Разрешает казенным учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, при условии, что такой вид деятельности предусмотрен в его учредительном документе (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18.11.2013 N 853н "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания" |
Применяется федеральными бюджетными учреждениями при расчете цены на платные медицинские услуги, относящиеся к основным видам деятельности и оказываемые учреждением сверх установленного государственного задания |
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 N 1631н "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации" |
Применяется федеральными бюджетными и казенными учреждениями при установлении цены (тарифа) на медицинские услуги |
2. Медицинская помощь, оказываемая за плату
Законодательством РФ определены четыре вида медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями: первичная медико-санитарная помощь; специализированная (в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь); скорая (в том числе скорая специализированная медицинская помощь); паллиативная медицинская помощь (ч. 2 ст. 32 Закона N 323-ФЗ).
Общий перечень платных медицинских услуг, которые могут оказывать учреждения, участвующие в реализации программы и территориальной программы ОМС на законодательном уровне не определен. В то же время, нормативно - правовыми актами разрешается отдельные виды медицинских услуг оказывать на платной основе. Руководствуясь положениями таких актов учреждения самостоятельно устанавливают и утверждают перечень, оказываемых ими платных медицинских услуг. При формировании реестра платных медицинских услуг, учреждению следует исходить из:
- видов услуг, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 4 Правил N 736);
- видов услуг ,обозначенных в уставе учреждения (п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 9.2, п. 2 ст. 13 Закона N 7 - ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
- номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Минздравом РФ (п. 11 Правил N 736, приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", письмо Минздрава РФ от 04.07.2018 N 17-2/10/2-4323);
- положений нормативно - правовых актов, регулирующих вопросы оказания платных медицинских услуг.
Руководствуясь нормами законодательных актов РФ в форме таблицы отразим виды медицинских услуг, которые могут оказывать на платной основе медицинские учреждения государственной системы здравоохранения:
Вид услуги |
Особенности |
Медицинская помощь, оказываемая на условиях, отличных от условий, предусмотренных программой и территориальными программами ОМС, в случаях: а) назначения лекарственных препаратов при оказании плановой медицинской помощи, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП); б) применения медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания; в) установления индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения |
Нормативная база: - пункт 8 Правил N 736; - п. 30 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава от 24.11.2021 N 1094н.
Важно! Назначение лекарственных препаратов не входящих в перечень ЖНВЛП при оказании платных услуг возможно, если: - применение названных лекарственных препаратов не обусловлены показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень; - лекарственные препараты не закупаются за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Лекарственные препараты в рамках оказания платных услуг могут быть назначены при проведении на возмездной основе обследования и лечения гражданина в стационарных условиях (письмо Минздрава РФ от 20.09.2022 N 25-4/9317). Предоставление на возмездной основе медицинских изделий, лечебного питания, специализированных продуктов лечебного питания возможно в случае, если их закупка не производится за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и их стоимость не подлежит оплате в рамках программы и территориальной программы ОМС |
Оказание медицинской помощи анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ |
Нормативная база: - п. 2 п. 5 ст. 84, ч. 6 ст. 36.2 Закона N 323-ФЗ; - п. 8 Правил N 736; - Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденный приказом Минздрава РФ 30.11.2017 N 965н (далее - Порядок N 965н; - Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Важно! Анонимную помощь медицинские учреждения оказывают только на платной основе, исключение составляет анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию. Предоставление анонимной консультации с применением телемедицинских технологий возможно с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ч. 6 ст. 36.2 Закона N 323-ФЗ, письмо Минздрава РФ от 09.04.2018 N 18-2/0579, п. 7 Порядка N 965н).
Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции относится к расходным обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 6 Закона N 38-ФЗ) |
Оказание медицинской помощи: гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами РФ |
Нормативная база: - Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 (далее - Правила N 186; - ч. 3, ч. 4 ст. 19, ч. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; - п. 8 Правил N 736.
Важно! На платной основе иностранным гражданам оказывается медицинская помощь (п. 6 Правил N 186): - в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи); - в плановой форме. Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими учреждениями без взимания платы (п. 3 Правил N 186).
Лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ медицинская помощь, предоставляется наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Медицинские услуги на платной основе оказываются по их инициативе |
Оказание медицинской помощи в случае самостоятельного обращения гражданина за получением медицинской помощи на платной основе |
Нормативная база: - ч. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; - п. 8 Правил N 736.
При самостоятельном обращении граждан за получением медицинской помощи на возмездной основе, медицинские учреждения вправе оказывать обратившимся любые медицинские услуги, предоставляемые в соответствии с действующей лицензией учреждения (исключения составляют случаи и порядок оказания медицинской помощи, предусмотренные ст. 21 Закона N 323-ФЗ) |
Проведение медицинской экспертизы профессиональной пригодности |
Нормативная база: - ст. 63 Закона N 323-ФЗ; - п. 14 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, утвержденного приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29н (далее - Порядок N 29н); - п. 2 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, утвержденного приказом Минздрава РФ от 05.05.2016 N 282н (далее - Порядок N 282н); - законодательные акты субъектов РФ.
Медицинскими учреждениями, оказывающими первичную медицинскую помощь населению и имеющими соответствующую лицензию, медицинская услуга по проведению экспертизы профессиональной пригодности может оказываться: - на платной основе (см. приложение 2 к приказу Минздрава Свердловской области от 20.02.2017 N 268-п); - за счет бюджетных ассигнований, если такие расходы предусмотрены в бюджете (например, п. 5.1.2. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30.12.2022 N 754-п; раздел V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Липецкой области от 30.12.2022 N 380).
Экспертиза профессиональной пригодности проводится по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров в отношении работников, у которых были выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ (п. 2 Порядка 282н) |
Проведение медицинских осмотров, освидетельствований |
Нормативная база: Законодательные акты, в том числе регионального уровня, определяющие порядок проведения определенных видов медицинских осмотров, освидетельствований (например, приказом Минздрава РФ от 26.11.2021 N 1104н утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием (далее - приказ N 1104н).
Правила оказания медицинских осмотров на платной основе медицинскими учреждениями, устанавливаются нормативно - правовыми актами субъектов РФ (например, приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.03.2022 N 185 утверждены правила медицинского освидетельствования граждан на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, приказом Минздрава Ставропольского края от 29.07.2021 N 01-05/871 утверждены методические рекомендации по определению платы за проведение обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников организаций бюджетной сферы).
На платной основе проводится и медицинское (наркологическое) освидетельствование на состояние опьянения при самостоятельном обращении граждан, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона N 323-ФЗ (приказ Минздрава Свердловской области от 20.02.2017 N 268-п). Такое освидетельствование осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н. Приказом Минздрава республики Татарстан от 15.10.2018 N 2270 утвержден перечень исследований, проводимых при медицинском освидетельствовании иностранных граждан, прибывающих в РФ, в рамках реализации требований приказа Минздрава РФ от 19.11.2021 N 1079н. Анализ нормативно-правовых актов, действующих на уровне субъекта РФ, позволяет сделать вывод о том, что медицинские учреждения могут осуществлять медицинские осмотры (включая флюорографические и химико-токсикологические исследования) на платной основе, проводимые с целью получения: - водительского удостоверения или его замены; - визы; - вида на жительство; - разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу (в том числе на основании патента); - гражданства РФ; - права на приобретение и хранение огнестрельного оружия; - др. оснований |
Купирование состояний опьянения и абстинентных синдромов, оказание психотерапевтической помощи |
Нормативная база: - законодательные акты субъектов РФ; - ст. 21 Закона N 323-ФЗ.
Купирование абстинентных синдромов; оказание психотерапевтической помощи при расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ не входит в программу и территориальную программу ОМС, в связи, с чем данный вид медицинской помощи оказывается на платной основе, за исключением случаев, установленных ст. 21 Закона N 323-ФЗ. Порядок определения цен на оказание такого рода медицинских услуг устанавливается нормативно - правовыми актами субъектов РФ (см. приказ Минздрава Свердловской области от 20.02.2017 N 268-п, приказ Минздрава Республики Тыва от 20.10.2020 N 1261пр/20, решение УФАС по Магаданской области от 15.03.2017 03-10/02-2016) |
Проведение наркологических экспертиз, химико - токсикологических исследований |
Нормативная база: - приказ Минздрава РФ от 27.01.2006 N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ"; - приказ Минздрав РФ от 19.11.2021 N 1079н "Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования, включая проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме иностранного гражданина или лица без гражданства наркотических средств ..."; - законодательные акты субъектов РФ.
Наркологические экспертизы, лабораторные исследования биологических жидкостей на содержание алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ, в том числе химико-токсикологические исследования по личной инициативе граждан или работодателя могут оказываться медицинскими учреждениями на возмездной основе. Правила предоставления таких платных услуг регулируются нормативно - правовыми актами субъектов РФ (например, см. приказ Минздрава Республики Алтай от 08.12.2022 N 148-од, приказ Минздрава Республики Тыва от 20.10.2020 N 1261пр/20) |
Оказание услуг по зубопротезированию |
Нормативная база: - раздел III Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497; - законодательные акты субъектов РФ.
Важно! Право на бесплатное зубопротезирование имеют отдельные категории граждан, перечень которых определен нормативно - правовыми актами субъектов РФ (см. раздел 5 Финансового обеспечения программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497, постановление Правительства Чукотского автономного округа от 06.08.2019 N 395). Граждане РФ, не относящиеся к льготной категории получают услугу по зубопротезированию за платной основе |
Оказание работ по проведению лабораторных и инструментальных исследований другим медицинским учреждениям |
Нормативная база: - п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ; - п. 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 N 108н.
При отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования она вправе на основании заключенного договора поручать выполнение этих видов работ другому медицинскому учреждению (медицинской организации). Оплата выполненной работы учреждением-исполнителем, может осуществляться: - за счет средств ОМС (при использовании результатов исследований в рамках реализации программы и территориально программы ОМС); - за счет средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности (при использовании результатов исследований в платной деятельности). Для учреждения - исполнителя работы по поведению исследований осуществляются в рамках приносящей доход деятельности |
Согласно п. 10 Правил N 736 медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается:
а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается Минздравом РФ;
б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравом РФ;
в) на основе клинических рекомендаций;
г) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых Минздравом РФ.
3. Оформление деятельности по оказанию платных медицинских услуг
Для оказания платных медицинских услуг учреждению необходимо НАЛИЧИЕ:
- действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности;
- обозначенного в уставе медицинского учреждения перечня услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности;
- утвержденного руководителем учреждения внутреннего локального акта, устанавливающего порядок оказания платных медицинских услуг в учреждении (Положение о предоставлении платных медицинских услуг);
- утвержденного прейскуранта цен на платные медицинские услуги, оказываемые учреждением;
- информационного стенда, содержащего сведения об исполнителе, оказываемых медицинских услуг и самих услугах.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности. Медицинская деятельность учреждений государственной системы здравоохранения подлежит лицензированию (п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ, п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение N 852)). Наличие лицензии дает право учреждению на осуществление медицинской деятельности на всей территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Согласно п. 4 Положения N 852 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) названные в перечне, приведенном в приложении к Положению N 852. Соотнесение видов работ, услуг, приведенных в данном перечне медицинской деятельности с видами и условиями оказания медицинской помощи определено Классификатором работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (далее - Классификатор) утвержденным приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н. Если вид деятельности, оказываемый учреждением, не поименован в Классификаторе, но при этом содержится в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (см. приложение к Положению N 852), то такой вид деятельности относится к медицинской деятельности и подлежит лицензированию. Это связано с тем, что классификатор разработан в дополнении к Положению N 852 и не может расширять или сужать перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность обозначенных в приложении к Положению N 852.
Уполномоченным органом по лицензированию медицинской деятельности является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) (п. 3 Положения N 852, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323). С момента внесения Росздравнадзором в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии, она считается выданной (п. 3 ст. 9 Закона N 99-ФЗ). Выданная лицензия действует бессрочно (п. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ).
Основания и порядок внесения изменений в реестр лицензий, а также получения лицензии на осуществление медицинской деятельности систематизированы в таблице:
Основание для внесения изменений в реестр лицензий / оформления лицензии |
Действия Росздравнадзора |
Перечень документов для лицензирования |
Реорганизация медицинского учреждения |
Внесение изменений в реестр лицензий (п. 18 Закона N 99-ФЗ).
Важно! Росздравнадзор вносит изменения в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной информации из государственных информационных систем |
Медицинские учреждения не предоставляют в Росздравнадзор заявление и другие документы для внесений изменений в реестр лицензий |
Изменение наименования , лицензиата (медицинского учреждения) и адреса его нахождения | ||
Изменение наименования филиала лицензиата (медицинского учреждения) и адреса его нахождения | ||
Изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности | ||
Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (медицинской) | ||
Изменение в соответствии с нормативным правовым актом РФ наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности | ||
Получение лицензии на оказание медицинской деятельности |
Предоставление учреждению лицензии на осуществление медицинской деятельности и внесение записи в реестр лицензий и (ст. 13 , п. 5 ст. 14 Закона N 99-ФЗ, п. 8 Положения N 852).
Важно! Росздравнадзор выдает лицензию после проверки полноты и достоверности, содержащихся в заявлении и документах, предоставленных соискателем лицензии сведений (п. 1 ст. 14 Закона N 99-ФЗ)
|
Для получения лицензии соискатель представляет в Росздравнадзор заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа и пакет документов, который включает в себя (п. 8 Положения N 852): |
копии документов, подтверждающих наличие у учреждения на праве оперативного управления или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений; медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты) необходимых для оказания медицинских услуг; | ||
сведения о наличии выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для оказания заявляемых медицинских услуг; | ||
сведения о государственной регистрации, используемых для оказания медицинских услуг медицинских изделий; | ||
реквизиты документов (или их копии), подтверждающих наличие заключенных с соискателем лицензии (с учреждением) трудовых договоров с работниками, имеющими образование, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг), или их копии - в случаях установленных пп. д п. 8 Положения N 852 | ||
опись прилагаемых документов | ||
иные документы, названные в п. 8 Положения N 852 |
За выдачу лицензии учреждение оплачивает государственную пошлину (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Расходы на уплату госпошлины отражаются по элементу вида расхода 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и подстатье 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ (п. 53.8.6.2 Порядка N 82н, п. 10.9.1 Порядка N 209н).
Устав медицинского учреждения. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Положениями данной статьи установлено, что устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица; его организационно-правовой форме; месте его нахождения, порядке управления деятельностью; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
Медицинские учреждения государственной системы здравоохранения являются некоммерческими организациями (п. 1 ст. 9.2, п. 2 ст. 13 Закона N 7 - ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). В уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели их деятельности (п. 4 ст. 52 ГК РФ). Порядок утверждения устава федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (далее - Порядок N 539). Правила утверждения уставов государственных медицинских учреждений, созданных субъектами РФ, определяются нормативно-правовыми актами соответствующих субъектов РФ (см. например, постановление Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 480). В случае передачи органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья полномочий органам местного самоуправления на оказание медицинской помощи, такая помощь оказывается гражданам медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 323-ФЗ, п. 1 ст. 17 Закона N 323-ФЗ). В этом случае, правила утверждения устава устанавливаются нормативно - правовым актом муниципалитета.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ) В уставе учреждения, указывается исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые учреждение вправе осуществлять (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 33 Порядка N 539, письмо Минфина России от 22.07.2020 N 28-03-04/63748).
Медицинские учреждения могут оказывать на платной основе, только те медицинские услуги, которые разрешены уставом медицинского учреждения.
Положение об оказании платных медицинских услугах. Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I). Данным законом устанавливается также право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
При заключении договора потребителю и (или) заказчику должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая в себе, в том числе, порядок оказания медицинской помощи (п. 19 Порядка N 736). Условия и порядок оказания учреждением медицинской помощи прописываются в Положении об оказании платных медицинских услуг.
Положение о предоставлении платных медицинских услуг | ||||
|
|
|
|
|
Утверждается руководителем учреждения в соответствии с типовой формой, разработанной органом, выполняющим функции и полномочия учредителя |
|
Разрабатывается учреждением самостоятельно с учетом правил оказания платных медицинских услуг, утвержденных органом, выполняющим функции и полномочия учредителя |
||
|
|
|
|
|
При наличии разработанной органом, выполняющим функции и полномочия учредителя учреждения типового положения об оказании платных медицинских услуг, учреждения используют предложенную учредителем типовую форму при утверждении своего положения (см., например, приказ Минздрава Амурской области от 15.09.2017 N 713) |
|
При отсутствии, разработанного органом, выполняющим функции и полномочия учредителя типового положения об оказании платных услуг, учреждения разрабатывают такое положение самостоятельно, руководствуясь утвержденными учредителем правилами оказания платных медицинских услуг (см., например, приказ Минздрава Республики Тыва от 11.06.2021 N 604 пр/21) |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ, разрабатываемое учреждением самостоятельно, может включать в себя следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Основания и условия предоставления платных медицинских услуг;
3. Порядок предоставления платных медицинских услуг;
4. Организация оказания платных медицинских услуг в учреждении;
5. Взаимодействие учреждения со страховыми медицинскими организациями при реализации программ добровольного медицинского страхования;
6. Организация оказания медицинских услуг в рамках реализации программ добровольного медицинского страхования;
7. Особенности оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом;
8. Порядок определения цены на платные медицинские услуги;
9. Расчеты при оказании платных медицинских услуг;
10. Использование доходов, от оказания платных медицинских услуг;
11. Бухгалтерский учет и отчетность;
12. Ответственность учреждения при предоставлении платных медицинских услуг;
13.Контроль за предоставлением платных медицинских услуг.
Для использования в работе, Положение об оказании платных медицинских услуг утверждается руководителем учреждения.
Смотрите дополнительно:
Примерная форма положения об оказании платных медицинских услуг в бюджетном учреждении
Прейскурант цен на платные услуги. Положения пп. а п. 17 Правил N 736 обязывают учреждения доводить до сведений потребителей информацию о перечне, оказываемых ими платных медицинских услуг. В перечне платных медицинских услуг отражению подлежат:
- код медицинской услуги, соответствующий наименованию медицинской услуги и номенклатуре медицинских услуг (утверждена приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н);
- цена платной услуги.
Органом, выполняющим функции и полномочия учредителя в порядке определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги может быть установлено требование об утверждении перечня платных медицинских услуг учреждением и предоставление его на согласование учредителю (см. приказ Минздрава Республики Адыгея от 30.08.2016 N 811).
Перечень платных медицинских услуг с указанием в нем цены на такие услуги содержится в прейскуранте. Цена (тариф) на платные медицинские услуги, определяется в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 9 Правил N 736).
В таблице обобщены положения нормативно - правовых актов, регламентирующие порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги:
Тип учреждения |
Требования, предъявляемые к определению цены на платные услуги |
Особенности установления учреждениями цены на платные услуги |
Федеральные бюджетные и казенные медицинские учреждения |
Бюджетные учреждения устанавливают цену (тариф) на медицинские услуги, оказываемые ими сверх установленного государственного задания и относящиеся к его основным видам деятельности руководствуясь порядком, установленном органом выполняющим функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Требований к порядку определения цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями по иным видам деятельности (не являющимися основными видами деятельности) п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ не установлено.
Казенные учреждения определяют размер платы за оказанные услуги в соответствии с порядком установленным органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 3.1 ст. 161 БК РФ).
Важно! Федеральные бюджетные и казенные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава РФ при определении цен (тарифов) на медицинские услуги, руководствуются: - Порядком определения цен (тарифов) на медицинские услуги, утвержденным приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 N 1631н (далее - Порядок N 1631н); - Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минздрава РФ, оказываемые сверх установленного государственного задания приказом Минздрава РФ от 18.11.2013 N 853н (далее - Порядка N 853н) |
Федеральные бюджетные и казенные учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги с учетом требований, установленных органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (п. 2 Порядка N 1631н, п. 3 Порядка N 853н).
Цены на платные услуги определяются учреждениями на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом (см. п. 2 Порядка N 1631н, п. 6 Порядка N 853н, письмо Минфина РФ от 20.03.2020 N 09-07-10/21722): - анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды; - прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий; - анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них; - анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги |
Федеральные автономные учреждения |
Законом N 174-ФЗ не установлено требований к определению цены на платные медицинские услуги
Важно! Принимая во внимание положения п. 9 Правил N 736 органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, должен быть установлен порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной системы здравоохранения. При отсутствии на дату вступления в силу Порядка N 736 такого нормативного акта для федеральных автономных учреждений, названный орган обязан разработать и издать такой документ |
Автономные учреждения определяют цену на оказываемые ими платные медицинские услуги в порядке, установленном органом, выполняющим функции и полномочия учредителя |
Бюджетные, автономные и казенные медицинские учреждения субъектов РФ |
Региональными бюджетными и казенными учреждениями применяются требования к определению цен (тарифом) на платные услуги, установленные: - п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3.1 ст. 161 БК РФ; - нормативно - правовыми актами соответствующего субъекта РФ (см. например, приказ Минздрава Краснодарского края от 04.04.2019 N 2022/1; приказ Минздрава Республики Алтай от 24.09.2020 N 167-од; приказ Минздрава Сахалинской области от 10.09.2021 N 24-п)
Важно! Органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, для подведомственных учреждений могут быть установлены фиксированные цены на оказываемые ими платные медицинские услуги (см., например, приказ Минздрава Республики Тыва от 20.10.2020 N 1261пр/20). |
Учреждения, руководствуясь установленным органом, выполняющим функции и полномочия учредителя порядком (методикой) определения цены (тарифа) на платные медицинские услуги, расчетным путем определяют стоимость единицы оказываемой медицинской услуги.
В случае если, органом, выполняющим функции и полномочия учредителя установлены фиксированные цены на медицинские услуги, то учреждение самостоятельно, расчетным путем не определяет стоимость услуг, а утверждает свой прейскурант, исходя из цен (тарифов), установленных учредителем |
Прейскурант цен, утверждается руководителем учреждения и согласовывается с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, если последним установлено такое требование о согласовании цен (например, п. 1.6 Порядка определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Пензенской области, утвержденного приказом Минздрава Пензенской области от 15.06.2023 N 13-77). Форма прейскуранта цен (тарифов) на платные услуги, может быть разработана органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, а при ее отсутствии - создается учреждением самостоятельно. Наименование, указываемой в прейскуранте услуги должно соответствовать коду услуги по номенклатуре медицинских услуг (п. 11 Правил N 736, приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг").
Информационный стенд для потребителей медицинских услуг. Согласно ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Пунктом 18 Правил N 736 определено, что информация об учреждении и оказываемых им медицинских услугах доводится до сведения потребителей посредством размещения на сайте медицинской организации в сети "Интернет" (при наличии у медицинской организации такого сайта) и на информационных стендах (стойках) медицинской организации в наглядной и доступной форме. Ранее, аналогичные требования были установлены п. 11 Правил N 1006.
Наличие информационных стендов и их содержание является одним из объектов проверки оказания учреждением платных медицинских услуг. В частности, в список контрольных вопросов проверочного листа Росздравнадзора, применяемого при осуществлении контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности включены вопросы проверки размещения на информационном стенде медицинского учреждения памятки о правах и обязанностях пациентов; о возможности, порядке и условиях получения ими медицинской помощи в рамках программы и территориальной программы ОМС (см. приложение N 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 11.02.2022 N 973).
Информационный стенд медицинского учреждения должен содержать следующую информацию (п. 12 - 16, пп. в п. 17, п. 18 Правил N 736):
а) адрес учреждения в пределах места нахождения учреждения, как юридического лица (территориально обособленного структурного подразделения юридического лица), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика;
б) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"(при его наличии);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
д) информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номере, сроках действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию;
е) стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых оказываются медицинские услуги с указанием ссылок на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальный сайт Минздрава РФ котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций.
Рекомендуем также на информационном стенде отражать (п. 17, 21 Правил N 736):
- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, график их работы и данные об уровне их профессионального образования и квалификации;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления учредителем медицинского учреждения;
- адреса и телефоны учредителя, исполнительного органа субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- образцы договоров на оказание платных услуг;
- информацию о форме и способах направления потребителями обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации (почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба)).
Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги.
Согласие на получение платных медицинских услуг. Платные медицинские услуги предоставляются учреждением при наличии информированного добровольного согласия потребителя (его законного представителя), данного в порядке, установленном законодательством РФ об охране здоровья граждан (п. 36 Правил N 736). Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 323-ФЗ наличие информационного добровольного согласия гражданина или его законного представителя является необходимым условием для проведения медицинского вмешательства. Под медицинским вмешательством понимается деятельность медицинского или иного работника, имеющая профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N N 323-ФЗ).
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении (п. 2 ст. 20 Закона N 323-ФЗ):
1) несовершеннолетнего лица, не достигшего 15ти летнего возраста (лица больного наркоманией - не достигшего 16ти летнего возраста) или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
Случаи, допускающие проведение медицинского вмешательства без оформления добровольного согласия гражданина (одного из родителей или иного законного представителя) обозначены в ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ.
Форма согласия на получение платных медицинских услуг может утверждаться органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (см., например, приказ Минздрава Республики Тыва от 11.06.2021 N 604 пр/21), а в случае отсутствия рекомендованной к использованию формы, учреждение разрабатывает ее самостоятельно. Согласие оформляется в единственном экземпляре перед заключением с пациентом договора на оказание платных медицинских услуг и хранится вместе с экземпляром договора.
Добровольное согласие на медицинское вмешательство может быть оформлено как в бумажной, так и в электронной форме (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ).
Согласие на обработку персональных данных. При заключении договора об оказании платных медицинских услуг, а также при оформлении медицинской документации используются персональные данные граждан. Обработка персональных данных (любое действие с ними), допускается только с письменного согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", далее - Закон N 152-ФЗ).
Исчерпывающий перечень случаев, когда допустимо совершать обработку персональных данных без полученного на то согласия субъекта персональных данных, приведен в пп. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, пп. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ к таким случаям отнесена обработка персональных данных, необходимая для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно.
Из вышесказанного следует, что медицинские услуги на платной основе, оказываются потребителю (пациенту) после получения добровольного согласия на обработку персональных данных непосредственно от самого потребителя (пациента) либо его законного представителя. Без полученного согласия на обработку персональных данных любые действия с персональными данными допускаются только в случаях установленных пп. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.
Смотрите дополнительно:
Примерная форма согласия пациента на обработку персональных данных.
4. Договорные отношения в сфере платных услуг
Договор об оказании платных медицинских услуг, заключается между потребителем и (или) заказчиком в письменной форме и составляется (п. 22, 25 Правила N 736):
- в 3х экземплярах (в случае если заключается между исполнителем и заказчиком, не являющимся потребителем медицинской услуги);
- в 2х экземплярах (в случае если договор заключается между потребителем платной медицинской услуги и исполнителем).
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Требования об отражении в договоре об оказании платных медицинских услуг обязательной информации (существенные условия договора) установлены Правилами N 736.
Платные медицинские услуги оказываются, на основании заключенного договора, в том числе, рамках добровольного медицинского страхования (далее - ДМС). Согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок осуществления страхования. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков. Перечень медицинских услуг, оказываемых учреждением страхователю по договору ДМС, определяется программой страхования, разработанной страховщиком.
В целях совершенствования эффективности деятельности медицинских учреждений органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, могут быть разработаны и утверждены рекомендуемые для использования в работе типовые формы договоров на оказание платных медицинских услуг (например, распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.03.2021 N 1011-р "Об утверждении форм договоров на оказание платных медицинских услуг"). В этом случае, учреждением самостоятельно форма договора не разрабатывается, а используется рекомендуемый учредителем образец.
Смотрите дополнительно:
Энциклопедии решений. Особенности договора об оказании платных медицинских услуг;
Энциклопедия решений. Добровольное медицинское страхование.
В таблице обобщены отдельные аспекты заключения договоров об оказании платных медицинских услуг.
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
Общие правила заключения договора о платных медицинских услугах | |
Форма договора |
Договор составляется в письменной форме (п. 22 Правил N 736, ст. 434 ГК РФ). При этом он может быть заключен путем составления на бумажном либо на электронном носителе (п. 2 ст. 434, абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ). Отсутствие заключенных в письменной форме договоров об оказании платных медицинских услуг, признается нарушением п. 4 ст. 434 ГК РФ (см. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 N 18АП-7124/21 по делу N А07-11121/2020).
Требование о заключении договора ДМС в письменной форме содержится в ст. 940 ГК РФ. Несоблюдение письменной формы договора влечет недействительность такого договора. Допустимо заключение договора ДМС в форме электронного документа, подписанного сторонами в соответствии с правилами абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ. |
Подписание договора, составленного в электронной форме |
При заключении договора посредством использования сети "Интернет" (при наличии у исполнителя сайта) договор считается заключенным дистанционным способом (п. 42 Правил N 736). Такой договор составляется в электронной форме и подписывается (п. 46, 47 Правил N 736, п. 1 ст. 4, ст. 5, 6, 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"): - усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя; - электронной подписью потребителя и (или) заказчика (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной). |
Срок хранения договора |
Пунктом 25 Правил N 736 определено, что договор хранится в порядке, определенном законодательством РФ об архивном деле в РФ. Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ). Сроки хранения типовых управленческих архивных документов установлены Перечнем, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 236 (далее - Перечень N 236, приказ N 236). Договор об оказании платных медицинских услуг, как отдельный вид документа в Перечне N 236 не обозначен. Срок хранения для договоров, соглашений, контрактов, документов (акты, протоколы разногласий) к ним Перечнем N 236 установлен 5 лет, исчисляемых с момента истечения срока действия договора (п. 11 Перечня N 236). Аналогичный срок хранения установлен и для договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному страхованию (п. 628 Перечня N 236). Принимая во внимание положения п. 11, 628 Перечня N 236, считаем, что срок хранения договоров об оказании платных медицинских услуг, включая договоры ДМС, не может быть менее 5 лет после истечения срока действия договора (после прекращения обязательств по договору). Важно! При заключении договора об оказании платных медицинских услуг, включая договор ДМС, субъектом персональных данных дается добровольное согласие на обработку его персональных данных. Такое согласие, может являться приложением к договору об оказании платных медицинских услуг, либо быть оформлено отдельным документом. Считаем, что срок хранения добровольного согласия на обработку персональных данных должен соответствовать сроку хранения медицинской документации. Это связано с тем, что в медицинской документации отражаются, в том числе, персональные данные потребителя услуг. Срок хранения отдельных медицинских документов может составлять 25 лет (см. письмо Минздрава РФ от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации", письмо Минздрава РФ от 04.04.2005 N 734/МЗ-14 "О порядке хранения амбулаторной карты"). В случае если, согласие на обработку персональных данных оформлено как приложение к договору, то при определении срока хранения последнего рекомендуем учитывать срок хранения медицинской документации |
Существенные условия договора об оказании платных услуг, договора ДМС | |
Сведения об исполнителе, потребителе (пациенте), заказчике медицинской услуги |
Информация о сторонах договора, указывается в соответствии с требованиями, уставленными п. 23 Правил N 736 |
Предмет договора |
По договору возмездного оказания услуг, в том числе договору ДМС исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК РФ). В договоре (в приложении к договору) следует указать перечень медицинских услуг, которые будут оказываться потребителю и которые являются предметом заключаемого договора (пп. д п. 23 Правил N 736) Перечень и стоимость медицинских услуг, оказываемых в рамках договора ДМС, определяется прейскурантом на медицинские услуги (является неотъемлемой частью договора ДМС). Важно! Содержание договора должно позволять потребителю достоверно определить, какая конкретно медицинская услуга будет ему оказана, без дополнительного изучения информации, размещенной, в том числе, на сайте в сети "Интернет" или информационном стенде в фойе медицинского учреждения (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 N 17АП-5385/22 по делу N А60-68930/2021)) |
Стоимость медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты |
Цена, оказываемых учреждением медицинских услуг фиксируется в прейскуранте, утверждаемом руководителем учреждения и размещаемом на сайте учреждения либо информационном стенде. В договоре указывается стоимость медицинских услуг исходя из их объема и цены, определенной прейскурантом на 1 единицу услуги. Требование об указании в договоре стоимости услуг, сроков и порядка их оплаты установлено пп. е п. 23 Правил N 736. В договоре ДМС, поскольку имеется временной разрыв между оказанием услуги застрахованному лицу и получением денежных средств от страховой организации рекомендуем прописать: - обязанность со стороны страховой организации оплатить, оказанные застрахованным лицам услуги в случае прекращения действия полиса ДМС (например, в связи с его переоформлением; расторжением трудового договора с работником и др. обстоятельств); - порядок совершения расчетов (в частности указать в какие сроки медицинское учреждение, являясь исполнителем, предоставляет страховой организации, документы на оплату оказанных застрахованным лицам медицинских услуг); - порядок проведения сверки взаиморасчетов; - другие условия. Медицинские услуги застрахованным лицам, могут быть оказаны (определяется условиями договора): - по списку, предоставляемому страховой организацией; - по направлениям (гарантийным письмам), которые страховая организация направляет в медицинское учреждение, после согласования с застрахованным лицом прием у врача |
Ответственность сторон за невыполнение условий договора |
Ответственность сторон договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств его сторонами, является обязательным (пп. к п. 23 Правил N 736). В случае отказа страховой организации от оплаты, оказанных учреждением медицинских услуг, учреждение вправе обратиться в суд и в судебном порядке взыскать денежные средства, подлежащие оплате. Для принятия положительного судебного решения, факт оказания медицинских услуг, застрахованным лицам, должен быть подтвержден документально, в противном случае суды встают на сторону страховщика, указывая в своем решении, что медицинским учреждением не доказано наличие правовых и фактических оснований для реализации права на оплату оказанной медицинской помощи по договору ДМС (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.12.2022 Ф05-29774/22 по делу N А40-70462/2022). Обязанность по предоставлению доказательств качественно оказанной услуги возложена Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" на исполнителя, в данном случае, на медицинское учреждение, оказавшее такую услугу (см. Определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 по делу N 8Г-17048/2021[88-18008/2021]) |
Порядок изменения и расторжения договора |
Общие основания для изменения и расторжения договора содержатся в ст. 450 ГК РФ. В договоре об оказании платных медицинских услуг следует прописать порядок изменения его условий и основания расторжения (пп. л п. 23 Правил N 736). Например, основанием для расторжения договора может выступать отказ потребителя от получения медицинской услуги (п. 29 Правил N 736). Не исполнение медицинским учреждением условий заключенного договора, также может являться основанием для его расторжения и возврата потребителю (заказчику) стоимости фактически не оказанных ему услуг (см. определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2023 по делу N 8Г-7354/2023[88-8790/2023]). |
Условия, включаемые в договор | |
Перечень прав и обязанностей сторон |
Договором ДМС могут быть предусмотрены следующие обязанности медицинского учреждения, как исполнителя медицинских услуг: - оказывать качественно и в установленные сроки медицинские услуги; - своевременно информировать страховую организацию о приостановлении, прекращении действия лицензии; об изменениях в перечне лицензированных видов деятельности; - оформлять необходимые для обслуживания застрахованных лиц медицинские документы; - сообщать в установленные договором сроки о внесении изменений в прейскурант цен; - выдавать застрахованным лицам, которым были оказаны услуги медицинские документы; - письменно сообщать страховой организации о случаях нарушения застрахованными лицами медицинских предписаний и лечебно-организационного режима; - сообщать страховщику о неоказании застрахованным лицам медицинских услуг.
В договоре ДМС можно предусмотреть обязанности страховщика по: - письменному ознакомлению застрахованных лиц с правилами оказания медицинских услуг и режимом работы медицинского учреждения; - оформлению согласия застрахованных лиц на обработку их персональных данных и предоставление такого письменного согласия исполнителю услуг (учреждению); - оплате в установленные сроки фактически оказанных медицинских услуг застрахованным лицам |
Положениями п. 17 Правил N 736 установлена обязанность исполнителя, в данном случае медицинского учреждения, довести до сведения потребителя и (или) заказчика образцы договоров об оказании платных медицинских услуг. В исполнении данного требования у учреждения, должны быть в наличии разработанные самостоятельно либо рекомендованные для использования в работе органом, выполняющим функции и полномочия учредителя образцы договоров платных медицинских услуг.
Смотрите дополнительно:
Примерная форма договора на оказание платных медицинских услуг.
__________________________________
*(1) Примечание. В отношении договора на оказание платных медицинских услуг применяются, в том числе правила, установленные гл. 39 ГК РФ, регулирующие порядок заключения договора о возмездном оказании услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ). К договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) (ст. 783 ГК РФ).
5. Расчет стоимости платных услуг
Медицинские учреждения определяют цены на платные медицинские услуги в порядке, установленном органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (п. 9 Правил N 736). Анализ нормативно - правовых актов субъектов РФ, определяющих расчет цен (тарифов) на платные медицинские услуги, подведомственными учреждениями здравоохранения демонстрирует разный подход со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ к рассматриваемому вопросу.
В таблице обобщим сложившуюся в регионах практику определения цены на платные медицинские услуги:
Учреждением, цена медицинской услуги | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассчитывается по методике, установленной органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (см. приказ Минздрава Краснодарского края от 04.04.2019 N 2022/1, приказ ДОЗН КО от 19.04.2012 N 498)
|
|
Определяется самостоятельно исходя из расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности и затрат на содержание имущества (см. приказ Минздрава Республики Башкортостан от 02.10.2020 N 1532-Д, приказ Минздрава Республики Татарстан от 16.12.2019 N 2505) |
|
Утверждается руководителем учреждения в размере, установленном органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (см. приказ Минздрава Республики Тыва от 20.10.2020 N 1261пр/20) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Органом, выполняющим функции и полномочия учредителя могут устанавливаться дополнительные условия применения, утвержденной им методики расчета затрат. Например, в части оказания на платной основе видов медицинской помощи, аналогичных видам медицинской помощи финансируемых из средств ОМС может быть установлено, что цена платной услуги не должна быть выше, установленного тарифа (стандарта) на медицинскую помощь в системе ОМС (см. приказ Минздрава Калужской области от 28.03.2012 N 355 , приказ Минздрава Калужской области от 16.02.2009 N 86) |
|
Орган, выполняющий функции и полномочия учредителя в отношении расчета цены платной услуги может устанавливать предельную долю затрат по отдельным расходам, включаемым в нее. Например, размер затрат на персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания платной услуги (основной персонал) не может превышать 65% от общего объема затрат (см. приказ Департамента здравоохранения Ивановской области от 23.01.2014 N 15) |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Для определения цены платной услуги самостоятельно разрабатывают методику расчета. При составлении методики расчета цены на платную услугу учреждения могут использовать справочно: - Инструкцию по расчету стоимости медицинских услуг (временная), утвержденную Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10.11.1999 NN 01-23/4-10, 01-02/41(*); - методики расчета цен, содержащиеся в нормативно - правовых актов других субъектов РФ; - методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные Минэкономики РФ 06.12.1995 N СИ-484/7-982 |
|
|
___________________________________________________
(*) Примечание. Инструкция определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг, при этом не является нормативно - правовым актом. Использовать положения инструкции учреждение вправе лишь в качестве вспомогательного материала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год -главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н., Лисицин П.Е., Старовойтова Н.Н., Емельянова О.Н., Панкова Н.М., Сизонова О.А., Селина Е.А., Гурашвили Р.Н., Старовойтова Е.В., Коткина Ю.Е., Монько В.С., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Г.Н.